Иван Миротворцев — крестьянский сын из деревни Елшанка (по другим источникам — Шевырёвка или Шивырёвка) Саратовского уезда и губернии.
В 1901 (или 1902) году, будучи двадцати лет, окончил Саратовскую духовную семинарию, был рукоположен во иерея. В 1904 году поступил на епархиальную службу. Служил в храме с. Вязьмина (Вязмина) Петровского уезда Саратовской губернии, затем в церкви Всех Святых села Таволожка того же уезда и губернии.
В 1928 году был на месяц заключен в тюрьму за несдачу «излишков хлеба».
В мае 1928 года на общем собрании крестьян, где был и отец Иоанн, представитель местной власти сделал доклад, в котором призвал крестьян сдавать добровольно больше хлеба. На его призыв все присутствующие ответили молчанием. Далее обсуждалось, давать или не давать землю священнику. Отец Иоанн во время своего выступления, обращаясь к крестьянам, сказал, что его лишают земли на основании ложных справок, «без ведома вас, старичков». Собрание большинством голосов постановило: выделить священнику землю. На следующий день, как показали члены сельсовета, отец Иоанн с супругой пришли в сельсовет, и здесь в присутствии нескольких граждан священник будто бы сказал: «„В совете сидят не правители, а просто жулики и хулиганы; наш сельсовет — это грачиное гнездо. Этим правителям я прежде времени в руки не дамся“. Жена попа, называя представителей власти „совбутыльниками“, продолжала: „Вы преждевременно не торжествуйте“. По этому поводу был составлен акт и направлен прокурору».
В марте 1929 года власти частично изъяли имущество семьи священника за недоимки. В апреле того же года собрались забрать то, что осталось, но прихожане в отсутствие священника оказали сопротивление изъятию его имущества представителями властей.
19 октября 1929 года состоялось общее собрание крестьян. На собрании местный коммунист потребовал от священника сдачи государству трехсот пудов хлеба. В ответ отец Иоанн сказал: «Вы что же, опять на меня накладываете — что у меня, больше всех уродилось?! Да вы прямо скажите, что ты нам, батюшка, не нужен». И спросил, чье это решение, на что ведущий собрание коммунист ответил, что это решение сельсовета.
6 или 9 ноября 1929 года был арестован вместе с тремя крестьянами Аткарским райотделом ОГПУ по обвинению в «антисоветской агитации».
На допросе священник сказал:
«Конфликт, который имел место в мае 1928 года между мной и председателем сельсовета Макаровым, я помню хорошо. Произошел он из-за того, что меня лишили земельного надела под предлогом найма рабочей силы для обработки этого земельного надела. Я остался этим решением недоволен и по сему случаю обратился за поддержкой к общему собранию крестьян. Бранных слов по адресу сельсовета я не говорил, а говорил только, что они подали ложные сведения и на этом основании я был лишен земельного надела. Я отрицаю то обстоятельство, что якобы мной было оказано противодействие при изъятии у меня имущества в марте и апреле 1929 года за несдачу хлебных излишков, и организацию на этой почве массовых выступлений»
15 декабря 1929 года следствие было закончено, священника и крестьян обвиняли в том, что они, «объединившись для антисоветской деятельности и под видом религиозности, часто сходились в доме священника Миротворцева, где группа и проводила организационное оформление своей антисоветской деятельности». Сотрудники ОГПУ предложили не выносить дело в суд и принять решение Особым совещанием при Коллегии ОГПУ, с чем был не согласен прокурор, посчитав, что дело, как вполне доказанное, должно решаться в суде. На это предложение прокурора уполномоченный секретного отделения ОГПУ отписал:
«Открытый судебный процесс по данному делу, согласно заключению Окрпрокурора, не даст положительных результатов и должного эффекта, потому что проходящий по делу возглавляющий группировку священник Миротворцев И.Н. имеет значительный авторитет и религиозное влияние среди всех прослоек села, и особенно бедноты».
24 — 25 января 1930 года Особой тройкой при Полномочном представительстве ОГПУ по Нижневолжскому краю приговорен к 5 годам исправительно-трудовых лагерей.
В 1930 — 1933 годах отбывал заключение в Беломоро-Балтийском лагере. По отбытии срока заключения священнику было запрещено проживание в Нижневолжском крае, то есть в Саратовской области, где он прослужил более четверти века и где оставалась вся его паства.
По окончании заключения служил в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Приимково Гаврилов-Ямского района Ярославской области по приглашению жителей села. В июле церковь была закрыта.
В июле-августе 1937 года в Гаврилов-Ямском районе была арестована группа духовенства и мирян во главе с благочинным. Некоторые арестованные согласились стать лжесвидетелями и дали показания, будто отец Иоанн при назначении на приход получил «задания антисоветского характера, а также задания на произнесение проповедей и разъяснение их в антисоветском духе, на сбор совещаний и собраний нелегального характера» от митрополита Ярославского Павла (Борисовского).
6 августа 1937 года арестован и заключен в тюрьму в Ярославле.
— Вы арестованы как участник церковно-повстанческой группировки, существующей на территории Гаврилов-Ямского района. Вы признаете это?
— Участником церковно-повстанческой группировки я не был, и о существовании таковой мне ничего не известно.
— Следствию известно, что вы, как участник церковно-повстанческой контрреволюционной группировки, у себя в квартире устраивали антисоветские сборища, после которых распространяли среди населения провокационные контрреволюционные слухи. Подтверждаете это?
— Это я отрицаю, — антисоветских сборищ у себя на квартире я никогда не проводил.
— На вас показывают свидетели, что вы вели контрреволюционную работу среди населения.
— Никакой контрреволюционной работы я не вел.
16 августа 1937 года следствие было закончено, и 27-28 сентября дело было рассмотрено Особой тройкой при УНКВД по Ярославской области, которая приговорила священника к десяти годам заключения в исправительно-трудовом лагере.
В 1937 — 1938 годах отбывал наказание в Ухтинско-Печорском лагере.
Скончался 18 марта 1938 года в Ухтинско-Печорском лагере от тягот заключения. Место захоронения неизвестно.