будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 14, 2025
Человек дня

Человек дня: Феофан Прокопович

Человек дня: Феофан Прокопович
Feofan_Prokopovich
Феофан Прокопович. Парсуна. Середина XVIII в.. Источник: Wikimedia Commons

18 июня 1681 года родился Феофан Прокопович, архиепископ, сподвижник Петра I, писатель и поэт.

 

Личное дело

Феофан Прокопович (мирское имя Елеазар, 1681 – 1736) родился в Киеве, происходил из семьи смоленских купцов. Рано осиротел, воспитывался дядей со стороны матери, наместником Братского Богоявленского монастыря в Киеве. Учился в Киево-Могилянской академии. В 1698 году для продолжения образования отправился в Западную Европу. Для этого вступил в униатский орден святого Василия Великого, приняв имя Самуил. Окончил в Риме иезуитскую коллегию святого Афанасия, странствовал пешком по Италии и Германии, слушал лекции в университетах Лейпцига, Халле и Йены. В 1701 году решил вернуться в Киев.

Принял православие в Почаевской лавре. В 1705 году постригся в монахи, приняв, в память о дяде, имя Феофан. Преподавал в Киево-Могилянской академии, в 1711 году стал ее ректором. Составил учебные пособия по ряду предметов.

В 1716 году был вызван Петром I в Петербург, вошел в круг близких советников Петра, стал одним из организаторов церковной реформы. 2 (13) июня 1718 года стал епископом Псковским и Нарвским.

Феофан был автором «Духовного регламента» 1721 года, согласно которому патриаршество в Русской православной церкви упразднялось, верховным главой церкви провозглашался монарх, а для управления ею создавался особый орган – Святейший Правительствующий Синод, в котором императора представлял обер-прокурор. Распоряжения императора были обязательны для Синода.

Феофан Прокопович с 1722 года фактически руководил работой Синода. В своих проповедях он отстаивал правильность церковной реформы, в трактате «Правда воли монаршей» обосновывал священный характер царской власти.

Также Феофан участвовал в организации Академии наук в Петербурге. Присутствовал при смерти Петра, произнес речь во время его погребения.

25 июня 1725 года стал архиепископом Новгородским и занимал эту кафедру до конца жизни.

В послепетровское время положение Феофана Прокоповича стало шатким. Многие иерархи русской церкви были недовольны проводимой им политикой. В тайной канцелярии было начато расследование по подозрению его в ереси. Однако с воцарением Анны Иоанновны Феофану Прокоповичу удалось значительно укрепить свои позиции. Он стал одним из тех, кто поддержал императрицу в отказе от предложения Верховного тайного совета подписать «Кондиции», которые ограничили бы императорскую власть. Анна не забыла этого и всегда благоволила к Феофану Прокоповичу.

Теперь уже он руками тайной канцелярии расправлялся со своими оппонентами. Были арестованы, подвергнуты допросам и пыткам и брошены в темницы архиепископ Тверской Феофилакт (Лопатинский), архиепископ Ростовский Георгий (Дашков), лишены сана и сосланы в монастыри митрополит Коломенский Игнатий (Смола), митрополит Казанский Сильвестр (Холмский-Волынец), архиепископ Киевский Варлаам (Вонатович) и другие.

Умер Феофан Прокопович в Петербурге 8 (19) сентября 1736 года. Похоронен в Софийском соборе Великого Новгорода

 

 
Феофан Прокопович. Гравюра на дереве. Середина XVIII в.
Wikimedia Commons

Чем знаменит

Один из самых образованных людей в России того времени, Феофан Прокопович был хорошо знаком с идеологией Реформации и разделял принципы нарождающейся европейской науки Нового времени. Он был лично знаком с рядом протестантских богословов Германии. Многие современники не без оснований обвиняли его в прямом исповедании протестантизма. Подобные взгляды Феофана Прокоповича сделали его искренним и ревностным сторонником церковной реформы Петра I.

Яркий публицист, блестящий мастер полемики, он сыграл важную роль как в теоретическом обосновании нового устройства Русской православной церкви, так и в практической реализации реформы. Феофан поддерживал концепцию превосходства светской власти над духовной, отстаивая ее не только средствами риторики, но и подчас жесткими административными методами.

