будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Бутовский полигон
Октябрь 28, 2023
Бутовский полигон

Священномученик Александр Петровский

Священномученик Александр Петровский
sobor
Икона Собор Новомучеников и Исповедников Российских

Александр Петровский — сын диакона города Луцке Волынской губернии. Окончив четыре класса Волынской семинарии, поступил на юридический факультет университета, получил прекрасное образование. Жил с матерью, которую очень любил. После ее смерти получил некоторые средства и загулял. Нередко приходил домой к трем-четырем часам ночи. Однажды, воротясь домой, он лег у себя в комнате. Одна только занавеска отделяла его комнату от комнаты его покойной матери. И видит он: раздвигается занавеска, входит его мать и говорит ему: «Оставь все это и поступай в монастырь!»

Это видение так повлияло на него, что он резко изменил образ жизни, и в 1900 г., будучи 49 лет, действительно принял постриг в московском Донском монастыре, где и был рукоположен во иеромонаха. Позднее он был назначен наместником Донского монастыря и возведен в сан архимандрита.

С 1903 г. исполняя эконома и казначея туркестанского архиерейского дома, состоял членом Туркестанского учительского совета, консистории и императорского Палестинского общества. В 1906 г. принял назначение на должность казначея Жировицкого Успенского монастыря. В 1910 г. стал настоятелем Лубенского монастыря. В 1911 г., после прославления святителя Иоасафа Белгородского, он организовал крестный ход из Лубенского монастыря в Белгород, в котором участвовало несколько сот человек.

С 1917 г. настоятельствовал в Псково-Печерском монастыре. В 1918 г. переехал в Полтаву, жил при епископе Феофане

В 1919 г. стал настоятелем скитской церкви бывшeгo Козельщанского женского монастыря на реке Псел в Полтавской губернии. Образовался скит, когда Козельщанский монастырь и все храмы поблизости были закрыты. Служили в скиту 12 священников, нашедших пристанище после закрытия церквей. Были между ними замечательные люди — подвижники, певцы, проповедники. При церкви существовали типография, иконописная мастерская. Старосте с большим трудом удавалось отстаивать скит, а ведь сюда собиралась масса народа со всей округи. Служба совершалась истово, по уставу, всенощная длилась не меньше четырех часов и проходила с большим подъемом. Отец Александр особенно заботился об улучшении народного пения. «Пойте все!» — обращался он к народу, и все молящиеся вместе с хором пели известные молитвословия всенощного бдения или Литургии. Сам батюшка обладал прекрасным тенором, любил пение и умел вдохновить народ. Свидетель пишет, что нельзя забыть, как в скиту служили акафист Живоносному Гробу. Мощным хором раздавался припев: «Радуйся, Живоносный Гробе, из него же Христос воскресе!»

В 1932 г., после закрытия храма, о. Александр уехал в Киев, служил наместником Никольского монастыря. 30 октября 1932 года был хиротонисан во епископа Уманского, викария Киевской епархии. 25 августа 1933 г. назначен епископом Винницким.

В 1934 г. он являлся членом временного патриаршего священного синода при заместителе патриаршего местоблюстителя митрополите Сергии (Страгородском). В 1937 году возведен в сан архиепископа.

20 мая 1937 г. перемещен на Харьковскую епархиию. Временно управлял Киевской епархией с осени 1937 г.

Был он человеком необыкновенно живым, общительным ласковым, умел свою стойкость сочетать с удивительной выдержкой, которая проявлялась во всем. Его не удовлетворяла рутина, которую он нашел в Харькове. Он привык к вдохновенно-торжественному проведению служб, но ничего не стал ломать, а однажды, на Пасху, дал показательный урок. На первый и второй день служили, как обычно, а на третий службы не предполагалось — все на работе. Владыка обратился с просьбой к народу и клиросу не отходить от святого обычая, установленного церковью, — все три дня совершать праздничные службы: «Возвеселимся о Господе.» Несмотря на рабочий день, храм оказался переполненным народом. Началась праздничная служба, но хор по обычаю начал петь быстро, не повторял всех праздничных песнопений. Владыка обратился к народу: «Пойте все!» — и весь народ стал петь пасхальный канон. А клирос, сначала растерявшись, подхватил пение и стал руководить им, так что служба прошла с таким молитвенным подъемом, как никогда. Владыка после службы специально благодарил хористов, а те (некоторые с 30-летним стажем) потом говорили, что в их жизни никогда не было такой благодатной службы и никогда архиерей так тепло им не выражал благодарности.

