будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 16, 2025
Человек дня

Человек дня: Артур Лурье

Человек дня: Артур Лурье
lourie_background
Артур Лурье. Источник: lourie.ch

13 мая 1892 года родился Артур Лурье, композитор-авангардист.

 

Личное дело

Артур Винцент Лурье (настоящее имя - Наум Израилевич Лурье, 1892-1966) родился в местечке Пропойск Могилёвской губернии (ныне  город Славгород) в еврейской семье инженера Израиля Хацкелевича Лурьи и его жены Анны Яковлевны. Мать приобщила сына к музыке и сама давала ему первые уроки игры на фортепьяно.

В 1899 году семья перебралась в Одессу, где мальчика отдали в коммерческое училище. По его окончании в 1909 году Лурье поступил в Петербургскую консерваторию. Обучался по классу фортепиано у В. Н. Дроздовой, затем у М. Н. Бариновой. С начала 1910-х годов стал вольнослушателем философского факультета Петербургского университета, одновременно посещая частные уроки по теории композиции у А. К. Глазунова.

В 1912 году, как и мать, принял католичество, после чего взял себе имя Артур (в честь Шопенгауэра) Винцент (в честь Ван Гога) Лурье, но чаще его стали звать Артуром Сергеевичем.

Консерваторию Лурье не закончил из-за неприятия принципов школы Н. А. Римского-Корсакова. В 1913 году он завершил обучение по классу теории и композиции у Глазунова, но не сдал последний экзамен и диплом не получил.

С 1912 по 1915 год Артур Лурье был завсегдатаем знаменитого литературно-артистического кабаре «Бродячая собака», где фактически исполнял обязанности музыкального руководителя. В круг его общения  входили Велимир Хлебников, Владимир Маяковский, братья Давид, Владимир и Николай Бурлюки, Алексей Кручёных, Пётр Митурич (автор портрета композитора) и другие. В те же годы он завязал знакомства с Владимиром Татлиным, Георгием Якуловым, Бенедиктом Лившицем, Леонидом Андреевым, встречался с Рихардом Штраусом и Томмазо Маринетти.

Музыкальный историк И. Г. Вишневецкий писал, что до октября 1917 года Лурье был близок футуристам. В 1914-1915 годах происходили радикальные изменения в области музыкального языка. Лурье с увлечением разрабатывает «музыку будущего», в чем-то продолжая скрябинские начинания: развивает идею микроинтервалики, работает с четвертьтоновыми ладовыми структурами, пытается воспроизвести новые звуковысотные и тембровые звучания (опыты, позже получившие название «сонористика») и даже изобретает рояль с трехцветной (тройной) клавиатурой. Пишет музыкально-теоретическую статью «К музыке высшего хроматизма», которая становится своеобразным манифестом «нового слышания» и теоретическим обоснованием авангардной идеи «ультрахроматики».

«Лурье считал, что именно он призван открыть новую эру в музыке. Скрябин, Дебюсси, Равель, Прокофьев, Стравинский — уже пройденная ступень. Принципы свободной музыки (не ограниченной тонами и полутонами, а пользующейся четвертями, восьмыми и еще меньшими долями тонов) получали в творчестве Лурье реальное воплощение», - писал исследователь футуризма Бенедикт Лившиц.

В 1915 году Лурье продемонстрировал слушателям «Формы в воздухе». Это произведение вызвало шок у искушенных музыкантов и критиков. Принципиальное избегание тональных опор, сопоставление монодий и кластеров, деформация звуковысотных закономерностей - все это звучало непривычно, эпатировало слух. Новая музыка вызывала образные аналогии с кубической живописью (даже ноты автор свободно располагал на нотном листе, подобно геометрическим фигурам), так что потребовались и  новые определения – «звукопятна», «брызги», «всплески».

По сути, это была ранняя форма атональной додекафонной музыки еще до Арнольда Шенберга, считающегося родоначальника экспрессионизма в музыке.

Лурье также написал музыку к пьесе Велемира Хлебникова «Ошибка смерти» и к стихотворению Маяковского «Наш марш».
Поскольку в группе футуристов он был единственным композитором, то часто оказывался в центре внимания посетителей «Бродячей собаки» и был очень популярен. Маяковский шутил: «Тот дурье, кто не знает Лурье».

Революцию Артур Лурье принял, как и многие футуристы. Впоследствии он писал: «Впервые мальчикам-фантастам сказали о том, что они могут осуществить свои мечты. За эту веру в нас мы безоговорочно вошли в Революцию».

Он создает 12 хоров на поэму Блока «Двенадцать», звуковые плакаты на стихи Маяковского, пишет популярные брошюры, в которых утверждает, что из всех искусств главнейшим является музыка.

В течение двух лет, с 1918 по 1920 годы, Лурье руководил музыкальным отделом Народного комиссариата просвещения (МУЗО Наркомпроса), занимаясь строительства новой пролетарской культуры. На этом поприще он нажил себе многочисленных врагов, в том числе и среди известных музыкантов и композиторов. Его называли ловким проходимцем, пробравшимся в руководство МУЗО и даже дали ему прозвище «Халтур Дубье».

 «Артура Лурье мало кто любил. Он, например, придумал назвать свой музыкальный отдел "Народной трибуной гражданской музыки", а себя из комиссара хотел переименовать в "народного трибуна". Луначарский якобы сказал ему: "Нет, Артур Сергеевич, нам это не подходит". На Лурье, подмявшего под себя, как утверждают, все музыкальные издательства, жаловались самому Ленину Гольденвейзер и Ипполитов-Иванов», - писал литературовед Вячеслав Недошивин («Петербург Анны Ахматовой»).

После серии скандалов Луначарский, наконец, был вынужден в январе 1921 уволить Лурье из МУЗО и перевести его в научные сотрудники петроградского Института истории искусств. Однако травля «рафинированного» комиссара продолжилась и после ухода Лурье с ответственного поста. Его клеймили как «ловкого проходимца», «приспособленца, пробравшегося в руководство МУЗО», «формалиста», «меньшевистско-троцкиста» и «космополита».

У Лурье наступает разочарование в революции.В докладе, прочитанном в ноябре 1921 года в Вольной философской ассоциации, Лурье уже сетовал он на «все более сгущающийся сумрак русской действительности»: «Мы пребываем в безысходности, безмузыкальности, в духовно опустошенном пространстве (...) Мы лишь соучаствуем в «тлении углей», оставшихся от испепеленной русской культуры».

В августе 1922 года Лурье уехал в командировку в Берлин, откуда в Россию уже не вернулся. В 1924 году перебрался в Париж, где получил работу музыкального аранжировщика и стал домашнем секретарем композитора Игоря Стравинского. Писал о нем статьи и редактировал его музыкальные сочинения.

Во Франции Лурье написал две симфонии и оперу-балет «Пир во время чумы» по драме А.С.Пушкина.

В Париже он также сблизился с музыкантом и философом Петром Сувчинским, входившим в круг евразийцев. В итоге Лурье был объявлен одним из официальных редакторов еженедельной газеты «Евразия», где писал статьи о важнейших музыкальных событиях как корреспондент и ответственный за рубрику «Концерты в Париже».

В 1939 году Лурье женился на дочери внебрачного сына великого князя Алексея Елизавете Перевощиковой, урожденной графине Белевской-Жуковской, правнучке В. А. Жуковского.

В 1941 году после оккупации Парижа нацистами Лурье с жено бросив все свое имущество, бежали на юг. При содействии С. А. Кусевицкого, руководителя Бостонского симфонического оркестра, они получили разрешение на въезд в Соединенные Штаты.

В США Лурье прожил 25 лет. За это время он сочинил около 30 произведений, в том числе оперу «Арап Петра Великого» по Пушкину, однако жить музыкальным трудом у него не получилось - музыку Лурье ни издавать, ни исполнять никто (за редкими исключениями) не хотел. Жил он все это время частично на средства жены, частично - на средства религиозного философа Жака Маритэна, с которым подружился еще в 1924 году.

В 1961 году Лурье вместе с супругой переехал в Принстон, поселившись в доме Жака Маритена, перешедшем к ним по наследству. Последние годы жизни композитора были отмечены полной покорностью судьбе, отказом от жизненной активностии и почти полным прекращением музыкального творчества.

Умер Артур Лурье в Принстоне 12 октября 1966 года.

