будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 17, 2025
Человек дня

Архиепископ Иоанн (Шаховской)

Архиепископ Иоанн (Шаховской)
0001X
Иоанн (Дмитрий Шаховской). Источник: Фото: "Русские Латвии"

5 сентября родился Иоанн (князь Дмитрий Шаховской), епископ Православной церкви в Америке

 

Личное дело

Архиепископ Иоанн (в миру князь Дмитрий Алексеевич Шаховской, 1902-1989) родился в Москве. Его семья принадлежала к тульской ветви рода Шаховских. Отец, князь Алексей Николаевич Шаховской, прослужил много лет по департаменту герольдии статским советником. Он был земцем и оказал большое влияние на будущего архиепископа. Сын писал о нем: «В начале десятых годов, избранный венёвским предводителем дворянства, он до самой революции хозяйничал в деревне, помогая людям, без всяких демократических идей или теорий».

Дмитрий поначалу обучался дома, затем учился в гимназии Карла Мая в Санкт-Петербурге. В  1912 году поступил в Царскосельскую школу Левицкой, а затем в 1915 году был принят в Императорский Александровский Лицей. Но учеба была прервана революцией.

В 1918 году мать Дмитрия княгиню Шаховскую арестовали. Еще не достигший шестнадцатилетня юноша бегал по инстанциям, пытаясь ее спасти и даже добился личной встречи с Ф.Э.Дзержинским.  После того, как мать выпустили из тюрьмы по заступничеству крестьян их родового имения, Дмитрий отправился на юг России, в Ростов-на-Дону, где пошел добровольцем в белую армию генерала А. И. Деникина. Принимал эпизодическое, по его словам, участие в Гражданской войне. В бою у станции Куберле в Сальской степи Дмитрий был тяжело контужен. Юного князя эвакуировали в Ростов, где он находился на излечении в клинике профессора Парийского. Летом 1919 года он был зачислен в Севастополе во флотскую Беспроволочно-телеграфную школу, а летом 1920 года, как не достигший 18-летнего возраста, был направлен в Русское общество пароходства и торговли и в качестве радиста эвакуирован из Крыма в Константинополь.

Из Константинополя перебрался во Францию, где жила его тетка Мария Шаховская, вдова двоюродного брата его отца. В 1921 году князь Дмитрий начал обучаться в Свободной школе политических наук, живя светской и, по его собственному признанию, легкомысленной жизнью. В том же году он познакомился с И.Буниным, Б.Зайцевым и М.Алдановым. На следующий год получил в Бельгии стипендию Лувенского университета, где обучался сначала на экономическом, а затем на историческом отделении философско-словесного факультета.

Тогда же Дмитрий Шаховской стал серьезно заниматься литературным творчеством, писать стихи. В мае 1922 года в журнале «Русская мысль», редактируемом П.Б.Струве, появилось его первое стихотворение, а еще через год уже вышел первый сборник его стихов «Песни без слов», изданный в Париже в 1924 году. После этого Шаховской становится членом бельгийского Пенклуба, в котором знакомится с П.Валери, Г.Честертоном, братьями Торо, П.Клоделем и другими известными писателями.

В 1925 году, еще будучи студентом Лувенского университета, Шаховской начал издавать литературный журнал «Благонамеренный». Сам он писал об этом своем начинании: «Я склонялся к религиозно-философскому изданию, а потом остановился на идее журнала чисто литературного, которому, однако, хотел придать своеобразное направление не правое и не левое, а независимое. Это была попытка служения культуре русского слова, русскому духу в свободе, которой мы опьянялись в Европе, видя то, что происходит в России».

До 1926 года активно печатался в различных периодических изданиях русской эмиграции, в том числе в религиозно-философском журнале «Путь»  Н.Бердяева.

Летом 1926 года Шазовской уезжает в Грецию на Афон. Там в день своего 24-летия он был пострижен в монахи в Русском Свято-Пантелеймоновском монастыре и наречен именем Иоанн в честь апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Издание журнала «Благонамеренный» было прекращено.

Вернувшись во Францию, он поступил в Свято-Сергиевский Богословский Институт в Париже. В декабре того же 1926 года был рукоположён в сан иеродиакона.

Вскоре отец Иоанн получил вызов в Сербию, где в 1927 году стал пастырем в Белой Церкви - маленьком городке на границе с Румынией, где в то время была одна из самых крупных колоний русской эмиграции. В феврале 1927 года был  рукоположен в иеромонахи. Находился в юрисдикции Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ).

В апреле-сентябре 1927 — помощник настоятеля храма при Крымском кадетском корпусе в Белой Церкви, в сентябре 1927—1930 — настоятель этого храма и законоучитель корпуса. Был строителем и первым настоятелем русского храма святого Иоанна Богослова в Белой Церкви. На крупнейшие православные праздники - на Пасху, Рождество и Крещение он обходил всех своих прихожан, заходя с молитвой в жилища. Поняв, что времени на полноценное личное общение с каждым не хватает, он снова обратился к издательскому делу и учредил свое православное миссионерское издательство «За Церковь», в котором начинают выходить его брошюры, проповеди, беседы, выдержки из творений святых отцов.

