будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Май 21, 2025
Бутовский полигон

Cвященномученик Александр Скальский

Cвященномученик Александр Скальский
skalsky
Cвященномученик Александр Скальский

Александр Скальский — сын священника из села Ярославичи Дубенского уезда Волынской губернии. В 18 лет, в 1885 году окончил Волынскую духовную семинарию. 15 августа 1886 года поступил на службу в Подольскую духовную консисторию. 29 декабря 1886 года был назначен псаломщиком в Крестовоздвиженскую церковь в городе Каменец-Подольске Подольской губернии.

В 1891 году был принят в Туркестанскую епархию епископом Туркестанским Неофитом (Неводчиковым) и 2 мая того же года назначен псаломщиком в храм в станице Зайцевская (ныне Казахстан, Алма-Атинская о., г. Чилик) и законоучителем церковноприходской школы. 8 августа 1893 года был рукоположен в сан диакона епископом Григорием (Полетаевым). С 25 июня 1894 года служил в Александро-Невском храме в городе Маргилане и законоучителем в церковно-приходском училище. 21 февраля 1899 года был рукоположен в сан священника епископом Аркадием (Карпинским), служил в церкви-вагоне при Средне-Азиатской железной дороге.

В 1900 году назначен настоятелем Александро-Мариинской церкви при детском приюте в городе Верном. О. Александр был активным и разносторонне деятельным священником Верного: совершал с народом крестные ходы и паломничества к местным святыням, принимал участие в деятельности общества трезвости при архиерейской церкви, на пастырских собраниях выступал с докладами о деятельности сектантов. Будучи настоятелем приютской церкви, отец Александр вместе с детьми напротив приюта насадил парк. После закрытия приюта при безбожной власти парк был частично вырублен.

5 мая 1907 года был назначен настоятелем Николаевской церкви, что на Кучугурах, на Зубовской площади , в городе Верном. Был возведен в сан протоиерея и за свою ревностную пастырскую деятельность награжден многими наградами.

Отец Александр всё свободное от службы время посвящая больным и обездоленным. Богослужение он совершал торжественно и празднично, и его голос был слышен в самом дальнем уголке храма. «Это же у Престола Господня! — говорил он. — Это же Богу служить! Богу! Богу! Надо, чтобы люди радовались, чтобы все были веселы! Надо так служить, чтобы и сам воздух звенел». Вместе с отцом Александром в храме служил его близкий и искренний друг протоиерей Стефан Пономарев, пострадавший впоследствии вместе со своим настоятелем.

Послереволюционные газеты называли о. Александра священником-народолюбцем, когда в первый день праздника Пасхи 1918 г., сопровождая епископа Пимена (Белоликова), он посещал с ним раненых бойцов, подавлявших контрреволюционный казачий мятеж 1918г. в г.Верном. Цель посещения — прекращение братоубийств и революционной смуты.

Осенью 1919 г. в г. Верном был закрыт Иверско-Серафимовский женский монастырь, насельницы которого разбрелись по городу и его окрестностям в поисках жилья и случайного заработка для пропитания. Четверо из них — монахини Евфалия (Кудеева), Дорофея, инокини Мариамна (Клинюшина) и Феодора (Буханцова)с племянницей-сиротой Анастасией Нагибиной — сняли себе комнату недалеко от Николаевского храма. Они ежедневно приходили в Николаевскую церковь. О. Александр, видя бедственное положение сестер и зная, что на работу монастырских не принимают, стал уговаривать их поселиться в храме. Великим Постом 1927 г. сестры-монахини перешли жить в церковь, где поселились в нижнем полуподвальном помещении. Кроме них, о.Александр поселил еще восьмерых монахинь, но последние постепенно разъехались, лишь эти четверо да Анастасия остались. Они трудились при храме и жили по монастырскому уставу. Духовником этого небольшого сестричества был протоиерей о. Стефан Пономарев.

В конце 1920-х и в 30-е годы в Алма-Ате был пересыльный пункт ГПУ. О. Александр всех принимал, устраивал в подвале церкви. Монахини кормили и обстирывали заключенных.

Во время обновленченских нестроений Свято-Николаевская церковь устояла, не впала в живоцерковный раскол. Хотя о. Александр в 1927 г. был намерен вступить в общение с обновленцами, но паства его вразумила просьбами, слезами и угрозами. О. Александр в праздничный день перед литургией встал на колени и в одном подряснике полз на коленях от паперти до амвона, и с амвона просил прощения у Господа, духовенства и всей своей паствы.

К концу 1929 г. во всей Алма-Ате только Николаевская церковь оставалась единственным оплотом православия. К этому времени о. Александра ГПУ выселило из дома.

О.Александр был женат, но семейная жизнь его не сложилась. Жена оставила его, детей он не имел и жил один в одной из комнат при Николаевском храме. Потом о. Стефан Пономарев, видя, что о.Александру Скальскому трудно жить одному, пригласил его к себе жить в в одной из комнат их дома, а матушка о. Стефана жила на первом этаже и облегчала их повседневный быт. В то время питались очень скудно. И службы, и требы — все лежало на плечах о.Александра и о.Стефана. О.Александр был строгим постником.

9 декабря 1932 года была всенощная накануне празднования иконы Божией Матери «Знамение», на которой служил владыка Герман (Вейнберг) и все православное духовенство г. Алма-Аты. После окончания службы сотрудники ГПУ арестовали всех, кто служил в храме. Все они проходили по групповому делу «дело к/р организации церковников, г. Алма-Ата, 1933 г.»

Отца Александра, а также священников Стефана Пономарёва и Филиппа Григорьева в течение месяца допрашивали в алма-атинском ГПУ, затем перевели в городскую тюрьму, где все трое заболели сыпным тифом. Их перевезли в тифозные бараки. Первым, 17 января, умер священник Филипп, на следующий день — священник Стефан, 20 января 1933 года преставился о. Александр.

25 июня 1933 года было вынесено уже посмертное обвинительное заключение и приговор по «делу» епископа Германа (Вейнберга), в котором о.Александр был признан одним из идейных вдохновителей и руководителей контрреволюционной организации церковников.

Всех троих похоронили в одной могиле на горочке за городом, на которой о. Александр завещал быть похороненным. Сейчас это городской район Алма-Аты. Память о священномучениках Николо-Кучугурских свято хранилась паствой, на их могиле была положена надгробная плита. В 1960-х гг. при застройке города могила священномучеников была уничтожена, местонахождение их святых мощей неизвестно.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).