будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Михаил Пожарский – о борьбе с шутингами
Декабрь 8, 2023
Артём Соколов – о популярности АдГ и конце «эры Шольца»
Декабрь 8, 2023
Анатолий Несмиян – о том, можно ли запретить травлю
Декабрь 8, 2023
Владимир Пастухов* – о назначении выборов президента
Декабрь 8, 2023
Анатолий Несмиян – о сериале «Слово пацана»
Декабрь 8, 2023

После

Смотреть все
Этос и пафос современной войны
Ноябрь 30, 2023

Публичные лекции

Смотреть все
Михаил Мальцев в «Клубе»: мои первые книжки
Ноябрь 23, 2023
Вернуться к публикациям
Человек дня
Ноябрь 5, 2023
Человек дня

Человек дня: Дмитрий Пригов

Человек дня: Дмитрий Пригов
kxww82oa0tm48dssl398p9oiarmu5t18
Дмитрий Александрович Пригов

Пятого ноября 1940 года родился Дмитрий Пригов, поэт, прозаик, художник, акционист, теоретик искусства и наш постоянный автор.

 

Личное дело

Дмитрий Александрович Пригов (1940-2007) родился в Москве в семье инженера и пианистки. Родители были немецкого происхождения, сама фамилия Пригов имеет германские корни, русифицированный вариант имени Priehoff. Однако после начала Великой Отечественной войны об этом факте старались не упоминать, а сам Дмитрий Пригов по-немецки не говорил.

В 18 лет Дмитрий Пригов поступил в Московское высшее художественно-промышленное училище имени Строганова и выучился на скульптора. После выпуска работал при архитектурном управлении Москвы, там он занимался оформлением детских площадок.

Еще во время учебы Дмитрий Пригов женился на Надежде Георгиевне Буровой. Пара поселилась в московском районе Беляево, и у них родился сын Андрей.

В 1970 году вместе с женой, которая преподавала английский язык на экономическом факультете МГУ, создал Английский театр, для которого писал пьесы и ставил спектакли.

В 1975 году был принят в члены Союза художников СССР, однако официальных личных выставок не мог организовать до самой Перестройки. В то время Дмитрий Пригов начал печататься в иностранных русскоязычных изданиях: в газете «Русская мысль», журнале «А — Я» и альманахе «Каталог».

В середине семидесятых Дмитрий Пригов и скульптор Борис Орлов превратили свою мастерскую в общественную площадку, где люди собирались на выставки и литературные вечера.

В 1986 году Дмитрия Пригова задержали из-за перформанса «Обращения к гражданам» и отправили на принудительное лечение в психиатрическую клинику, но после протеста деятелей культуры он был освобожден.

В 1987 году работы Дмитрия Пригова впервые участвуют в выставке на территории Советского Союза — в рамках проектов «Неофициальное искусство» и «Современное искусство». А уже в 1988 году состоялась первая персональная выставка Дмитрия Пригова в Соединенных Штатах — в чикагской галерее Струве. Позже выставки часто проходили и в России, и за ее пределами, в том числе, в Германии, Венгрии, Италии, Швейцарии, Великобритании, Австрии.

В 1990 году Пригов издает свой первый поэтический сборник «Слезы геральдической души». Позже будут опубликованы сборники стихов «Пятьдесят капелек крови», «Явление стиха после его смерти» и прозы — «Только моя Япония» и «Живите в Москве».

С 1989 года — участник московского Клуба Авангардистов (КЛАВА), а в 1990 году Дмитрий Пригов вступил в Союз писателей СССР.

С 1988 года Дмитрий Пригов постоянно участвует в различных выставках, как в России, так и в странах Европы, Америки и Азии — от Галереи Марата Гельмана и Русского музея до Римского музея современного искусства и Берлинской государственной библиотеки

С 2002 года Дмитрий Пригов вместе со своим сыном Андреем и его женой Наталией Мали участвовал в группе акционного искусства Prigov Family Group.

В июле 2007 года группа «Война» и Дмитрий Пригов собирались провести совместную акцию «Вознесение поэта» в общежитии МГУ на проспекте Вернадского — участники группы должны были поднять Пригова в шкафу на 22-й этаж, пока тот читал стихи. Однако руководство университета перфоманс запретило. Тогда же Дмитрий Пригов перенес тяжелый инфаркт, а в ночь на 17 июля 2007 года скончался в кардиологическом отделении 23-й (Яузской) больницы. Похоронен на Донском кладбище Москвы.