В городе Крацевце был создан православный центр, типография, склады Евангелий и духовной литературы. Отец Иоанн также выступал по церковно-нравственным вопросам в эмигрантской газете «Новое Время», печатал для своей паствы Белоцерковские Листки, которые расходились и по другим приходам Русского зарубежья.

Стараясь уйти от политических распрей, происходивших внутри Русской Зарубежной Церкви, отец Иоанн пришел к выводу о необходимости внеполитического пастырского служения. По этой причине в 1932 году он выходит из-под юрисдикции РПЦЗ и возвращается в Париж, где переходит в юрисдикцию Константинопольской Церкви — Западноевропейский экзархат русских приходов, возглавляемый митрополитом Евлогием (Георгиевским).

В 1931—1932 был разъездным священником во Франции, в 1931—1932 — первым настоятелем церкви Всемилостивого Спаса в Аньере.

В начале 1932 года - за год до прихода к власти Гитлера – отец Иоанн был назначен благочинным всех русских приходов в Германии, находящихся в Западноевропейском Экзархате митрополита Евлогия, а также стал настоятелем в храме св. Владимира на Находштрассе в Берлине. В мае  1937 года стал архимандритом. Сам он вспоминал об этом периоде своей жизни: «Мой берлинский приход св. кн. Владимира был не только местом моей приходской работы, но … стал центром работы печатной, миссионерской и благовестнической. За эти годы пришлось издать много книг и посетить все, кроме Албании, страны Европы со словом благовествования людям русского рассеяния. Особенно утешительными и плодотворными были мои лекционные поездки в Латвию, Эстонию и Финляндию, где оставалось коренное русское население».

Издавал и редактировал журнал «За Церковь», основал одноимённое православное издательство. Деятельность «евлогианских» приходов в Германии вызывала негативное отношение со стороны нацистских властей, считавших их недостаточно лояльными и предпочитавших контактировать с РПЦЗ. Русские национал-социалисты и власти Третьего рейха хотели отторгнуть приходы Западноевропейского экзархата в свое подчинение. Из девяти приходов шесть были тогда насильственно переданы в ведение епархии Берлинской и Германской. Однако Иоанн отказался вновь менять юрисдикцию. Имел статус неблагонадежного, находился под присмотром Гестапо.

В феврале 1945 года был репатриирован во Францию и вернулся в Париж.

В начале 1946 года Иоанн получил вызов из Америки от своего друга. По прибытии в США покинул клир Западноевропейского экзархата и перешел в юрисдикцию Северо-Американской митрополии РПЦЗ.  Около года был настоятелем Свято-Богородицкого храма в Лос-Анджелесе. После собора в ноябре 1946 года в Кливленде выступал против присоединения митрополии к Московской патриархии.

В 1947 году был рукоположён во епископа Бруклинского, викария митрополита Феофила (Пашковского) и назначен ректором Свято-Владимирской духовной семинарии.

С 1950 года — епископ Сан-Францисский и Западно-Американский.

В 1961 году был возведён в сан архиепископа.

Принимал активное участие в процессе отделения Американской митрополии от РПЦЗ и получения ею статуса Американской автокефальной церкви. Заведовал Южноамериканской епархией и заграничными делами Митрополии. Активно участвовал в  экуменическом движения, был членом Всемирного совета церквей.

В 1975 году временно ушёл на покой по болезни, а с 1978 года постоянно находился на покое. Жил в южной Калифорнии, в Санта-Барбаре - городе, который он называл земным раем.

Архиепископ Иоанн умер 30 мая 1989 года в Санта-Барбаре. Похоронен на сербском кладбище в пригороде Сан Франциско.

 

Чем знаменит

 
Дмитрий Шаховской. Фото: afon-ru.com

Проповедник, экуменист, один из основателей Американской автокефальной церкви (ПЦА). С 1948 года в течение 40 лет вёл на радиостанции «Голос Америки» передачу «Беседы с русским народом» - сначала периодически, с 1951 года — регулярно, а с 1953 года еженедельно. Автор многочисленных религиозных трудов, которые переведены на английский, немецкий, сербский, итальянский и японский языки.

Под псевдонимом Странник Дмитрий Шаховской занимался литературным творчеством — прозаическим и поэтическим. Он автор многочисленных стихотворных произведений. Став священником, отец Иоанн не замкнулся на религиозной проблематике. Диапазон его творчества весьма широк: от иронической поэзии до мистических рассуждений о тайнах Церкви и человека. Помимо чисто богословских трудов, им написаны сборник стихов и поэмы. «Книга лирики» (Париж, 1966), «Странствия. Лирический дневник» (Нью-Йорк, 1968), «Упразднение месяца» (Нью-Йорк, 1968), «Нескучный сад» (Калифорния, 1970), «Созерцания» (Сан-Франциско, 1971), «Избранная лирика» (Стокгольм, 1974), «Поэма о русской любви» (Париж, 1977). «Удивительная земля» (Калифорния, 1983; под псевдонимом Странник)..

