3 ноября 1797 года родился поэт и декабрист Александр Бестужев-Марлинский.
Личное дело
Александр Александрович Бестужев (псевдоним – Марлинский, 1797 – 1837) родился в Петербурге, в обедневшей дворянской семье. Его отец издавал вместе с Иваном Пниным просветительский «Санкт-Петербургский журнал» и сочинил «Опыт военного воспитания», в котором предложил программу воспитания юношей из дворянских семей.
До десяти лет Александр Бестужев рос и обучался дома. В 1806 году его отдали в Горный кадетский корпус, где он увлекся литературой. Не закончив курса, Александр в 1819 году поступил юнкером в лейб-гвардии драгунский полк и через год был произведен в офицеры.
С 1818 года публиковал переводы стихотворных и исторических сочинений и критические статьи. В 1818 – 1822 годах Бестужев выступает как литератор, близкий к карамзинистам и арзамасцам. В то время появляется его псевдоним Марлинский.
Во второй половине 1823 года вступил в Северное общество. Сдружился с Кондратием Рылеевым. Накануне восстания декабристов Рылеев и Бестужев жили в одном доме. С 1823 года начал издавать вместе с Рылеевым альманах «Полярная звезда».
После поражения восстания декабристов, не дожидаясь ареста, Бестужев явился вечером следующего дня на главную гауптвахту Зимнего дворца. Был приговорен «по первому разряду» к смертной казни отсечением головы. Затем приговор был заменен каторжными работами сроком на двадцать лет с последующим поселением в ссылке. Впоследствии срок каторги был сокращен до пятнадцати лет. Отбыв год заключения в финляндской крепости «Форт Слава», Бестужев был отправлен в Якутск.
В феврале 1829 года Бестужеву позволили служить в армии рядовым – сначала в Тифлисе в 41-м егерском полку, потом через полгода в Дербентском гарнизонном батальоне. В 1834 году его перевели в действующую часть. Отличался храбростью в войне с горцами. Неоднократно был представлен к наградам, дававшим право на производство в офицеры, но всякий раз император вычеркивал Бестужева из списков награждаемых. Лишь в 1836 году Бестужеву был присвоен офицерский чин, который он «выстрадал и выбил штыком». Однако в переходе на гражданскую службы ему было отказано. 7 июня 1837 года Александр Бестужев был убит в бою с черкесами при высадке десанта у мыса Адлер.
Чем знаменит
До заключения творчество Александра Бестужева, в основном, представляло собой гражданскую поэзию. В тюремном заключении, в Якутске и на Кавказе Бестужев уже обращается преимущественно к прозе.
С 1830 года в журналах Москвы и Петербурга выходят под псевдонимом его повести, военные рассказы и кавказские очерки. Так появились повести «Испытание» (1830), «Вечер на Кавказских водах в 1824 году» (1830), «Лейтенант Белозор» (1831), «Аммалат-Бек» (1832), «Мулла-Нур» (1836). Эти произведения принесли автору известность. «Всякая новая его повесть ожидалась с нетерпением, быстро переходила из рук в руки, зачитывалась до последнего листка; книжка журнала с его произведениями делалась общим достоянием, так что его повесть была самой надежной приманкой для подписчиков на журналы и для покупателей альманахов. Его сочинения раскупались нарасхват и что гораздо важнее – ими не только все зачитывались, – их заучивали наизусть. В 30-х годах Марлинского называли "Пушкиным прозы", гением первого разряда, не имеющим соперников в литературе», – сообщает энциклопедия Брокгауза и Евфрона.
Для повестей Бестужева-Марлинского характерны увлекательные, острые и захватывающие сюжеты, а изображенный в них мир, что характерно для литературы эпохи романтизма, резко противостоит повседневной жизненной пошлости.
О чем надо знать
Александр Бестужев не только сам был сторонником республиканского строя и радикальным участником Северного общества, участником совещаний, где обсуждался план выступления, но также и вовлек в ряды заговорщиков Каховского, Якубовича, Одоевского и своих братьев Михаила и Павла. Совместно с Рылеевым сочинял по образцу солдатского фольклора.
В приговоре Александра Бестужева говорилось, что он «умышлял на цареубийство и истребление императорской фамилии, возбуждал к тому других, соглашался также и на лишение свободы императорской фамилии, участвовал в умысле бунта привлечением товарищей и сочинением возмутительных стихов и песен, лично действовал в мятеже и возбуждал к оному нижних чинов».