 

Чем знаменит

Дмитрий Пригов — один из основоположников московского концептуализма, причем и как художник, и как писатель и поэт. Он пытался соединить литературу и изобразительное искусство с одной стороны и жизнь с другой, чтобы между ними не было разрыва. Пригов заявлял, что хочет создать больше стихов, чем все русские поэты вместе взятые; кроме стихов, он писал романы, эссе, пьесы, рисунки и картины.

Один из самых знаменитых героев Пригова — Милицанер, который начал появляться в его стихах с середины 1980-х годов. Его современники старались избавиться от официальных оборотов в языке, а Пригов с ними работал, находя смысл за привычными шаблонами и формулами.

 

О чем надо знать

 
Дмитрий Пригов

Вдохновением для цикла про Милицанера стала жизнь в районе Беляево на юго-западе Москвы, рядом с Высшей школой милиции МВД. В 2003 году Пригов провел вместе с Сергеем Никитиным прогулку-диалог «Литературное Беляево», показывая важные для его творчества места этого района. Стихограмму Пригова «АЯ» в 2014 году увековечили участники арт-групп Comeon Crew и Zukclub — в виде огромного мурала на стене панельного дома в Беляево же.

Пригов активно участвовал во многих музыкальных проектах, самый известный — пародийная рок-группа «Среднерусская Возвышенность», собранная из московских художников-авангардистов. Участники группы собрались доказать, что в русском роке музыкальная составляющая не имеет никакого значения и что слушатели всего лишь реагируют на ключевые слова в тексте.

Главные прозаические тексты Дмитрия Пригова — две части незавершенной трилогии. В ней автор использует три традиционных жанра западного письма: автобиография, записки путешественника и исповедь. Свет увидели только автобиография (роман «Живите в Москве») и записки путешественника (роман «Только моя Япония»).

 

Прямая речь

«Современное изобразительное искусство это не искусство, которое изображает. Это искусство, являющее художника. Да, висят картины. Но, может, это не его картины, а подделки. Может, это часть перформанса, когда он начнет их сжигать».

«Концептуализм — это тем или иным способом дефинированное определение направления, но и в то же самое время и в большей, может быть, степени — имена».

«Ныне не существует подобной штатной единицы – гений. Ну, возможно, по старой атавистической привычке кого-то и обзовут: "гением". Но нет такого утвержденного и осмысленного самосознания в деятелях искусства».

«Граждане! Чувствуйте приближение сроков, сроков смены дня и ночи, сезонов, возрастов, веков, эпох, кальп и эонов!»

 

5 фактов о Дмитрие Пригове

  • Дмитрий Александрович Пригов — именно так, полным именем, художник часто подписывал свои работы. Еще он подписывался как Дмитрий Алексаныч.
  • Пригов написал более 35 тысяч стихотворений.
  • Дмитрий Пригов — один из самых хорошо изученных современных российских писателей.
  • Дмитрий Пригов сыграл эпизодическую роль анестезиолога в фильме «Хрусталев, машину!», его имя даже не упомянуто в титрах.
  • Дмитрий Пригов писал эссе и колонки для Полит.ру.
читайте также
Человек дня
Человек дня: Андрей Бекетов
Декабрь 8, 2023
Человек дня
Человек дня: Александр Введенский
Декабрь 6, 2023
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Священномученик Алексий Виноградов
Декабрь 8, 2023

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Андрей Бекетов
Декабрь 8, 2023
Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Публичные лекции

Михаил Мальцев в «Клубе»: мои первые книжки

Публичные лекции

КварТеатр в «Клубе»: как квартира стала театром

Публичные лекции

Сергей Лунев в «Клубе»: как сегодня делать историко-культурные медиа

Публичные лекции

Роман Насонов в «Клубе»: Может ли музыка быть политичной?

Публичные лекции

Александра Биктимирова в «Клубе» — «Трансформация текстов: между личным и публичным»

Публичные лекции

Куприянов в Клубе: мои первые книжки

Публичные лекции

Разговоры запросто: Сидоркина в «Клубе»

О проекте Авторы Биографии
1998-2023 © Полит.ру / Все права защищены
Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).