28 августа 1899 года родился писатель Андрей Платонов
Личное дело
Андрей Платонов (настоящее имя Андрей Платонович Климентов, 1899-1951) родился в Воронеже в семье железнодорожника. Его отец Платон Фирсович Климентов работал машинистом паровоза и слесарем в Воронежских железнодорожных мастерских. Мать —Мария Васильевна Лобочихина была дочерью часового мастера, сидела дома, вела хозяйство, практически каждый год рожая по ребенку. В итоге в семье родилось одиннадцать (по другим данным – четырнадцать) детей, из которых Андрей был самым старшим.
Начальное образование получил самое минимальное, как все дети бедноты. В семь лет его отдали в церковно-приходскую школу, где он проучился три года. В 10 лет поступил в Воронежское четырёхклассное училище, после окончания которого пошел работать, чтобы помогать семье.
С 1913 по 1915 годы работал подёнщиком и по найму, мальчиком в конторе страхового общества «Россия»; потом по примеру отца пришел в железнодорожные мастерские, работал помощником машиниста.
В 1915 году устроился литейщиком на трубный завод. С осени 1915 по весну 1918 трудился в воронежских мастерских по изготовлению мельничных жерновов.
Октябрьскую революцию 18-летний Андрей Климентов принял с энтузиазмом. Уже в 1918 году он поступил в Воронежский политехнический институт на электротехническое отделение, попутно изучая ирригацию и мелиорацию. Параллельно с учебой работал, водил поезда.
Учебе, однако, помешала Гражданская война, во время которой Андрей служил в главном революционном комитете Юго-Восточных железных дорог, в редакции журнала «Железный путь» в качестве фронтового корреспондента. Тогда и начал пробовать писать.
С 1919 года публиковал произведения, сотрудничая с несколькими газетами как поэт, публицист и критик. Летом 1919 года был корреспондентом газеты «Известия Совета Обороны Воронежского укрепленного района», побывал в этом качестве в Новохоперске. Вскоре после этого был мобилизован в РККА. Работал до осени на паровозе для военных перевозок в качестве помощника машиниста; затем был переведён в Часть Особого Назначения (ЧОН) в железнодорожный отряд рядовым стрелком.
В 1920 году пишет свой первый рассказ «Чульдик и Епишка» и тогда же берёт псевдоним «Платонов». В это же время самостоятельно изучает историю и философию, как русскую, так и зарубежную, читает классику.
Весной 1920 года Платонов вступил в ряды коммунистической партии. В 1921 году вышла его первая книга — брошюра «Электрификация», его стихотворения были опубликованы в коллективном сборнике «Стихи».
Летом 1921 года Платонов окончил годичную губернскую партийную школу, но уже в декабре 1921 вышел из партии, что было беспрецедентным явлением для того времени.
Случившийся в России в 1921 году страшный голод поразил Платонова до глубины души. Ему стало стыдно оставаться писателем, когда стране нужны были люди, занимающиеся практическим делом. И он занялся мелиорацией.
В 1922 году Андрей Платонов женился на Марии Александровне Кашинцевой, происходившей из дворянского рода Шереметьевых. В 1922 году у них родился сын Платон. В этот же год вышла книга стихов Андрея Платонова «Голубая глина», получившая доброжелательную оценку Валерия Брюсова.
До 1926 года Платонов проработал в Воронежской губернии в качестве инженера-мелиораторам и специалиста по электрификации сельского хозяйства, был зав. отделом электрификации в Губземуправлении. Руководил строительством трёх электростанций, одну из которых — в селе Рогачёвка - потом сожгли кулаки.
Весной 1924 года участвовал в Первом Всероссийском гидрологическом съезде, разрабатывал проекты гидрофикации края, планы страхования урожаев от засухи. Весной 1924 года, вновь подал заявление о вступлении в РКП(б) и был принят в кандидаты, но в итоге так в партию и не вступил.