Находясь в Петропавловской крепости, Бестужев отправил императору послание, где говорил: «...признаюсь вашему величеству, что, если бы присоединился к нам Измайловский полк, я бы принял команду и решился на попытку атаки [Зимнего дворца]». Адресованное Николаю I сочинение известно под условным названием «Об историческом ходе свободомыслия в России». В нем Бестужев проследил развитие антимонархических идей и причины их появления в России. Он отметил, что вследствие вторжения Наполеона поднявшийся на борьбу «народ русский впервые ощутил свою силу», от этого последовало пробуждение «во всех сердцах чувства независимости, сперва политической, а впоследствии и народной». Затем были походы русской армии во Францию и сравнение порядков в этой стране и у себя дома. Отметил Бестужев и рост недовольства во всех слоях русского общества: среди крестьян, мещан, купечества, дворянства, в войсках.
Прямая речь
«Из вопроса, почему у нас много критики, необходимо следует другой: "отчего у нас нет гениев и мало талантов литературных?" Предслышу ответ многих, что от недостатка ободрения! Так, его нет, и слава богу! Ободрение может оперить только обыкновенные дарования: огонь очага требует хворосту и мехов, чтобы разгореться, – но когда молния просила людской помощи, чтобы вспыхнуть и реять в небе! Гомер, нищенствуя, пел свои бессмертные песни; Шекспир под лубочным навесом возвеличил трагедию; Мольер из платы смешил толпу; Торквато из сумасшедшего дома шагнул в Капитолий; даже Вольтер лучшую свою поэму написал углем на стенах Бастилии. Гении всех веков и народов, я вызываю вас! Я вижу в бледности изможденных гонением или недостатком лиц ваших – рассвет бессмертия! Скорбь есть зародыш мыслей, уединение – их горнило. Порох на воздухе дает только вспышки, но сжатый в железе, он рвется выстрелом и движет и рушит громады... и в этом отношении к свету мы находимся в самом благоприятном случае. Уважение или, по крайней мере, внимание к уму, которое ставило у нас богатство и породу на одну с ним доску, наконец, к радости сих последних исчезло. Богатство и связи безраздельно захватили все внимание толпы, – но тут в проигрыше, конечно, не таланты! Иногда корыстные ласки меценатов балуют перо автора; иногда недостает собственной решимости вырваться из бисерных сетей света, – но теперь свет с презрением отверг его дары или допускает в свой круг не иначе, как с условием носить на себе клеймо подобного, отрадного ему ничтожества; скрывать искру божества, как пятно, стыдиться доблести, как порока!! Уединение зовет его, душа просит природы; богатое нечерпанное лоно старины и мощного свежего языка перед ним расступается: вот стихия поэта, вот колыбель гения!»
А. Бестужев-Марлинский «Взгляд на русскую словесность в течение 1824 и начале 1825 года»
Вдоль Фонтанки-реки
Квартируют полки.
Квартируют полки
Всё гвардейские.
Их и учат, их и мучат,
Ни свет, ни заря,
Что ни свет, ни заря,
Для потехи царя!
Разве нет у них рук,
Чтоб избавиться от мук?
Разве нет штыков
На князьков-сопляков?
Разве нет свинца
На тирана-подлеца?
Да Семеновский полк
Покажет им толк.
Кому вынется, тому сбудется;
А кому сбудется, не минуется.
Слава!
Из «Агитационных песен» Рылеева и Бестужева
«Что же может интересовать современного читателя в Марлинском? Кроме возрастающего желания познать все самые отдаленные явления русской классики, в Марлинском подкупает прямой, непосредственный пафос рыцарского служения истине, красоте, женщине, беззаветная преданность долгу, чести, доблесть, храбрость. Приключенческая основа его экстравагантных сюжетов захватывает нас так же, как и в "Трех мушкетерах" Дюма, демонстрирует всесилие человеческой воли, бескорыстия, честности. Кроме того, Марлинский в высшей степени морален; он воспитывает ненависть ко лжи, деспотизму, бесстрашие в борьбе с ними – и все это у него броско, сильно, непосредственно, несмотря на некоторую устарелость, несовершенство художественного воплощения. Он подкупает читателя жаром страсти, сокрушения сил тьмы и насилия во имя торжества светлых начал. Далекое прошлое – но оно представляет собой живую духовную ценность для нас».
В. И. Кулешов
8 фактов об Александре Бестужеве-Марлинском
Но вот ярящимся Дунаем,
То видим, то опять скрываем,
Ловец плывет на челноке.
Белеет парус одинокий,
Как лебединое крыло,
И грустен путник ясноокий;
У ног колчан, в руке весло.
Материалы об Александре Бестужеве-Марлинском
Статья об Александре Бестужеве-Марлинском в русской Википедии