 

 
Артур Лурье
Аkhmatova_museum/Wikimedia Commons

Чем знаменит

За Артуром Лурье закрепилась слава лидера музыкального футуризма и русского музыкального авангарда.  В своих произведениях он предвосхитил позднейшие искания А. Шенберга, Д. Кейджа и Д. Крамба в области свободного обращения со звуковым пространством и временем.

Всего Лурье написал 108 музыкальных произведений, однако долгое время как композитор был безвестен. Его экспериментальные в массе своей произведения не ставились и не исполнялись.

Только в 1991 году выдающийся скрипач Гидон Кремер, который открыл для себя и полюбил музыку Артура Лурье, считая его гениальным, сумел привлечь внимание публики к столетнему юбилею композитора. В США был снят документальный фильм о Лурье «В поисках утраченного Орфея». Были исполнены и записаны на концертах в Петербурге, Кельне и Бостоне его ранее никогда не публиковавшиеся произведения.

В Кельне также состоялась премьера оперы «Арап Петра Великого» в полном концертном исполнении. Гидон Кремер выпустил компакт-диск, где наряду с произведениями Стравинского и Шнитке записаны 11 эпизодов этой оперы.

 

О чем надо знать

О композиторе Артуре Лурье в России больше наслышаны филологи, чем музыканты, поскольку Лурье был одним из адресатов лирики поэтессы Анны Ахматовой.

Знакомство Лурье с Ахматовой произошло во время одного из многочисленных диспутов в 1913 году (по другим сведениям – в 1914). Композитор был настоящим денди, привлекавшим женщин яркой индивидуальностью - он слыл большим оригиналом, имел интересную внешность и незаурядный литературный дар. Ирина Грэм, знакомая Ахматовой в то время и в дальнейшем подруга Лурье в Америке, так описывает эту встречу: «После заседания все поехали в "Бродячую собаку". Лурье снова очутился за одним столом с Ахматовой. Они начали разговаривать и разговор продолжался всю ночь; несколько раз подходил Гумилев и напоминал: "Анна, пора домой", но Ахматова не обращала на это внимания и продолжала разговор. Гумилев уехал один. Под утро Ахматова и Лурье поехали из "Бродячей собаки" на острова».

Их бурный роман продолжался год. В 1914 году Лурье создал вокальный цикл «Четки» на слова Ахматовой; в свою очередь Ахматова посвятила ему несколько стихотворений. Она нежно называла его своим «царем Давидом». Лурье играл ей ее любимую «Чакону» Баха.

В 1919 году отношения возобновились. Тогдашний муж Ахматовой Шилейко держал поэтессу взаперти, вход в дом через подворотню был заперт на ключ. Анна, как пишет Грэм, будучи самой худой женщиной в Петербурге, ложилась на землю и выползала из подворотни. На улице ее ждали Артур и их общая подруга актриса и балерина Ольга Глебова-Судейкина - предмет всеобщего обожания в Петербурге 1910-х годов. Уйдя в итоге от Шилейко, Ахматова перебралась в квартиру Судейкиной на Фонтанке, 18, где они жили втроем — Анна, Артур и Ольга. Семейные треугольники были не редкость в те времена декаданса (самый известный пример — Брики и Маяковский).

В стихотворении 1941 года, вспоминая жизнь на Фонтанке, Ахматова напишет: «И била жизнь во все колокола / И бешеная кровь меня к тебе вела / Сужденной всем, единственной дорогой».

Уже в эмиграции Лурье прочитал ахматовскую «Поэму без героя», о которой сказал: «Там все о нас, о нашей жизни втроем».

В 1922 году Лурье женился на подруге Ахматовой, издательнице и меценатке Тамаре Персиц,  

Семнадцать писем к Ахматовой, в которых он звал ее приехать к нему, остались без ответа.

В письме 1963 года Лурье написал Ахматовой, называя ее «моя дорогая Аннушка»: «Моя "слава" тоже 20 лет лежит в канаве, т.е. с тех пор, как я приехал в эту страну [Соединенные Штаты]. Вначале были моменты блестящего большого успеха, но здешние музыканты приняли все меры, чтобы я не мог утвердиться. Написал я громадную оперу "Арап Петра Великого" и посвятил ее памяти алтарей и очагов. Это памятник русской культуре, русскому народу и русской истории. Вот уже два года, как я безуспешно стараюсь провести ее на сцену. Здесь никому ничего не нужно, и путь для иностранцев закрыт. Все это ты предвидела уже 40 лет назад: "Полынью пахнет хлеб чужой". Арап — мое второе сочинение на пушкинский сюжет; в Париже я написал "Пир во время чумы", оперу-балет, который был принят Опера перед самой войной, но не был исполнен на сцене полностью, а только в отрывках. А вообще я живу в полной пустоте, как тень. Все твои фотографии глядят на меня весь день. Обнимаю и целую тебя нежно. Береги себя. Жду от тебя вестей…».

