6 сентября 1666 года родился царь Иван V, сын Алексея Михайловича и брат царевны Софьи и Петра I.
Личное дело
Иоанн Алексеевич (1666 – 1696) был сыном царя Алексея Михайловича и его первой жены Марии Ильиничны Милославской. С раннего детства он был весьма слаб здоровьем, у него была цинга, серьезная болезнь глаз, сильно ослабившая его зрение, и, возможно, эпилепсия. Также он заикался и имел репутацию слабоумного.
После смерти Алексея Михайловича в 1676 году на престол вступил его старший брат Федор. Но в 1682 году умер и Федор, не оставив детей. Следующим по старшинству среди сыновей Алексея Михайловича был Иван. Будь его телесное и умственное здоровье в порядке, он унаследовал бы трон. К тому же на вопрос престолонаследия влияло противостояние двух придворных партий, сформировавшихся вокруг Милославских – родственников первой жены Алексея Михайловича, матери Федора, Ивана и царевны Софьи, и Нарышкиных – родственников его второй жены, Натальи Кирилловны, матери царевича Петра.
Изначально казалось, что Нарышкины обошли своих конкурентов. Их поддержали представители многих сильных боярских родов, недовольные властью Милославских при Федоре. Поддержал Наталью Кирилловну и патриарх Иоаким, который посоветовал за решением вопроса о престолонаследии обратиться к заседавшему тогда в Москве Земскому собору. Большинство участников собора, далеких от дворцовых интриг, высказались за десятилетнего царевича Петра, про которого уже тогда было понятно, что он растет здоровым и смышленым. Боярская дума присягнула Петру.
Однако Милославские и их сторонники смогли добиться успеха. Их орудием стали московские стрельцы. 30 апреля, когда после смерти Федора Алексеевича прошло всего четыре дня, толпа стрельцов прорвалась в Кремль с требованием наказать нескольких стрелецких полковников. Захваченные врасплох Нарышкины пошли на поводу у бунтовщиков. В течение пары следующих недель стрельцы оставались неспокойными, но пока их требования сводились к недовольству собственным начальством.
Наконец, 15 мая среди стрельцов пошли слухи, что в Кремле Нарышкины тайно убили Ивана Алексеевича. Слухи эти специально распространялись царевной Софьей и ее сторонниками. Вооруженная толпа ворвалась в Кремль, стремясь расправиться с Нарышкиными. Наталья Кирилловна и патриарх вывели на дворцовое крыльцо царевича Ивана, чтобы показать, что он жив. Однако это не успокоило бунтовщиков. Они схватили и убили ряд царедворцев, которых провозгласили изменниками. Список изменников был составлен заранее, в него вошли представители рода Нарышкины и их сторонники.
В течение нескольких дней стрельцы контролировали столицу. Чтобы умилостивить их, каждому было выдано по 10 рублей, а на Красной площади установили памятный столп в благодарность за спасение государства от злодеев. Царевна Софья устроила для стрельцов угощение во дворце, принимая по два полка в день.
Под давлением стрельцов Земский собор провозгласил сразу двух царей: пятнадцатилетнего Ивана и десятилетнего Петра. Такое решение обосновывалось удобством двойного правления в случаях, когда одному из царей надо будет отправляться на войну. При этом Иван считался «старшим царем», а Петр «меньшим». Из-за малолетства обоих верховной правительницей была названа царевна Софья. Она получила титул «великая государыня, благоверная царица и великая княжна». 25 июня 1682 Иван V Алексеевич и Петр I Алексеевич венчались на царство в Успенском соборе Московского Кремля.
В течение семи лет царевна Софья правила Русским государством. Иван и Петр от реальной власти были отрешены. В 1684 году по настоянию Софьи были устроены царские смотрины, и в жены Ивану Алексеевичу была выбрана представительница дворянского рода Салтыковых Прасковья Федоровна.
В 1689 году царь Петр отрешил от власти царевну Софью. Она была заключена в монастырь. Брату же Петр написал: «А теперь, государь братец, настоит время нашим обоим особам Богом врученное нам царствие править самим, понеже пришли есми в меру возраста своего, а третьему зазорному лицу, сестре нашей, с нашими двумя мужескими особами в титлах и в расправе дел быти не изволяем; на то б и твоя, государя моего брата, воля склонилася <…>. Тебе же, государю брату, объявляю и прошу: позволь, государь, мне отеческим своим изволением, для лучшие пользы нашей и для народного успокоения, не обсылаясь к тебе, государю, учинить по приказам правдивых судей, а неприличных переменить, чтоб тем государство наше успокоить и обрадовать вскоре. А как, государь братец, случимся вместе, и тогда поставим все на мере; а я тебя, государя брата, яко отца, почитать готов». Иван ни в чем не возражал брату и предоставил ему самостоятельно заниматься государственными делами.