С декабря 1926 года по март 1927 года Платонов работает в Тамбове, где пишет рассказы «Антисексус» «Эфирный тракт», «Город Градов» и «Епифановские шлюзы». В «Епифановских шлюзах» писатель впервые говорит о тяжёлой участи человека, попавшего в жернова государственной машины. Платонов, как свидетельствуют его письма к жене 1927 года, рассчитывал, что с публикацией книги «Епифанские шлюзы» к нему придет литературное признание. Но этого не произошло. В этом же году главные толстые журналы страны «Красная новь» и «Новый мир» отказываются от публикации повести Платонова «Сокровенный человек».
На рубеже 1930-х годов Платонов создаёт свои самые известные произведения. В 1929 году написаны «Чевенгур» и «Усомнившийся Макар», в 1930-м – повесть «Котлован», которые так и не были опубликованы при жизни писателя.
В 1931 году в журнале «Красная новь» была опубликована повесть Платонова «Впрок (Бедняцкая хроника)» о жизни деревни и коллективизации, которая, по словам Дмитрия Быкова, «сломала его литературную судьбу».
Повесть резко не понравилась Сталину, который, прочитав ее, написал: «Талантливый писатель, но сволочь». В редакцию журнала Сталин отправил письмо, в котором охарактеризовал произведение как «рассказ агента наших врагов, написанный с целью развенчания колхозного движения» и потребовал наказать автора и издателей.
После критики Сталина все издательства расторгли договоры с Платоновым, а сама . история с «Впрок» использовалась как один из аргументов в литературной борьбе 1931 года как внутри РАПП, так и между различными писательскими группировками.
Лишенного возможности публиковаться Платонова спасала его техническая специальность, ему давали заработать на жизнь. С 1931 по 1935 он работает в наркомате тяжёлой промышленности, делает изобретения, получает патенты.
Когда РАПП была раскритикована за перегибы и распущена, Платонов ненадолго снова получил возможность публиковаться. В 1934 году его даже включили в коллективную писательскую поездку по Средней Азии, откуда он привёз повесть «Джан» и рассказ «Такыр».
В 1936 году публикуются рассказы «Фро», «Бессмертие», «Глиняный дом в уездном саду», «Третий сын», «Семён», в 1937 — повесть «Река Потудань».
В мае 1938 года был арестован пятнадцатилетний сын писателя Платон. Благодаря хлопотам Михаила Шолохова, который был дружен с Андреем Платоновым, Платона освободили осенью 1940 года, но из заключения он вернулся неизлечимо больным туберкулёзом. После освобождения он прожил всего три года, за это время успев жениться и оставив родителям внука Сашу. Ухаживая за больным сыном, писатель сам заразился туберкулёзом.
После начала Великой Отечественной войны Платонов вместе с семьей был эвакуирован в Башкирию. В его московской квартире остались рукописи, частью законченные, частью же незавершенные, которые потом исчезли бесследно. Несколько месяцев он провел в Уфе, ожидая мобилизации, пока не пришел вызов из Союза писателей на службу в армейской печати.
В звании капитана Платонов служил военным корреспондентом газеты «Красная звезда». За три года и два месяца работы спецкором на фронте он написал едва ли не больше, чем за предвоенные десять лет. Его военные рассказы и очерки выходили, кроме газет «Красная звезда» и «Труд», в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Краснофлотец» и других. Несколько раз отдельными книжками печатались его рассказы о тяжкой повседневности фронта и тыла.
Летом 1944 года в районе Львова писатель попал под бомбежку и получил контузию, что послужило толчком к развитию туберкулезного процесса.
В феврале 1946 года Андрей Платонов был демобилизован по болезни. В конце этого же года в журнале «Новый мир» был напечатан его рассказ «Возвращение» (авторское название — «Семья Иванова»). Герой рассказа, солдат Алексей Иванов возвращается с фронта в родную деревню, где его встречает жена, работавшая с утра до ночи в поле и на ферме. Сын Петруша, в 12 лет рассуждающий как взрослый человек, в отсутствии отца был за старшего и повзрослел не по годам. Маленькая дочь Настя вовсю помогает по хозяйству, беспрекословно слушаясь брата. Поздно вечером, в ходе беседы, Иванов выясняет, что некий Семён Евсеевич заходил в их дом, приносил что-то из продуктов. Для Иванова ясно, что без близости жены и Семёна не обошлось, он готов навсегда уехать из дома, но дети не дают ему этого сделать.