Ахматова послала в Нью-Йорк пластинку, чтобы композитор услышал, как она теперь читает стихи.

Анна Ахматова и Артур Лурье умерли в один год – в 1966 году.

В 2011 году к 45-й годовщине со дня смерти Анны Ахматовой в России был снят фильм «Анна Ахматова и Артур Лурье. Слово и музыка».

 

Прямая речь

Л. Сабанеев об Артуре Лурье («Воспоминания о России»):  «Умный и культурный, тонкий эстет, по типу напоминающий литературную передовую богему предреволюционного Петербурга (куда он и относился), Лурье является полным выражением того, что может дать культура и вкус при отсутствии чисто музыкального дара. Его композиции представляются скорее рядом умозаключений и выводов культурного и тонкого человека из окружающих его явлений музыки, чем творчеством в подлинном смысле слова».

Кэрил Эмерсон об опере Лурье «Арап Петра Великого»: «Опера Лурье изумительным образом выражает собой самоë сущность Пушкина. Это, по-видимому, единственное музыкально-драматическое произведение, основанное на одном из его текстов, которое связывает воедино основные мифы личной жизни поэта (бунтарство и эрос), его роковой (и, очевидно, роком предопределенный) брак, его политическую амбивалентность (мучительно-сложное отношение к царям-деспотам, наделенным манящей прозорливостью), его экзотически-«космополитическое» происхождение (арап Ибрагим) и его роль в качестве певца столицы Российской державы. В Арапе Петра Великого Лурье культ Золотого века и культ века Серебряного полностью слились. Замечательно, что стимул к такому слиянию был найден им в эпоху, которую сам он не мог бы назвать иначе, чем Век Бронзовый».

 

Полно мне леденеть от страха,

    Лучше кликну Чакону Баха,

        А за ней войдет человек...

Он не станет мне милым мужем,

    Но мы с ним такое заслужим,

        Что смутится Двадцатый Век.

(Анна Ахматова. Поэма без героя. 1962)

 

4 факта об Артуре Лурье

  • В. А. Юзефович писал, что точным годом рождения Лурье следует считать 1891 год, а распространённое указание на 1892 год ошибочно. Также 1891 год как дату его рождения приводят И. С. Воробьёв и А. Е. Синайская.
  • Полностью псевдоним, придуманный композитором, звучал так: Артур (в честь Шопенгауэра) Винсент (в честь Ван Гога) Перси Биши (в честь Шелли) Хосе Мария (в честь поэта Эредиа) Лурье.
  • Художник Юрий Анненков в сатирическом романе «Повесть о пустяках» (1934) вывел Артура Лурье в виде Дэви Шапкина - бывшего тапера, который вознесся благодаря революции сначала на пост «председателя Бобруйска» а затем в комиссары музыкальных дел. Шапкин гоняет старых профессоров за контрреволюционность и мстит тем из них, кто ему в свое время ставил низкие оценки.
  • В Америке в 40-е годы Лурье вынашивал также замысел оперы по роману Достоевского «Идиот». Он обратился через Добужинского к В. Набокову с просьбой написать либретто, однако последний вежливо отказался. В ответном письме от 15 мая 1943 года Набоков писал: «С "Идиотом", к сожалению, не выйдет. Во-первых, потому что не терплю Достоевского, а во-вторых, потому что у меня с Лурье (судя по его статье о музыке в "Новом журнале") кажется взгляды на искусство совершенно разные».

 

Материалы об Артуре Лурье

Артур Лурье: Вырванная страница Серебряного века.  

Артур Лурье, или В поисках потерянного Орфея

«Арап Петра Великого» Артура Лурье: экзотический предок Пушкина в опере XX века. Кэрил Эмерсон.

Артур и Анна. Никита Елисеев.

Статья об Артуре Лурье в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).