будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Май 20, 2025
Бутовский полигон

Преподобномученик Владимир Пищулин

Преподобномученик Владимир Пищулин
pishulin
Преподобномученик Владимир Пищулин

Владимир Пищулин родился 6 июля 1889 года, по одним данным — в Костроме, по другим — в Витебске. Отец — дворянин, член окружного суда.

По окончании гимназии в Витебске поступил в 1908 г. на юридический факультет Санкт-Петербургского университета, осенью того же года перешел в Московский университет, где проучился год, после чего вернулся в Санкт-Петербургский университет на историко-филологический факультет, который окончил в 1914 г. Близкий друг и однокашник будущего обновленческого митрополита Александра Введенского.

Преподавал в гимназии, читал лекции по психологии в Народном университете.

С 1917 г. жил в Витебске, где в течение нескольких месяцев являлся секретарем губ. комитета кадетской партии. Октябрьский переворот встретил резко враждебно из-за программного атеизма большевиков и преследования религии. В конце 1918 г. вернулся в Петроград. Состоял членом Дома ученых, с 27 февраля 1921 г. являлся членом философского общества.

24 декабря 1919 г. был рукоположен во диакона (целибат), 1 января следующего года — во иерея, служил в церкви святых Захария и Елисаветы вместе с протоиереем Введенским. Одновременно с 1920 по 1922 год являлся настоятелем Никольской церкви при Доме слепых на Моховой улице.

Неоднократно выступал с публичными лекциями в Петроградском Богословском институте, был введен в корпорацию института, 30 августа 1921 г. назначен ассистентом кафедры христианской педагогики. Организовал материальную помощь заключенным и сосланным священнослужителям.

31 мая 1922 г. арестован по делу митрополитом Вениамина (Казанского), отпущен на свободу по просьбе священника Александра Введенского.

Летом 1922 года уклонился в обновленчество, был одним из его активных распространителей и апологетов.

8 сентября того же года был арестован по доносу об участии «в нелегальной группе, члены которой для разрешения вопросов антисоветского характера собираются на конспиративных квартирах». Всего по этому делу были арестованы 22 человека, в том числе его брат студент Виктор Пищулин (групповое «дело петроградских священников Любимова Д. Г., Афанасьева В. П. и др. Петроград, 1922 г.»). 15 сентября приговорен к трем годам ссылки в Оренбург как «крайне неблагонадежный в политическом отношении».

В ссылке, в Оренбурге в течение двух лет трудился в Оренбургской епархии по объединению духовенства и мирян на началах обновленной церкви. В брак не вступал. 26 сентября 1924 г. согласно решению Особого совещания при Коллегии ОГПУ был из ссылки освобожден досрочно. По возвращении в Ленинград 9 декабря 1924 г. был пострижен обновленцами в рясофор, возведен в сан архимандрита.

19 декабря 1924 г. назначен и 8 марта 1925 г. хиротонисан во обновленческого епископа Охтенского. Хиротонию в в Казанском соборе совершили обновленческие архиереи: митрополитом Ленинградский Вениамин (Муратовский), митрополит Московский Серафим (Руженцев) и архиепископ Ладожский Николай (Соболев). Участвовал в 3-м обновленческом соборе 1925 г. с правом решающего голоса. Преподавал догматическое богословие в Ленинградском Богословском институте. В ноябре 1925 г. назначен обновленческим епископом Псковским, от назначения отказался и ушел на покой.

14 августа 1926 г. в церкви Спаса на Водах принес покаяние в грехе раскола, архиепископом Алексием (Симанским) был присоединен к православной церкви в сане иеромонаха. По словам митрополита Мануила (Лемешевского), «своим переходом в православную церковь нанес обновленческому течению в Ленинграде удар, для обновленцев непоправимый». Переход в обновленчество, получение епископства из рук Введенского о. Владимир всю жизнь считал своим величайшим грехом и искренне раскаивался.

Благодаря глубоким знаниям, широкой эрудиции и ораторскому дару о. Владимир занимал видное место в религиозной и общественной жизни Ленинграда. Вел борьбу с обновленцами, полемизировал с Введенским. Выступал с докладами на богословские и философские темы в Доме ученых. Состоял в братстве прп. Серафима Саровского, организованном И. М. Андреевым, в сентябре 1927 г. на заседании братства выступил с докладом о Евхаристии.

