будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 14, 2025
Человек дня

Человек дня: Анатолий Эфрос

Человек дня: Анатолий Эфрос
efros-1
Анатолий Васильевич Эфрос

3 июля 1925 года родился Анатолий Эфрос, советский режиссер театра и кино, педагог.

Личное дело

Анатолий Васильевич Эфрос (настоящее имя — Натан Исаевич Эфрос, 1925—1987) родился в Харькове в семье служащих авиационного завода. Его отец работал конструктором, мать — техническим переводчиком. В годы войны семья эвакуировалась с заводом в Пермь, где Анатолий работал слесарем. С детства увлеченный театром, после окончания школы он поступил в актерскую студию Ю. А. Завадского при Театре им. Моссовета, также находившемся в эвакуации.

В 1944 году поступил на режиссерский факультет ГИТИСа. После окончания работал режиссером Рязанского драматического театра в 1951-1953 годах. Затем перешел в Центральный детский театр (ныне — Молодежный театр), где был главным режиссером. Поставил в театре «недетские» пьесы Виктора Розова «В добрый час!», «В поисках радости», «Неравный бой», «Перед ужином». В Центральном детском начинали свою карьеру Олег Ефремов и приглашенные Эфросом молодые Олег Табаков и Лев Дуров, и здесь, по словам А. Смелянского, в середине 50-х и началось возрождение российского театра.

В 1963 году принял предложение возглавить театр Ленинского комсомола (Ленком). Спектакли Эфроса сделали известными Валентина Гафта, Анну Дмитриеву, Александра Збруева, Михаила Державина, Александра Ширвиндта, Ольгу Яковлеву и многих других. Здесь же Эфрос впервые обратился к классике - на сцене театра шли «Чайка», «Три сестры», булгаковский «Мольер» (все — 1966 год).

В 1967 году «Трех сестер» запретили, а Эфроса перевели в Драматический театр на Малой Бронной в качестве «очередного режиссера». Вместе с ним Ленком покинули десять актеров-единомышленников. Первым спектаклем, поставленным Эфросом в театре на Малой Бронной вновь стали «Три сестры». Эта работа также была запрещена, как и спектакль «Обольститель Колобашкин» по пьесе Эдварда Радзинского. Чтобы избежать запретных современных тем, режиссер начал ставить спектакли о вечном — «Ромео и Джульетта», «Отелло», «Дон Жуан», «Тартюф», тургеневский «Месяц в деревне» и другие. Современные пьесы редко попадали в его репертуар: «Счастливые дни несчастливого человека» Алексея Арбузова, «Человек со стороны» Игнатия Дворецкого, «Эшелон» Михаила Рощина. Возглавлявший театр на Малой Бронной А.Дунаев не мешал Эфросу создавать свой театр внутри Театра, так что в глазах московских театралов это был скорее «театр Эфроса». За 17 лет работы он создал ряд спектаклей, ставших классикой советского театра, в их числе «Три сестры» Чехова, «Ромео и Джульетта» и «Отелло» Шекспира, «Месяц в деревне» И. Тургенева, «Женитьба» Н. Гоголя, «Дон Жуан» Мольера.

В 1984 году, после того, как Юрий Любимов был лишен гражданства и вынужден был покинуть страну, Эфрос принял руководство Театром на Таганке. В ситуации, когда коллектив «Таганки» пытался бороться за своего художественного руководителя, согласие Эфроса возглавить театр многими было воспринято крайне негативно. Нового режиссера в  театре приняли прохладно, некоторые актеры демонстративно покинули труппу, в том числе Леонид Филатов и Вениамин Смехов, перешедшие в «Современник».

13 января 1987 года режиссер скончался от инфаркта, похоронен на Кунцевском кладбище в Москве.

Чем знаменит

Эфроса уже при жизни признавали классиком режиссуры и ставили в один ряд со Станиславским, Вахтанговым, Мейерхольдом, Таировым. Каждая новая постановка становилась сенсацией для театральной публики. Также он открыл русский театр иностранному зрителю: поставил Чехова и Булгакова в Японии и США. С середины 1970-х приобрел репутацию опального режиссера: его обвиняли в искажении классики, некоторые спектакли запрещали, находя в них социально-политический подтекст.

О чем надо знать

 
Анатолий Эфрос

Будучи в эмиграции, Любимов обвинил Эфроса, согласившегося занять его место, в том, что тот забыл о корпоративной солидарности. Многие актеры Таганки оказались настроены против нового режиссера, несколько известных актеров демонстративно ушли из театра, остальные объявили ему бойкот. Последние театральные работы Эфроса — «На дне», «Мизантроп», «Полтора квадратных метра», «Вишневый сад», были поставлены через огромное сопротивление актеров.

Эфрос известен также как кинорежиссер. Он снял «Шумный день», «Високосный год», «Двое в степи», «Борис Годунов. Сцены из трагедии», «Ромео и Джульетта» и другие картины. Фильм «В четверг и больше никогда» стал одной из лучших лент советского арт-хауса. Также писал сценарии и делал телепостановки. Кроме этого преподавал в ГИТИСе и написал несколько книг по театральному искусству — «Репетиция — любовь моя», «Профессия: режиссер», «Продолжение театрального рассказа», «Книга четвертая».

Прямая речь

«Наташа постояла, а потом, смочив в воде палец, лизнула его. "Это залив, вода совершенно пресная". Мы растерянно побрели обратно. Вышли на аккуратное узенькое шоссе. Какая-то милая женщина катила детскую коляску.

— Скажите, пожалуйста, где здесь море?

Женщина подозрительно посмотрела на нас и показала рукой в сторону соснового бора. Мы прошли этот бор и уже где-то на середине пути стали слышать море. Бор кончился песчаным холмом, по нему были положены доски. Мы сняли обувь и по этим доскам взошли на вершину холма. Тут-то и увидели море. Оно было совсем не такого цвета, как залив. Тот был сероватый, серебристый, а море — темно-голубое. А потом, оно бушевало. Глядя на него, смешно было вспоминать, что мы приняли залив за море.

Море гремело и бушевало, а люди на берегу казались мошками. Они боязливо приближались к воде и отскакивали. Сверху казалось, будто какое-то мушиное войско атакует море, но море свободно отбрасывает это смешное войско. И еще море ослепляло.

Я давно не был на море и забыл, как оно ослепляет. Было так прозрачно, так красиво, что нельзя было не улыбаться. Мы стояли молча и улыбались. Море делает тебя маленьким, но это совершенно не обидное чувство. Ты легко соглашаешься с тем, что ты маленький, а море — большое. Море возвращает тебе детство».     Из «Книги четвертой»

5 фактов об Анатолии Эфросе

  • Был женат на театральном критике Наталье Крымовой. Их сын Дмитрий Крымов — театральный художник и режиссер.
  • Первой самостоятельной постановкой Эфроса стал спектакль «Прага остается моей» в Центральном доме культуры железнодорожников в 1951 году.
  • Эфрос воспитал плеяду известных актеров, среди которых Николай Волков, Лев Дуров, Ольга Яковлева, Леонид Броневой, Анатолий Грачев, Александр Калягин.
  • В 1976 году получил звание Заслуженного деятеля искусств РСФСР.
  • В 1985 году награжден орденом Трудового Красного Знамени.

 

Статья об Анатолии Эфросе в Википедии

Биографическая справка на РИА Новости

Ольга Яковлева: «Никто не простил Эфроса»

Телефильм «Больше, чем любовь. Анатолий Эфрос и Наталья Крымова»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).