За этот рассказ писатель подвергся яростным нападкам критики и был обвинён в «гнуснейшей клевете на советских людей, на советскую семью, на воинов-победителей, возвращавшихся домой».
После этой травли Платонов замолчал окончательно, тем более, что к этому времени он уже был тяжело болен туберкулёзом. В перерывах между больницами и санаториями, лишённый возможности зарабатывать на жизнь писательством, он занимается литературной обработкой русских и башкирских сказок для детских журналов.
Андрей Платонов умер 5 января 1951 года в Москве от туберкулёза. Похоронен на Армянском кладбище.
Чем знаменит
Андрей Платонов – уникальное явление советской литературы. Великий русский писатель, «языком которого говорила, перефразируя Маяковского, корчившаяся, безъязыкая человеческая масса страшных советских лет». Платоновский язык - оригинальный, не имеющий аналогов в русской литературе, часто называют «первобытным», «нескладным», «самодельным». Его проза изобилует лексическими и грамматическими «ошибками», характерными для, например, детской речи.
Литературовед и структуралист Юрий Левин выделяет такие характерные для Платонова приёмы, как избыточность («Вощев… отворил дверь в пространство», «его тело отощало внутри одежды»), использование синтаксически неправильных конструкций типа «глагол + обстоятельство места» («думаешь в голову», «ответил… из своего высохшего рта», «узнал желанье жить в эту разгороженную даль»), употребление предельно обобщённой лексики («природа», «пространство», «погода») вместо конкретных пейзажных описаний («Прушевский осмотрел пустой район близлежащей природы», «старое дерево росло… среди светлой погоды»).
Поэт Иосиф Бродский называл Платонова «первым серьезным сюрреалистом» и одним из самых замечательных писателей ХХ века.
Все главные произведения Платонова были написаны за сравнительно короткий срок, с 1926-го по 1934 год, но опубликованы не были. Когда во времена оттепели, 1958 году - через семь лет после смерти писателя - были переизданы его рассказы, то для большинства советских читателей эта книга явилась открытием нового имени в литературе.
Лишь спустя 60 лет после написания - в 1986 году – была напечатана повесть Платонова «Ювенильное море», на следующий год - повесть «Котлован», еще через год — вершина творчества Платонова, роман «Чевенгур».
О чем надо знать
Есть версия, что Андрей Платонов в качестве литературного негра написал за Михаила Шолохова роман «Они сражались за Родину». Эту версию выдвинул израильский литературовед Зеев Бар-Селла в монографии «Литературный котлован. Проект "Писатель Шолохов"», опираясь на различные методы анализа текста шолоховского романа и произведений Платонова.
Журналист Николай Журавлев в статье, посвященной этому исследованию, приводит цитату из мемуаров Федота Сучкова, относящуюся примерно к 1940 году:
«В той же компании (я и мои однокурсники Ульев и Фролов) сидели у Платонова, мирно беседуя за голым, как степь, столом. И вдруг раздался звонок в прихожей. Я открыл обитую дерматином дверь. Лет тридцати — тридцати пяти человек в форме военно-воздушных сил стоял у порога. Я провел его в комнату…
Нас удивило, что обходительный хозяин квартиры не пригласил к столу застывшего у дверей офицера. И тот, помявшись, спросил, как, мол, Андрей Платонович, обстоит дело. Платонов ответил, что был, дескать, здорово занят, но через несколько дней можно поговорить.
Когда посетитель ушел, Андрей Платонович выругался по-пролетарски. Он сказал, что опорожненную уже поллитровку мы достали с трудом, а у только что удалившегося щеголя ломится буфет от грузинского коньяка и что за перелопачивание романа, которому место в мусорном ведре, он выплатит ему, Платонову, тысячу карбованцев… Так я столкнулся с использованием писателя в качестве негра. И понял тогда, как все на земле просто, простее некуда"».