 

О чем надо знать

Феофан Прокопович внес значительный вклад в развитие русского образования и культуры. Он написал более семидесяти трудов различных жанров. Помимо богословских и церковно-политических трактатов, ему принадлежат исторические сочинения (среди них «История императора Петра Великого от рождения его до Полтавской баталии», «Краткая повесть о смерти Петра Великого, императора российского»), учебные трактаты по поэтике и риторике.

Писал стихи на русском, польском и латинском языках. Хотя при жизни как поэт он был мало известен, Феофан Прокопович повлиял на дальнейшую литературную традицию. В сатирической поэзии его продолжателем стал Антиох Кантермир, а стихотворение «Епиникион, то есть песнь победная» стало первым в русской поэзии образцом торжественной оды на военную победу.

 

Прямая речь

«Что се есть? До чего мы дожили, о россиане? Что видим? Что делаем? Петра Великого погребаем! Не мечтание ли се? Не сонное ли нам привидение? О, как истинная печаль! О, как известное наше злоключение! Виновник бесчисленных благополучии наших и радостей, воскресивший аки от мертвых Россию и воздвигший в толикую силу и славу, или паче, рождший и воспитавший прямый сый отечествия своего отец, которому по его достоинству, добрии российстии сынове бессмертну быть желали, по летам же и состава крепости многолетно еще жить имущего вси надеялися, – противно и желанию и чаянию скончал жизнь и – о лютой нам язвы! – тогда жизнь скончал, когда по трудах, беспокойствах, печалех, бедствиях, по многих и многообразных смертех жить нечто начинал. Довольно же видим, коль прогневали мы тебе, о боже наш! И коль раздражили долготерпение твое! О недостойных и бедных нас! О грехов наших безмерия! Не видяй сего слеп есть, видяй же и не исповедуяй в жестокосердии своем окаменей есть. Но что нам умножать жалобы и сердоболия, которые утолять елико возможно подобает. Как же то и возможно! Понеже если великие его таланты, действия и дела воспомянем, еще вяще утратою толикого добра нашего уязвимся и возрыдаем. Сей воистину толь печальной траты разве бы летаргом некиим, некиим смертообразным сном забыть нам возможно».
Феофан Прокопович «Слово на погребение Петра Великого».

 

«…Что обязательно должно содержать всякое поэтическое произведение, – это мастерство стихотворного размера, или ритм речи, по определенному правилу, без чего также нельзя называться поэтом. Эзопу, Лукиану, Апулею, даже самому Цицерону в его диалогах и многим другим не хватает только одного, чтобы носить название поэтов, а именно – стихотворной формы. Ведь все, кто излагают свои чувствования в диалогизмах, явно пользуются поэтическим подражанием, так как они рисуют беседующих между собой лиц, изображая их разнообразные душевные и телесные движения, однако, раз они излагают все это в прозе, а не стихами, их не зовут поэтами... Ведь стихотворная форма есть как бы повозка или триумфальная колесница, на которой это многообразное изображение предметов – подражание, говорю я, или поэтический вымысел – несется ввысь и повсюду встречает все большее одобрение...»
Феофан Прокопович «О поэтическом искусстве»

 

Коли дождусь я весела ведра
и дней красных,
Коли явится милость прещедра
небес ясных?
Ни с каких сторон света не видно –
всё ненастье.
Нет и надежды. О многобедно
мое счастье!
Хотя ж малую явит отраду
и поманит,
И будто нечто полготить стаду,
да обманет.
Дрожу под дубом; а крайним гладом
овцы тают
И уже весьма мокротным хладом
исчезают.
Прошел день пятый, а вод дождевных
нет отмены.
Нет же и конца воплей плачевных
и кручины.
Потщися, боже, нас свободити
от печали,
Наши нас деды к тебе вопити
научали.
Феофан Прокопович «Плачет пастушок в долгом ненастьи» (конец января или начало февраля 1730)

 