Здоровье Ивана Алексеевича между тем продолжало ухудшаться. Хотя ему еще не было тридцати, он с трудом ходил, почти потерял зрение. Умер он 29 января (8 февраля) 1696 года в Кремле.
Чем знаменит
Иван V Алексеевич — самый незаметный из московских царей. Слабый здоровьем и лишь волей случая вознесенный на престол, он не вмешивался в управление государством. Его роль сводилась к официальным церемониям вроде приема послов, которые все равно отмечали его отрешенность от происходящего, и богослужениям. Молебны в московских соборах, паломничества по окрестным монастырям да семейная жизнь составляли круг его обычных занятий. До конца неясно, действительно ли Иван, как сформулировал Сергей Соловьев, «к слабости физической присоединял и неразвитость умственную» — или же он был дееспособен, хотя и болен физически. Иван, несомненно, страдал от цинги, как и его старший брат, имел очень слабое зрение, тяжело вставал и ходил, а к концу жизни с трудом передвигался. Свидетельства об умственной неполноценности Ивана могут быть плодом пропаганды Нарышкиных, которым нужно было убедить боярскую думу и Земский собор объявить царем Петра вместо Ивана, бывшего законным наследником. В частности, известно свидетельство Василия Татищева, что царь Иван был «ума довольного». О слабоумии Ивана упоминает ряд иностранных дипломатов, но их впечатления могли быть вызваны обликом нездорового царя, которому явно в тягость было исполнение его обязанностей.
О чем надо знать
У Ивана V и царицы Прасковьи родилось пять дочерей. Старшая дочь Мария умерла в возрасте трех лет, Феодосия не прожила и года. Третья дочь Екатерина Иоанновна стала первой русской царевной, выданной замуж за границу. Петр I устроил ее брак с герцогом Карлом Леопольдом Мекленбург-Шверинским, их дочь Анна Леопольдовна была матерью императора Ивана VI Антоновича. Пятая дочь Прасковья была замужем за генерал-аншефом Иваном Дмитриевым-Мамоновым.
Наиболее известна четвертая дочь Анна. Петр I выдал ее замуж за герцога Курляндского Фридриха Вильгельма. Муж умер в 1711 году через два с половиной месяца после свадьбы. В 1730 году Верховный тайный совет пригласил вдовствующую герцогиню Курляндскую на российский императорский престол. Правление императрицы Анны Иоанновны продолжалось до ее смерти в 1740 году.
Прямая речь
Когда все, по обряду, простились с покойным царем и потом одинаково целовали руки у обоих оставшихся братьев его, Иоанна и Петра, патриарх с архиереями и вельможами вышел в переднюю и спросил: кто же из двух царевичей будет царем? Присутствующие отвечали, что этот вопрос должен быть решен всех чинов людьми Московского государства. Под Московским государством, в тесном смысле, разумели обыкновенно один царствующий град: так по крайней мере было понято тут. Патриарх с архиереями и вельможами вышел на крыльцо, велел всяких чинов людям собраться на площади перед церковию Спаса и спросил: кому из двоих царевичей быть на царстве? Раздались крики: «Петру Алексеевичу!» Раздались и другие крики: «Иоанну Алексеевичу!» — но были заглушены. Всех чинов люди решили дело патриарх возвратился во дворец и благословил на царство Петра.
Но кто же и по каким побуждениям кричал за Иоанна? Современники сохранили имя одного из этих крикунов, дворянина Максима Сумбулова, и рассказывали следующее о позднейшей встрече его с Петром. Однажды Петр, будучи у обедни в Чудове монастыре, заметил, что один монах не подошел к антидору; царю показалось это странным, он спросил, кто этот монах, и получил в ответ, что Сумбулов. Петр подозвал монаха и спросил, отчего он не подошел к антидору. «Не посмел пройти мимо тебя и поднять на тебя глаза», — был ответ. Петр велел ему идти к антидору и потом, подозвавши опять к себе, спросил: «Отчего я тебе при выборе на царство не показался?» Монах отвечал: «Иуда за тридцать сребреников продал Христа, будучи его учеником; а я твоим, государь, учеником никогда не бывал: то диво ли, что я тебя продал, будучи мелким дворянином, за боярство?»