7 апреля 1928 г. вместе с др. членами братства был арестован, обвинялся в том, что «являлся активным членом нелегальной антисоветской организации «Братства имени преподобного Серафима Саровского».

8 октября коллегией ОГПУ приговорен к ссылке в Казахстан на 3 года.

В 1932 г. был из ссылки освобожден, будучи приговорен к 3-м годам лишения права проживания в ряде областей СССР.

В 1933 — 1934 годах жил в г. Мелекессе (ныне Димитровград Ульяновской обл.), где общался с епископом Вениамином (Троицким).

В 1934 г. поселился в Симферополе, у Никифора Макуни, мужа покойной сестры своей матери. До весны 1935 года ничем не занимался из-за болезненного состояния, жил на иждивении Никифора Миныча. Годы ссылки сильно подорвали здоровье. С 1935 г. работал в библиотеке Симферопольского педагогического института, сдружился с заведующим библиотекой проф. М. П. Поливановым, сыну которого читал и объяснял Евангелие. Также общался с сотрудником Симферопольского краеведческого музея мч. Димитрием Спиридоновым. Узкий круг общения, в который входили: профессор Скворцов, директор краеведческого музея Дмитрий Спиридонов, врач Илья Казас, дополнялся чтением книг из недоступного многим библиотечного фонда: Бердяева, Булгакова, Лапшина, Лосского, Гуссерля.

С местными священниками не общался. Вел переписку с заместителем местоблюстителя митрополитом Сергием (Страгородским) и Ленинградским митрополитом Алексием (Симанским) о возможной работе на церковном поприще и возвращении в Ленинградскую епархию.

Дома вел откровенные беседы с приемным сыном Никифора Макуни Борисом Шабером, не скрывая своих отрицательных взглядов на марксизм, Советскую власть и Конституцию СССР. Когда потом Шабера, который был ответственным руководящим работником, вызвали в органы НКВД и попросили рассказать об о.Владимире, он подробно изложил властям содержание этих бесед. Доверчивость священника обернулась против него. Шабер писал в НКВД: «Политические взгляды Пищулина в период его проживания в Симферополе были крайне реакционны и антисоветские. Он... часто говорил, что в СССР творится антихристово дело, что рост материальной культуры, техники, образования и тому подобного идет у нас параллельно „с оскудением человеческой личности, порабощением духа, запрещением мыслить, падением и гибелью элементарной нравственности, принижением человеческого достоинства и порабощением всех порывов и высоких стремлений к справедливости“».

В начале мая 1937 г. в связи с обострившейся политической обстановкой Поливанов, для того чтобы «переждать волну бдительности», уволил о. Владимира из библиотеки, дав слово взять его обратно, «как только успокоится»; иером. Владимир добывал средства на жизнь уроками иностранных языков. По вечерам, когда стемнеет, ходил в гости к Поливанову для духовного общения.

5 июля 1937 г. иером. Владимир был арестован по доносу Шабера и заключен в Симферопольскую тюрьму, он обвинялся в «контрреволюционной агитации». При обыске у него было изъято 20 книг, 2 епитрахили, 11 блокнотов и 12 тетрадей с записями, ок. 136 писем к различным корреспондентам, медный крест и четки, что составляло почти все его имущество. Иером. Владимир не признал себя виновным в контрреволюционной агитации, однако на допросах не скрывал свое несогласие с политикой властей: «Врагом Советской власти я не являюсь, хотя по некоторым вопросам политики Советской власти я стою на резко отрицательных позициях, т. е. я являюсь противником антихристианской политики Советской власти, а равно и материализма, как отрицающего идею религии... Я заявлял, что смешно и глупо говорить о демократии и свободе, когда самая основа всякой общественной и индивидуальной жизни скована цепями».

10 декабря 1937 года тройкой НКВД Крымской АССР иеромонах Владимир был приговорен к расстрелу.

Расстрелян 10 февраля 1938 года в Симферополе. Погребен в безвестной общей могиле под Симферополем.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).