19 октября 1918 года родился поэт, сценарист, драматург, автор и исполнитель собственных песен Александр Галич (Гинзбург).
Личное дело
Александр Аркадьевич Галич (настоящая фамилия - Гинзбург, 1918 – 1977) родился в Екатеринославе (ныне Днепр). Его отец Арон Самойлович Гинзбург был экономистом, мать Фейга Борисовна Векслер работала в консерватории. С 1923 года его семья жила в Москве. В восемь лет мальчик начал заниматься в литературном кружке поэта Эдуарда Багрицкого. Окончив школу, поступил в Литературный институт и в Оперно-драматическую студию К. С. Станиславского. Через некоторое время из-за трудности обучения сразу в двух вузах оставил Литературный институт, но через три года покинул и Оперно-драматическую студию, перейдя в Театр-студию А. Н. Арбузова и В. Н. Плучека.
После начала войны был призван в армию, но на медкомиссии у него обнаружили врожденный порок сердца и признали негодным к воинской службе. Работал в «Театре народной героики и революционной сатиры» в Грозном, затем в Ташкенте, где была сформирована театральная труппа из студийцев Арбузова и Плучека. Труппа выступала на фронтах, Александр Гинзбург был одновременно актером, драматургом и даже композитором. После войны он попытался получить высшее образование, поступив в Высшую дипломатическую школу, но у него отказались даже принимать документы («Потому что лиц вашей национальности мы вообще в эту школу принимать не будем. Есть такое указание»).
К началу 1950-х Александр Гинзбург становится преуспевающим драматургом, его пьесы идут во многих театрах. Тогда и появился псевдоним «Александр Галич». Несколько пьес Галича положены им в основу киносценариев. Среди фильмов, снятых по сценариям Галича, такие известные, как «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи ветрах», «Дайте жалобную книгу». Галич становится членом Союза писателей и Союза кинематографистов.
Песни Галич начал писать еще в 1950-х годах, но известность в качестве автора и исполнителя песен получил с 1960-х. Официальные выступления его не разрешались, поэтому песни Галича звучали на квартирных концертах и расходились по стране в магнитофонных записях. Единственное публичное выступление Галича прошло в 1968 году в Новосибирске, на фестивале авторской песни «Бард-68». Тогда в клубе «Под интегралом» прозвучали песни «Промолчи» и «Памяти Пастернака».
Хотя содержание песен было крайне далеким от официальной тематики и стиля советского искусства, некоторое время Александр Галич жил достаточно спокойно. Но однажды записи песен Галича прозвучали на свадьбе дочери члена Политбюро ЦК КПСС Дмитрия Полянского и актера Театра на Таганке Ивана Дыховичного. Отец невесты, услышав песни Галича, рассказал о его антисоветском творчестве на заседании Политбюро. Вскоре последовали санкции. Дело усугубило издание сборника песен эмигрантским издательством «Посев». Галича исключили из Союза писателей и Союза кинематографистов. Спектакли по его пьесам были сняты из репертуара театров, производство фильмов остановлено, а из титров старых фильмов исчезла его фамилия.
В течение 1972 и 1973 годов Галич живет случайными заработками. В 1974 году его приглашают в Норвегию на семинар по творчеству Станиславского. Выездную визу Галичу не дают, но предлагают покинуть СССР совсем. В июне 1974 года Галич соглашается и 25 июня с женой вылетает в за границу.
В течение года Александр Галич читал в университете города Осло лекции по истории русского театра. Затем жил в Мюнхене, где вел на радиостанции «Свобода» передачу под названием «У микрофона Александр Галич». Потом жил в Париже.
Александр Галич погиб 15 декабря 1977 года в Париже от удара электрическим током, когда пытался подключить антенну к телевизору. Похоронен на кладбище Сент-Женевьев-де-Буа.
Чем знаменит
Автор более 170 песен, среди которых «Баллада о прибавочной стоимости», «Красный треугольник», «Баллада о сознательности», «Облака», «Ошибка», «Я выбираю свободу», «Слушая Баха», «Королева материка», «Кадиш», «Мы не хуже Горация», «Когда я вернусь». Значительная часть песен написана от лица персонажей, «простых советских людей», использованием оборотов разговорной речи, просторечия, диалектизмов. Однако далеко не всегда эти песни исключительно сатирические, во многих герои вызывают сочувствие, а порой их судьба и вовсе трагична. Особенно выделяется ряд песен, посвященных поэтам и писателям: Ахматовой, Пастернаку, Хармсу, Блоку, Мандельштаму, Вертинскому, Шаламову, Домбровскому.
О чем надо знать
В 1956 году в Театре-студии МХАТ, из которой потом возник «Современник», готовился к постановке спектакль по пьесе Алесандра Галича «Матросская тишина», посвященной судьбе старого еврея Абрама Шварца и его сына, талантливого скрипача Давида, погибших во время войны. Действие пьесы охватывало как довоенное, так и послевоенное время. Роли исполняли Олег Ефремов, Олег Табаков, Игорь Кваша, Евгений Евстигнеев – тогда еще молодые, неизвестные актеры. Однако премьеры так и не состоялось, поскольку пьеса была запрещена министерством культуры. Драматурга обвинили в том, что он «искаженно представляет роль евреев в Великой Отечественной войне». История постановки рассказана Галичем в повести «Генеральная репетиция».
Прямая речь
«Давние знакомые и приятели, слушая песни, поражались: откуда у этого потомственного интеллигента, прослывшего эстетом и снобом, этот язык, все это новое мироощущение? В каких университетах изучал он диалекты и жаргоны улиц, задворок, шалманов, забегаловок, говоры канцелярий, лагерных пересылок, столичных и периферийных дешевых рестораций? Но и самые взыскательные мастера литературы говорили, что этот язык Галича – шершавая поросль, вызревающая чаще на асфальте, чем на земле, – в песнях обретает живую силу поэзии. Корней Иванович Чуковсий целый вечер слушал его, просил еще и еще, вопреки правилам строгого трезвенника сам поднес певцу коньяку, а в заключение подарил свою книгу, надписав: "Ты, Моцарт, – Бог, и сам того не знаешь!"». Лев Копелев
«Мне кажется, что очень точно сказала Елена Георгиевна Боннэp - что в жизни каждого человека, тем более художника, наступает определенный момент, когда он не может не говорить правду или довольствоваться полуправдой. Одной из причин - не только для Галича, а для всего его поколения, я уведен, - было возвращение людей после гулаговских ссылок и лагерей; возвращение нашего двоюродного брата Витеньки, который почти 20 лет просидел в лагере». Валерий Гинзбург
10 фактов об Александре Галиче
Александр Галич на Полит.ру
Репортаж с лекции доктора филологических наук Николая Богомолова
Н. А. Богомолов «Александр Галич: поэтика интертекстуальности»
Материалы об Александре Галиче
Статья об Александре Галиче в Википедии