Сергей Соловьев «История России с древнейших времен»
Мысль об удалении Петра от престола, даже об убиении царственного юноши, рано стала туманить голову сестры; не раз сообщала она об этом своему фавориту, но князь Василий Васильевич благоразумно удерживал ее от преступления, а для упрочения на ее голове короны предложил женить Ивана Алексеевича. Царь Иван был от природы скорбен главою (т. е. слабоумен), косноязычен, страдал цингой; полуслепой, с трудом подымал свои длинные веки, и на восемнадцатом году от рождения, расслабленный, обремененный немощью духа и тела, служил предметом сожаления и даже насмешек бояр, его окружающих. Жених он был плохой, но, весь во власти царевны Софьи, он не противился ее желанию. Греческий историк Феодози говорит, что брак Ивана был задуман князем Голицыным, который, считая насильственные меры против Петра крайне опасными, советовал Софье: «Царя Иоанна женить, и когда он сына получит, кой натурально имеет быть наследником отца своего, то не трудно сделаться может, что Петр принужден будет принять чин монашеский, а она, Софья, опять за малолетством сына Иоаннова, пребудет в том же достоинстве, которое она желает…» Затем Феодози добавляет, что «хотя Царь Иоанн сперва к тому (браку) никакой склонности не оказывал, однако не был он в состоянии противиться хотению сестры своей». Жених был готов, дело было за невестой. По обычаю священной старины, в царские терема свезли дочерей высшей московской аристократии. Засуетились их родители, закипели страсти придворных честолюбцев, немощи и скорбь главы Ивана были забыты; все ждали его выбора. Был ли он заранее решен Софьей или представлялся на произвол жениха — неизвестно; как бы то ни было, но в толпе юных боярышень подслеповатые очи Ивана остановились на круглолицей, полной Прасковье Салтыковой. Подобные выборы невест, по рассказам иноземцев, бывали прежде гораздо сложнее: боярышням, свезенным на выборку, отводили покои, каждой отдельно; угощали всех за одним столом, увеселяли разными забавами. Царь присматривался к ним, прислушивался к их беседам, заговаривал сам, осматривал по ночам, кто как спит — спокойно или беспокойно, и, наконец, воспылав страстию, отдавал избранной платок и перстень, а остальных щедро одаривал платьями и разными вещами, затем распускал по домам. На этот раз воля Софьи и немощь Ивана упростили дело, и двадцатилетняя Прасковья, без дальнейших испытаний, наречена невестой восемнадцатилетнего царя Ивана.
Семеновский М. И. «Тайная канцелярия при Петре Великом»
Поднялась тревога; стрельцы схватились за оружие, ударили в набат во многих церквах; огромная толпа со знаменами и барабанным боем бросилась с криками в Кремль. Затворить от них ворота не успели. В Кремле стояло много боярских карет. Стрельцы напали на кучеров, побили их, перерубили лошадям ноги и бросились на дворец. Бояре метались, не зная, что им делать: немногие из них успели выскочить из Кремля; другие в страхе прятались по углам во дворце. Стрельцы вопили: «Давайте сюда губителей царских, Нарышкиных! Они задушили царевича Ивана Алексеевича! А не выдадите – всех предадим смерти!» Тогда, по совету Матвеева и патриарха, царица Наталья, взявши за руки царевичей, Петра и Ивана, в сопровождении патриарха и бояр вышла на Красное крыльцо. Стрельцы, уверенные, что царевича Ивана нет на свете, были поражены его появлением и спрашивали: «Точно ли ты прямой царевич Иван Алексеевич?» Иван отвечал: что «он жив, никто не думал его изводить, ни на кого не имеет злобы и ни на кого не жалуется». Но стрельцы, настроенные возмутителями, закричали: «Пусть молодой царь отдаст корону старшему брату! Выдайте нам всех изменников! Выдайте Нарышкиных; мы весь их корень истребим! Царица Наталья пусть идет в монастырь!»
Николай Костомаров «Русская история в жизнеописаниях ее главных деятелей»
Шесть фактов об Иване V
Материалы об Иване V
Статья об Иване V в русской Википедии
Статья об Иване V в энциклопедии «Кругосвет»
Статья об Иване V в Православной энциклопедии
Статья об Иване V в энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона