По данным источников, заслуживающих полного доверия, руководством страны найден новый способ повышения конкурентоспособности. Кулуарное название высшей инновации – “Метод амебы-Лукашенко”. Причем, никакого желания оскорбить главу союзного государства никто не имел, просто так сложилось, что метод продвижения позаимствован у указанного отряда простейших, а способ извлечения ресурсов – у Александра Лукашенко.
После прОклятых 1990-х стало очевидно, что попытка пустить все на рыночный самотек чревата совершенно непредсказуемыми результатами, поэтому, если мы хотим добиться в намеченные сроки поставленных задач - удвоения ВВП, уменьшения вдвое количества бедных, удвоения конкурентоспособности страны, уменьшения вдвое коррупции, перехода к двум заместителям у всех начальников и ухода от двойного подчинения множества работников, - надо срочно сформулировать страновой проект и разбить его на стадии проектирования и реализации.
Как делить на стадии – уже понятно. Если бы у каждого руководителя было много заместителей, развиваться можно было бы в количестве направлений, равном числу заместителей, уменьшенному на одного, - кто-то должен “оставаться в лавке” - следить за тем, чтобы революционные изменения на передовых участках не сносили слишком радикально крышу у основной части общественного (отраслевого, регионального…) организма. Кто-то должен поддерживать управляемость, обеспечивать функционирование…
Поскольку теперь на инновации остается по одному заместителю руководителя, было решено в каждый конкретный момент сосредотачиваться именно на одном из направлений развития.
Далее помогло изучения опыта амеб. Известно, что они не имеют постоянной формы тела, оно образует временные выпячивания - ложноножки (или псевдоподии), которые служат для движения (а также для захвата пищи). Схожим образом теперь предлагается развиваться и нашему государству на всех этажах его управления. По мере освоения области, она будет передаваться в управление “консервативному” заместителю, который подтянет к ней остальной организм. А “инноватор” будет иметь возможность заняться новой сферой.
И если ближайшие полгода, скажем, у России будут посвящены футболу, то далее должно будет наступить полугодие высшего образования, за ним – обеспечения офицеров жильем, чуть позже – полной компьютеризации населенных пунктов в сельской местности, далее – хоккея, космоса, медицины и т.д.
Ничуть не менее остро у нас, как известно, стоит проблема ресурсов развития – после всех выплат, а также отчислений в стабилизационный фонд на него просто ничего не остается. Пока цены на нефть высоки, задача достаточно проста – знай дои сильнее нефтянку. Но все когда-нибудь кончается – даже нефть или - хотя бы - высокие цены на нее. Важно уже сейчас перейти к методам концентрации ресурсов, которые смогут помочь развиваться и после этого грустного момента.
В качестве проверенного рецепта был решено использовать методику, испытывавшуюся и у нас, но доведенную до совершенства в союзной с нами Белоруссии. Там, если есть необходимость в реализации каких-нибудь срочных страновых проектов (от строительства свинарника до взятия на буксир отстающих хозяйств), предпринимателям отправляется разнарядка по добровольной помощи родному государству. И хоть бы кто отказал!..
Правда, мы не стали заимствовать методику слепо, выдавая на-гора случайный набор социальных заказов. Вместо этого мы решили подойти к вопросу привлечения бизнеса к социальной ответственности на основе скрупулезного анализа динамики его покаяния.
Начался этот процесс стихийно – с отдельных подачек на строительство храмов (замаливание грехов) и выход спектаклей (пиар и вкусовщина под прикрытием патриотической демагогии), продолжился поддержкой регионов, в которых компании работают наиболее активно (подкуп местного начальства и населения для ухода от более серьезных выплат).
Следующим шагом должна была стать уже деятельность по формированию собственных проектов развития страны. Отдельные компании уже опасно подошли к этому рубежу. Но что за страна у нас будет, если каждый станет формировать собственный страновой проект?! Немного не доходя до этого этапа созревания чувства социальной ответственности у основной части бизнеса-сообщества, было решено эту ответственность зафиксировать и направить в конструктивное русло. Ну, а взявшие фальстарт просто оказались снятыми с дистанции.
До сих пор, правда, находятся сторонники у старомодных представлений об эффективных взаимоотношениях государства с бизнесом – достаточно, мол, дотошно собирать все положенные налоги и сборы. Но большинство экспертного сообщества здраво рассудило, что для развития экономики налоги надо уменьшить (тем более, что их все равно мало кто платит в полном объеме), зато активно содействовать сугубо добровольному привлечению бизнеса к самым актуальным программам: куда милее платить по собственному желанию, чем из под палки.
Организующая роль государства позволит вместо распыления материального выражения социальной ответственности сконцентрировать его на наиболее приоритетных направлениях развития страны.
Случайная утечка в пятничной “Независимой газете” о 50 футбольных стадионах, заказанных в рамках одного из ближайших этапов развития государства (покаяния бизнеса), не даром не содержит четкого указания на сроки – метод амебы-Лукашенко пока находится только на стадии тестирования. По ее окончании будут прописаны окончательные сроки, а также последовательность подъема различных сфер нашей жизни.
Как сообщают представители околокремлевского экспертного сообщества, там сейчас активно обсуждается проблема длительности цикла развития-покаяния: какое время понадобится, чтобы подтянуть все сферы жизни (или – в иной постановке – за какое время уже подтянутая сфера успеет столь безбожно отстать, что за нее придется браться вновь). Еще один вопрос – сопоставление прогноза нашей траектории развития с траекториями ведущих постиндустриально развитых стран – надо понять, на каком этапе мы перейдем от догоняющего развития к опережающему и хватит ли до того момента ресурсов социальной ответственности у наших предпринимателей.