В литературные «негры», по мнению исследователя, Платонов подался от безысходности, поскольку с 1929 по 1942 год «был под полным запретом» и практически не имел средств к существованию.
Бар-Селла отмечает, что у Платонова и Шолохова были давние и близкие отношения. Они ценили друг друга, оба любили выпить. И именно к Платонову, по мнению исследователя, обратился за помощью Шолохов, получив заказ на написание эпопеи про Великую Отечественную войну:
«Какого мастера такого уровня в то время можно было заставить стать "негром"? Только такого, у которого настолько туго с добыванием хлеба насущного, у которого перекрыты все пути в литературу, у которого плюс к этому серьезнейшие неприятности в семье по части репрессий, что он на всё готов. И этому человеку Шолохов по старой и тесной дружбе помогает (по его же словам) освободить сына… А когда Сталин… советует Шолохову написать очередную эпопею про идущую войну, к кому он мог обратиться за спасением?.. Только к старому другу, с которым они регулярно пили водку, запершись на кухне в квартирке на Тверском бульваре».
Еще одним косвенным доказательством участия Платонова в написании «Они сражались за Родину», по мнению исследователя, служит тот факт, что после его ранней смерти работа над романом фактически прекратилась и он так и остался неоконченным. Рукопись романа Шолохов сжёг незадолго до своей смерти.
Прямая речь
О страдании: «Кто думает, что естественным выходом из страдания является смерть, тот имеет неправильное представление о возможностях человеческого сердца».
Журнал The New Times об Андрее Платонове: «Андрей Платонов — единственный пролетарский писатель, не поддавшийся ни на какие соблазны, сохранивший силу духа в самых нечеловеческих условиях и сполна за это заплативший. Возможно, это даже в большей степени, чем феноменальное дарование, нам, теперешним, кажется главным».
Андрей Битов о пьесах Андрея Платонова: «Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная», как сказал тот же Пушкин. В пьесах за мыслью Платонова следовать легче. Его невероятный язык распределен по репликам персонажей так, что вдумчивый исследователь мог бы проследить и обратный ход: как из речи народной сгущался невероятный язык платоновской прозы. Тут есть некоторая возможность попытки разгадать, как, упростив словарь своей прозы до пещерной (в платоновском смысле слова) простоты, Платонов повергает нас в столь глубокие философские смыслы.
Без советской власти тут никак. Искренняя попытка понять порождает бессвязность речи – эта бессвязность порождает стиль – стиль порождает авторскую речь – она прививается к языку как к дичку… И язык – жив! Так что и без автора тут никак. Круговорот слова в океане речи.
Многие традиционно ошибаются, принимая достижения литературы как искусство, как результат так называемого мастерства, между тем только его отсутствие освобождает подход к реальности.
Платонов не столько писал, сколько пытался написать правду, как он ее видел, и эта попытка, прорывая текст, шла все дальше, все менее выражаясь, зато все более отражая реальность более непостижимую, чем замысел, порождая то чудо, которое уже можно называть искусством.
Платонов рискнул не уметь писать».
Дмитрий Быков об Андре Платонове: «Самый советский, самый искренний из советских писателей оказался советской властью невостребован и затравлен. Единственный человек, который верил в народную утопию, оказался ее первой жертвой. Это, может быть, один из самых страшных парадоксов русской литературы XX века».
6 фактов об Андрее Платонове:
Материалы об Андрее Платонове:
Непрочитанный Платонов... К 115-летию со дня рождения писателя
«Голос безъязыкого народа». Статья об Андрее Платонове в журнале The New Times, 31.08.2009.
Журавлёв Н. «Гений в недрах Родины. Неужели и "Они сражались за Родину" писал не Шолохов?» Новая газета, 28.03.2005.
Андрей Платонов — неоткрытая планета.
Андрей Платонов «Впрок». Лекция Дмитрия Быкова.