В сборнике «К истории русской интеллигенции» Шаховской исследует творчество Л.Н. Толстого (Революция Толстого), Ф.М. Достоевского (Великий Инквизитор Достоевского) и А.И.Солженицына (Русский реализм).

 

О чем надо знать

Будучи пастырем в Сербии,  отец Иоанн задумал и реализовал идею создания так называемого «белого иночества» - пострижения в монахини женщин, которые при этом оставались жить в миру. Первой, принявшей в Белой Церкви тайный постриг от отца Иоанна с именем Мария, была княгиня Екатерина Михайловна Кугушева.

В русской эмиграции оказалось множество одиноких женщин, потерявших своих близких, которые ощущали потребность наполнить свою жизнь служением ближним и Богу.

«Перед всяким горящим сердцем, тоскующим по жизни небесной, теперь открываются три пути: путь черного иночества, облечения себя в одежду внешнего отделения от мира сего; путь белого иночества – облечения своего лишь сердца в одежду этого отделения, при формах жизни всех людей, и, наконец, третий путь – откол, отделение от единства церкви под тем или иным предлогом, – путь меньшей духовной любви к братьям, а значит, и к Богу», - писал Иоанн в своей работе «Белое иночество».

Монашество в миру многих открывалось уже после их смерти, причем тайные постриги отца Иоанна вызывали осуждение в среде русского духовенства и высшего руководства Русской Зарубежной Церковью в Сербии.

 

Прямая речь

О совести: «От совести многие люди хотели бы убежать, но это невозможно: совесть внутри человека, и человек несет ее всегда с собою.

Между земными силами мы не знаем более сильной и высокой, чем совесть… Человек чувствует себя в безопасности и может противостать целому свету, если совесть на его стороне».

О смерти: « Что такое смерть? Смерть — это совсем не гроб, не балдахин, не черная повязка на руке, не могила глине. Смерть — это, когда росток жизни нашей вылезет на поверхность земли и станет под прямые лучи Божьего солнца. Умереть и прорасти зерно жизни должно еще здесь, в земле. Это так называемое в Евангелии «рождение духом», «второе рождение» человека. Смерть же тела есть оставление ростком земли, выход из земли».

Старший научный сотрудник Российского института культурологии Людмила Езова об отце Иоанне: «Тем, кто встречал отца Иоанна в предвоенные годы молодым иеромонахом, на всю жизнь запомнился образ монаха-аскета, легкого, светлого, всем своим обликом опровергавшего укоренившийся взгляд на монашество, как на безрадостное отрицание мира».

Ничего я больше не хочу, -
Только дай мне, Господи, свечу,
Этот малый, тихий огонёк,
Чтоб его до смерти я берёг.
А когда, средь раннего утра,
Мне в Твой Дом идти придёт пора,
В тишине Своей, не пред людьми,
Сам из рук моих свечу возьми.

Дмитрий Шаховской, «Иночество»

 

7 фактов об архиепископе Иоанне

  • При рождении был крещен Дмитрием в честь святого Дмитрия Ростовского.
  • Прадед Дмитрия Шаховского - генерал-майор Иван Леонтьевич Шаховской - был героем Бородина, возглавлял корпус егерей Шаховского. Император Николай I называл его своей совестью.
  • В 1937 году был духовным руководителем добровольческой русской роты в рядах армии генерала Франко во время гражданской войны в Испании.
  • Одним из самых противоречивых решений отца Иоанна стало его первоначальное отношение к нападению нацистской Германии на Советский Союз. Он, как и часть эмиграции, был подвержен иллюзиям, видя в этой войне начало конца Советского Союза. «Промысл избавляет русских людей от новой гражданской войны, призывая на землю силы исполнить своё предназначение. Право на операцию свержения 3-го Интернационала поручается искусному, опытному в науке своей германскому хирургу. Лечь под его хирургический нож тому, кто болен, не зазорно. Операция началась», - писал он в выходившей в Германии газете «Новое Слово» 29 июня 1941 года. Однако в дальнейшем отец Иоанн более не делал подобных заявлений.
  • 24 июля 1944 года в Берлине Иоанн тайно отслужил службы о здравии тех, кто в опасности, и об упокоении душ уже убитых католиков, протестантов, православных, принимавших участие в заговоре 20 июля с целью убийства Гитлера, что с точки зрения Православной церкви являлось неканоничным (за инославных положена только частная, а не церковная молитва).
  • В военной Германии смог организовать издание в Лейпциге полной русской Библии и Евангелия. В условиях войны это казалось чудом. Сам отец Иоанн писал, что издание он смог оплатить, получив в дар от незнакомого человека за год до начала войны на Востоке большой бриллиант. 
  • В 1967 году в Париже вышла книга М.А.Булгакова Мастер и Маргарита с предисловием владыки Иоанна.

 

Материалы об архиепископе Иоанне

Биография князя Дмитрия Шаховского, архиепископа Иоанна Сан-Францисского

Поэт в клобуке архиепископа

Статья об архиепископе Иоанне в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).