12 июня 1947 года родился режиссер Иосиф Райхельгауз, создатель и худрук московского театра «Школа современной пьесы»
Личное дело
Иосиф Леонидович Райхельгауз (74 года) родился в Одессе в семье выходцев из первого советского еврейского колхоза имени Андрея Иванова, где его дед, в честь которого мальчика и назвали Иосифом, занимал пост председателя. Отец во время войны был танкистом, дошел до Берлина и написал свое имя на Рейхстаге. После войны работал водителем. Мать Фаина Иосифовна была машинисткой-стенографисткой. Она хорошо пела, имела прекрасный слух и все детство Иосифа водила его с сестрой в Одесский оперный театр.
С детства, по его собственному признанию, Иосиф Райхельгауз был хулиганом и задирой. В четыре года разбил стекло на доске почета в колхозе имени Иванова, не обнаружив своего деда среди передовиков, в пять был отчислен из детского сада за безобразное поведение, а в двенадцать пытался на самодельном судне переплыть на другую сторону Черного моря и увидеть Турцию.
В 14 лет Иосиф заявил, что больше не хочет учиться, а лучше станет «капитаном корабля или дирижером». После этого отец привел его на автобазу и устроил учеником газоэлектросварщика.
В 1964 году Иосиф Райхельгауз поступил в Харьковский театральный институт на режиссёрский факультет, но уже через неделю был отчислен с формулировкой: «Профессиональная непригодность».
Вернувшись в Одессу, случайно увидел объявление: «ТЮЗу срочно требуется артист. Размер 48». «Я носил 46-й, но в театр отправился тут же. Думал, что меня попросят что-то почитать, но режиссер со словами: "Сейчас проверим", — повела меня прямиком в костюмерный цех. Все костюмы, которые на меня примеряли, оказывались велики. Тем не менее меня приняли в труппу, потому что артист, на которого они шились, неожиданно поступил во ВГИК и уехал в Москву, а сезон надо было доигрывать. Этим артистом был Коля Губенко», - рассказывал Райхельгауз. Таким образом в 1965 году он стал артистом вспомогательного состава Одесского ТЮЗа.
В 1966 году приехал в Ленинград и поступил на режиссёрский факультет ЛГИТМиКа. И вновь был отчислен за профнепригодность – на этот раз через несколько месяцев.
В 1965—1966 годах был рабочим сцены в Ленинградском БДТ им. Горького. В 1966 году поступил на факультет журналистики Ленинградского государственного университета, где смог, наконец, заняться режиссурой: стал руководителем студенческого театра ЛГУ.
В 1968 году Иосиф Райхельгауз бросил университет и перебрался в Москву, где поступил на режиссёрский факультет ГИТИСа, в мастерскую Марии Кнебель и Андрея Попова. Одновременно она также работал в качестве режиссёра в знаменитом студенческом театре МГУ и руководил концертными студенческими бригадами по обслуживанию строителей сибирских ГЭС.
Свой преддипломный спектакль «Мой бедный Марат» по пьесе Алексея Арбузова Райхельгауз поставил в 1972 году в родной Одессе. После этого Арбузов пригласил его на свои Высшие литературные курсы, где учились тогда еще никому не известные Л.Петрушевская, В.Славкин, А.Казанцев, А.Кучаев и другие. «И мы, режиссеры, окунулись в литературу, стали ее читать, понимать и даже создали свою "Вторую Арбузовскую студию". Мы начали первыми ставить спектакли этих авторов», - вспоминал Райхельгауз.
В 1971 году Райхельгауз проходил режиссёрскую, так называемую «созерцательную» практику в Центральном театре Советской Армии. «Будущим режиссерам следовало просто сидеть и смотреть, как другие ставят спектакли. Мне это показалось страшно скучным. Я пригласил двух хороших артистов, поставил с ними резкий спектакль по роману Генриха Белля "И не сказал ни единого слова" и показал главному режиссеру театра, своему учителю Андрею Алексеевичу Попову», - рассказывал Райхельгауз. Комиссия из политуправления армии ставить спектакль запретила, но об интересной постановке узнала главный режиссер театра «Современник» Галина Волчек и позвала его в свой театр.
«К своему стыду, к "Современнику" мы в то время относились прохладно, считая его театром без режиссуры: собрались актеры и играют для себя. Тогда все повально увлекались великим Эфросом, Товстоноговым. Возможно, поэтому знакомство с этим театром я тоже принял как-то несерьезно: перед Галиной Волчек и Олегом Табаковым я, 25-летний, предстал без робости.
