Пятого ноября 1940 года родился Дмитрий Пригов, поэт, прозаик, художник, акционист, теоретик искусства и наш постоянный автор.
Личное дело
Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) родился в Москве в семье инженера и пианистки. Родители были немецкого происхождения, сама фамилия Пригов имеет германские корни, русифицированный вариант имени Priehoff. Однако после начала Великой Отечественной войны об этом факте старались не упоминать, а сам Дмитрий Пригов по-немецки не говорил.
В 18 лет Дмитрий Пригов поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище имени Строганова и выучился на скульптора. После выпуска работал при архитектурном управлении Москвы, там он занимался оформлением детских площадок.
Еще во время учебы Дмитрий Пригов женился на Надежде Георгиевне Буровой. Пара поселилась в московском районе Беляево, и у них родился сын Андрей.
В 1970 году вместе с женой, которая преподавала английский язык на экономическом факультете МГУ, создал Английский театр, для которого писал пьесы и ставил спектакли.
В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР, однако официальных личных выставок не мог организовать до самой Перестройки. В то время Дмитрий Пригов начал печататься в иностранных русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А — Я» и альманахе «Каталог».
В середине семидесятых Дмитрий Пригов и скульптор Борис Орлов превратили свою мастерскую в общественную площадку, где люди собирались на выставки и литературные вечера.
В 1986 году Дмитрия Пригова задержали из-за перформанса «Обращения к гражданам» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику, но после протеста деятелей культуры он был освобожден.
В 1987 году работы Дмитрия Пригова впервые участвуют в выставке на территории Советского Союза — в рамках проектов «Неофициальное искусство» и «Современное искусство». А уже в 1988 году состоялась первая персональная выставка Дмитрия Пригова в Соединенных Штатах — в чикагской галерее Струве. Позже выставки часто проходили и в России, и за ее пределами, в том числе, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.
В 1990 году Пригов издает свой первый поэтический сборник «Слезы геральдической души». Позже будут опубликованы сборники стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы — «Только моя Япония» и «Живите в Москве».
С 1989 года — участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА), а в 1990 году Дмитрий Пригов вступил в Союз писателей СССР.
С 1988 года Дмитрий Пригов постоянно участвует в различных выставках, как в России, так и в странах Европы, Америки и Азии — от Галереи Марата Гельмана и Русского музея до Римского музея современного искусства и Берлинской государственной библиотеки
С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.
В июле 2007 года группа «Война» и Дмитрий Пригов собирались провести совместную акцию «Вознесение поэта» в общежитии МГУ на проспекте Вернадского — участники группы должны были поднять Пригова в шкафу на 22-й этаж, пока тот читал стихи. Однако руководство университета перфоманс запретило. Тогда же Дмитрий Пригов перенес тяжелый инфаркт, а в ночь на 17 июля 2007 года скончался в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы. Похоронен на Донском кладбище Москвы.
Чем знаменит
Дмитрий Пригов — один из основоположников московского концептуализма, причем и как художник, и как писатель и поэт. Он пытался соединить литературу и изобразительное искусство с одной стороны и жизнь с другой, чтобы между ними не было разрыва. Пригов заявлял, что хочет создать больше стихов, чем все русские поэты вместе взятые; кроме стихов, он писал романы, эссе, пьесы, рисунки и картины.
Один из самых знаменитых героев Пригова — Милицанер, который начал появляться в его стихах с середины 1980-х годов. Его современники старались избавиться от официальных оборотов в языке, а Пригов с ними работал, находя смысл за привычными шаблонами и формулами.
О чем надо знать
Вдохновением для цикла про Милицанера стала жизнь в районе Беляево на юго-западе Москвы, рядом с Высшей школой милиции МВД. В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая важные для его творчества места этого района. Стихограмму Пригова «АЯ» в 2014 году увековечили участники арт-групп Comeon Crew и Zukclub — в виде огромного мурала на стене панельного дома в Беляево же.
Пригов активно участвовал во многих музыкальных проектах, самый известный — пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность», собранная из московских художников-авангардистов. Участники группы собрались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте.
Главные прозаические тексты Дмитрия Пригова — две части незавершенной трилогии. В ней автор использует три традиционных жанра западного письма: автобиография, записки путешественника и исповедь. Свет увидели только автобиография (роман «Живите в Москве») и записки путешественника (роман «Только моя Япония»).
Прямая речь
«Современное изобразительное искусство это не искусство, которое изображает. Это искусство, являющее художника. Да, висят картины. Но, может, это не его картины, а подделки. Может, это часть перформанса, когда он начнет их сжигать».
«Концептуализм — это тем или иным способом дефинированное определение направления, но и в то же самое время и в большей, может быть, степени — имена».
«Ныне не существует подобной штатной единицы – гений. Ну, возможно, по старой атавистической привычке кого-то и обзовут: "гением". Но нет такого утвержденного и осмысленного самосознания в деятелях искусства».
«Граждане! Чувствуйте приближение сроков, сроков смены дня и ночи, сезонов, возрастов, веков, эпох, кальп и эонов!»
5 фактов о Дмитрие Пригове