Одну за другой стали закрывать церкви в Харькове. Наконец осталась открытой только Николаевская церковь на Холодной горе на весь Харьковский район. Она находилась на окраине города, народ отовсюду собирался туда без особого опасения. Сам владыка приезжал на извозчике с другого конца города за 5 км. Однажды в Никольскую церковь, где служил епископ Александр, пришло распоряжение властей поделить храм с обновленцами, чтобы одно воскресенье служил православный архиерей с клиром, в другое — обновленцы. Паства была категорически против. Решили отдать обновленцам один из приделов, отделив его стеной от остального храма. Через две недели стена была сооружена — несмотря на возмущение и запрет властей. На живоцерковные службы собиралось не более 40 человек — организаторов этого прихода, хотя там было и духовенство и прекрасный хор, получавший приличное жалование. А в самом Николаевском храме бывало столько народа, что причащение длилось несколько часов, а до начала всенощной надо было совершить множество крещений (до ста двадцати). Народ приезжал из дальних мест и терпеливо простаивал долгие службы. Владыка часто говорил о пении во время просительной ектений: «Да вы и человека не станете так просить, чтобы он подал, разве так холодно просят? Пойте все: «Подай, Господи!» И когда тысячная толпа едиными устами, единым сердцем начинала петь, такая молитва звучала в храме, о которой сейчас и малого понятия не имеют. Он всегда просил духовных чад не унывать: «Что бы дальше ни было — держитесь, крепитесь». Близким он говорил, что он последний архиерей на юге России.

20 июня 1938 года архиепископ Александр был арестован УНКВД, в вину ему вменялись «контрреволюционная пропаганда, участие в антисоветской церковной организации „Иоаннитов“ и шпионаж в пользу Польши».

17 июля 1939 года военным трибуналом Харьковского военного округа осужден к 10 годам тюремного заключения в Холодногорской тюрьме. С почтением был он встречен заключенными. 5 января 1940 г. приговор был отменен и дело было возвращено на доследование, но освобожден владыка Александр не был.

Скончался 24 мая 1940 года в возрасте 89 лет. Из среды тюремного персонала говорили, он был задушен. По архивной справке 1940 г., причина смерти — острая сердечная слабость.

Документы свидетельствуют, что в мае 1940 года в морг Харькова был «привезен из корпуса неизлечимых больных колонии НКВД на Каченевке труп старика с номером на ноге и документом, в котором была указана фамилия — Петровский, с предписанием похоронить». Работавший в морге бывший иподиакон владыки и привратник, впоследствии ставший священником (протоиерей Иоаким Орехов), сразу же опознали архиепископа Александра. Но вдруг было получено из тюрьмы предписание: труп Петровского немедленно возвратить, так как он был послан по ошибке. Перевязавши номер с тела владыки на тело одного безродного, отправили последнего с документами Петровского в тюрьму.

Ночью монахи и близкие почитатели священномученика облачили его в архиерейские ризы и совершили по чину отпевание. Гроб вывозили ранним утром, но вся улица оказалась запруженной народом. С плачем, с крестным знамением, опускаясь на колени, встретила толпа повозку с гробом.

Владыка был похоронен за Холодной горой на кладбище села Зелютина. В течение многих лет могила святого была местом молитвы и паломничества.

читайте также
Бутовский полигон
Начальник жандармов
Май 6, 2024
Бутовский полигон
Пасынок Колчака
Апрель 25, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).