Они предложили показать им спектакль, что мы с артистами той же ночью и сделали. Сыграли спектакль перед худсоветом, в составе которого был уже тогда знаменитый театральный критик Виталий Вульф. Он мне об этом нередко напоминал: "Помнишь ли, Иосиф, почему ты стал режиссером в "Современнике"? Это я первым сказал: "Галя, нужно брать этого мальчика". За год до описываемых событий из "Современника" ушел Олег Ефремов, и Галина Волчек сделала ставку на молодых. Набрала в труппу никому не известных актеров: Юру Богатырева, Станислава Садальского, Елену Кореневу, Костю Райкина, Марину Неелову, а также двух режиссеров — Валерия Фокина и меня», - рассказывал Райхельгауз.
В итоге в 1973 году он был приглашен в театр «Современник» на должность режиссёра-постановщика. Первым его успехом в «Современнике» стала постановка спектакля «Погода на завтра», за который режиссер был удостоен премии «Московская театральная весна». Позже им были поставлены в театре спектакли, отмеченные театральными премиями и высоко оцененные критикой и зрителями: «Из записок Лопатина» по К. Симонову, «А поутру они проснулись…» В. Шукшина, «1945» (автор пьесы сам Райхельгауз), «Привидения» Г. Ибсена.
С 1974 года преподавал актёрское мастерство в первой студии Олега Табакова.
С 1975 года Райхельгауз вместе с Анатолием Васильевым руководил Театром на Мытной.
С 1976 года начал преподавать мастерство актёра в ГИТИС им. Луначарского.
В 1977 году был принят в качестве режиссёра-постановщика в Театр им. Станиславского, входил в состав режиссёрской коллегии театра, выпустил спектакль «Автопортрет» А. Ремеза, но на сцене тот просуществовал недолго. Второй спектакль – «Взрослую дочь молодого человека» выпустить Райхельгаузу не дали. Он начал его репетировать, но в 1978 году был уволен из-за отсутствия московской прописки. Премьеру спектакля выпускал уже Васильев.
С 1979 года — режиссёр Московского театра им. А. С. Пушкина; с 1980 года работал также в Московском театре Миниатюр (ныне театр «Эрмитаж»).
В 1980—1982 годах Райхельгауз ставил спектакли в разных городах страны: Липецке, Омске, Минске, Хабаровске и других. В 1983—1985 годах был режиссёром-постановщиком Театра драмы и комедии на Таганке, поставил там спектакль «Сцены у фонтана». В 1985 году вернулся в «Современник», где проработал до 1989 года.
В 1988 году Иосиф Райхельгауз стал инициатором создания Московского театра «Школа современной пьесы», открывшегося 27 марта 1989 года его спектаклем «Пришёл мужчина к женщине» по пьесе Семёна Злотникова. Он стал художественным руководителем театра и занимает этот пост по сей день. На этой сцене поставил более 20 спектаклей.
Одновременно Райхельгауз ставил спектакли в других театрах, в том числе за рубежом: в театрах «Коруж» (Щвейцария), «Кентер» (Турция), «Ла-Мама» (США), национальном театре «Габима» (Израиль). Много работает на телевидении, где поставил, в частности, «Эшелон» М. Рощина и «Картину» В. Славкина.
С 2003 года руководит режиссёрской и актёрской мастерской на кафедре режиссуры в ГИТИСе. С 2004 года — профессор.
В ноябре 2013-го «Школа современной пьесы» пережила пожар, после которого театр временно переехал в Театральный клуб на Тишинке.
Иосиф Райхельгауз регулярно проводит мастер-классы, театральные сессии, читает лекции в ведущих учебных заведениях за рубежом: Ротчестерском университете (США) , Высшей театральной школе г. Лозанны (Швейцарии), Консерватории г. Марселя (Франция), Тегеранском университете (Иран).
Чем знаменит
Иосиф Райхельгауз - культовая фигура для российских театралов, создатель Московского театра «Школа современной пьесы», художественным руководителем которого является уже более двадцати пяти лет.
Его постановки идут десятилетиями и становятся классикой. Хорошо известны спектакли «Пришел мужчина к женщине», «А чой-то ты во фраке», «Уходил старик от старухи», «Записки русского путешественника», триптих «Чайка» и многие другие.
«Школа современной пьесы» — театр мировых премьер. На его сцене впервые были поставлены пьесы Семена Злотникова, Евгения Гришковца, Бориса Акунина, Людмилы Улицкой, Дмитрия Быкова и других современных авторов. Здесь никогда не ставили пьесу, идущую в другом театре. И даже при обращении к классической драматургии всегда сочиняют свой новый спектакль.