Кто любит Бога, не ревнуй лукавым,
Ниже завиди грешникам неправым,
Ибо исчезнут, яко трава, вскоре,
Яже зелена при утренней зоре
И цвет ей красен, скрепленный росою,
Потом увянет, посечен косою.
А ты как начал, так твори благое,
Да на сей земли время немалое
Даст ти в богатстве Бог земном пожити
И чад любимых на ней населити.
Та твоя сладость и утеха многа
Буди, всем сердцем уповай на Бога,
Ему все нужды объяви смиренно,
И, как сын отца, проси умиленно.
Он, чего просишь зде, услышит горе
И твои нужды, щедр, исполнит вскоре,
И добродетель, юже творишь втайне,
И правду явит, да узрится крайне,–
Так, яко вещи, ко зрению трудны,
Всяк видит ясно при светлом полудни.
Паки глаголю: не ревнуй лукаву,
Хотя и спеет от славы во славу,
И аще бы был и всегда счастливый,
Ты о том желчен не будь и гневливый;
Да не погрешишь, худо рассуждая,
Что благим токмо случаются злая.
Феофан Прокопович «Переложение Псалма 36» (фрагмент)

 

Если в мучительские осужден кто руки,

Ждет бедная голова печали и муки,

Не вели томить его делом кузниц трудных,

Не посылать в тяжкие работы мест рудных:

Пусть лексикон делает – то одно довлеет,

Всех мук роды сей един труд в себе имеет.

Стихотворение французского филолога XVI века Жозефа Скалигера о составлении словарей (перевод Феофана Прокоповича)

 

Российской церкви столп, совета мудрый муж,
Философ, богослов, историк, пастырь душ.
Витийством слов его доднесь Россия блещет:
Петровым похвалам вселенна совосплещет.
Гавриил Державин «На изображение Феофана» (1777)

 

«Феофан не то что примыкает, он принадлежит к протестантской схоластике XVII века. И его сочинения вполне умещаются в истории немецкого реформированного богословия. Не будь на Феофановых "трактатах" имени русского епископа, их автора всего естественнее было бы угадывать в среде профессоров какого-нибудь протестантского богословского факультета. Все здесь пронизано западным духом, воздухом Реформации. Это чувствуется во всем, — в привычках мысли, в выборе слов. Перед нами даже не западник, но попросту западный человек, иностранец. И не даром всего легче Феофану было именно с иностранцами, с иностранными министрами, с учеными немцами из Академии Наук. На православный мир смотрел он со стороны. И воображал его себе, как сколок с Рима. Православной жизни он просто не чувствовал. Он весь в западных спорах. В этих спорах он до конца с протестантами».
Георгий Флоровский «Пути русского богословия»

 

Семь фактов о Феофане Прокоповиче

  • По мнению некоторых исследователей, настоящая фамилия Феофана Прокоповича была Церейский. Прокопович – девичья фамилия его матери.
  • На стихи Феофана Прокоповича уже при его жизни анонимными музыкантами сочинялись песни (канты). В XVIII веке он был известен как автор пяти песен: «Кто крепок, на бога уповая...», «О суетный человече...», «Плачет пастушок в долгом ненастьи», «Прочь уступай, прочь...», «Что мне делать...». Эти канты встречаются без имени автора в многочисленных рукописных песенниках XVIII века. В песенный обиход вошли и другие стихотворения Прокоповича: «За Могилою Рябою» и «Всяк себе в помощь вышнего предавый...».
  • Трагикомедия Феофана Прокоповича «Владимир» (1705), посвященная крещению Руси, отражает его концепцию о верховной власти монарха и превосходстве ее над властью церковных иерархов. Феофан подчеркивает, что просвещенный реформатор князь киевский побеждает вековое невежество, которое представлено в образах языческих жрецов.
  • Стихотворение «Епиникион, то есть песнь победная» о Полтавской битве (1709) было написано Феофаном Прокоповичам в трех версиях: на русском, польском и латинском языках.
  • Феофан Прокопович, подметив, что Полтавское сражение пришлось на день Самсония, сравнил в своей торжественной речи Петра с библейским Самсоном, победившим льва (изображенного на шведском гербе). Эта метафора нашла отражение в знаменитом фонтане в Петергофе.
  • В личной библиотеке Феофана Прокоповича было более тридцати тысяч книг.
  • Феофан Прокопович изображен на памятнике «Тысячелетие России» в Новгороде.

 

Материалы о Феофане Прокоповиче

Статья о Феофане Прокоповиче в русской Википедии

Феофан Прокопович в проекте «Хронос»

Сочинения Феофана Прокоповича в электронной библиотеке Максима Мошкова

Собрание сочинений

Статья о Феофане Прокоповиче в энциклопедии «Кругосвет»
читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).