Театр неоднократно и успешно гастролировал, участвовал в престижных фестивалях в Германии, Франции, Америке, Израиле, Финляндии, Австралии, Канаде, Южной Корее, Венгрии, Болгарии, Индии и других странах.
Райхельгауз много лет проводит в своем театре конкурс «Действующие лица». Пьесы победителей конкурса ставят на сцене «Школы современной пьесы».
Также театр первым начал проводить различные клубные вечера. В свое время Райхельгауз пригласил Булата Окуджаву и устроил ему юбилей. С тех пор в театре ежегодно проводят вечера в честь Окуджавы. Также он придумал отмечать 19 октября - лицейский день: на сцену выходят люди самых разных профессий и читают свои и чужие стихи.
«Бывает, я выпускаю на сцену не артистов. Скажем, телевизионных ведущих Александра Гордона, Феклу Толстую. Играла у нас балерина Людмила Семеняка. Я люблю, когда люди сами по себе объемные, представляющие художественную ценность, которую они доносят до зрителей. Мне очень важно, чтобы артист имел собственное содержание, кроме драматургического и режиссерского», - говорит Райхельгауз.
Более десяти лет режиссер руководил мастерской артистов театра и кино Всероссийской киноакадеимии – ВГИК. На протяжении многих лет и в настоящее время Иосиф Райхельгауз возглавляет режиссерскую и актерскую мастерские на кафедре режиссуры РУТИ-ГИТИС.
О чем надо знать
Иосиф Рейхельгауз написал книги «Не верю», «Мы попали в запендю», «Прогулки по бездорожью», «Одесская книжка».
«Сколько я себя помню, я всегда что-то писал. А потом любой режиссер как обязан знать законы изобразительного искусства, музыки, так и должен уметь писать. Естественно, это не основная моя профессия, но пишу я с удовольствием. И горжусь, что мою книжку "Мы попали в запендю" уже переиздали несколько раз. В ней 150 театральных баек». – говорит Рейхельгауз.
Он также является членом редколлегии журнала «Современная драматургия» и автором множества публикаций по вопросам теории режиссуры, технологии актерского мастерства, проблем театральной педагогики и театрального искусства. В настоящее время готовятся к изданию две новые книги Рейхельгауза.
Прямая речь
О театре: «Разговоры о смерти театра существуют примерно столько же, сколько существует театр. На мой взгляд, бывает живой театр и мертвый театр. И живой будет нужен всегда.
Живой театр имеет непосредственное отношение к жизни сегодняшнего человека. Когда человек не может разобраться в себе, в своих близких, в том, что происходит вокруг, у него возникает потребность к кому-то обратиться. Кто-то обращается к великой литературе, кто-то к религии, кто-то к психологу, а кто-то идет в театр. И вот люди, которые идут в театр за тем, чтобы им помогли понять себя и происходящее в жизни, они и есть наши зрители. Мы и ждем их для того, чтобы вместе с ними узнать друг о друге и времени, в котором мы живем, что-то еще. Поэтому театр как один из инструментов самопознания человека не утрачивает своего значения, несмотря ни на какие достижения прогресса. И те, кто хочет жить не на уровне растений или животных, а все-таки на уровне человека, должны приходить в театр, а театр должен быть достоин тех, кто сюда приходит».
О зрителях: «Когда ставлю спектакль, я смотрю на сцену из зрительного зала и думаю, прежде всего, о том, чтобы было интересно мне и моим близким. Когда я слышу от своих коллег или продюсеров слова, что зритель дурак, ему нужна простенькая антрепризка, мне хочется сказать: сам ты дурак, вот ты такого зрителя и имеешь, каков ты сам. Если режиссер зрителя считает глупее себя, не уважает его, значит, ему просто нечего делать в театре. Мне же кажется, что зритель - это я. Справа от меня сидит моя мама, слева моя дочь, и я делаю спектакль, который должен быть их и меня достоин».
Писатель и телеведущий Андрей Максимов об Иосифе Райхельгаузе: «Ему неинтересно, как принято и положено. Ему интересно, как не бывает. Поставить спектакль без пьесы. Пригласить играть на сцене известного бизнесмена. Провести вечер, какого никогда не было. Поставить пьесу драматурга, которого никто не знает. Организовать при театре студию, в которой совсем маленькие играют совсем настоящие спектакли».
7 фактов об Иосифе Райхельгаузе
Материалы об Иосифе Райхельгаузе
Иосиф Райхельгауз: «Каждый человек достоин своей жизни».
Иосиф Райхельгауз: «Олег Табаков предлагал мне поменять фамилию»