30 мая 1846 года родился ювелир Карл Фаберже.
Личное дело
Петер Карл Густавович Фаберже (1846 – 1920) родился в Санкт-Петербурге, в семье владельца ювелирной фирмы Петера Густава Фаберже. Он получил среднее образование в известном Училище святой Анны (Анненшуле). В феврале 1860 года он вместе с родителями отправился в Дрезден для изучения ювелирного дела. Затем его обучение продолжилось во Франкфурте-на-Майне. Также юный Карл совершил путешествие по Германии, Франции и Англии, посещая мастерские известных ювелиров и музеи. Вернулся в Петербург Карл Фаберже в конце 1864 года и начал работать в семейной фирме. В 1870 году он возглавил предприятие.
Карл Фаберже сочетал качества умелого менеджера и талантливого ювелира. Он сам выполнял работы высокого уровня, а также привлекал к работе талантливых мастеров-ювелиров. В 1887 году основал филиал в Москве, в 1905 – в Киеве, в 1906 – в Лондоне. С 1881 года фирма Фаберже стала поставщиком российского императорского двора.
В 1918 году правительство большевиков национализировало фабрику Фаберже. Производство было закрыто, большая часть изделий конфисковано, инвентарь распродан. Карл Фаберже в сентябре 1918 года покинул Санкт-Петербург под видом дипломатического курьера. После эмиграции жил в Риге, Берлине, Франкфурте-на-Майне, Висбадене. Последний год жизни провел в Швейцарии. Умер Карл Фаберже в Лозанне 24 сентября 1920 года.
Чем знаменит
Наиболее известными стали драгоценные пасхальные яйца, которые фирма Карла Фаберже создавала по заказу российских императоров. Впервые яйцо заказал в 1885 году Александр III в качестве подарка для своей жены Марии Федоровны. Оно получило название «Курочка». «Скорлупа» яйца была покрыта белой эмалью, внутри был «желток» из золота, в котором скрывалась миниатюрная курочка, выполненная из цветного золота, а в курочке в свою очередь – копия императорской короны и цепочка с рубиновым кулоном. В дальнейшем пасхальные яйца с сюрпризами заказывались регулярно. Александр III дарил их жене, затем традицию продолжил Николай II, даривший ежегодно одно яйцо работы Фаберже своей матери, а другое – жене, Александре Федоровне. Все яйца были уникальными и содержали сюрприз. Фирма Фаберже изготовила 54 яйца для императорской семьи, еще семь были сделаны по заказу предпринимателя Александра Кельха в 1898 – 1905 годах, известны также десять яиц Фаберже, созданных для других заказчиков и для неизвестных лиц. Восемь яиц на данный момент считаются утраченными. Наибольшее количество яиц фирмы Фаберже находится в Музее Фаберже в Санкт-Петербурге. Они были приобретены в 2004 году российским предпринимателем Виктором Вексельбергом.
О чем надо знать
Ювелирная фирма была основана отцом Карла Фаберже незадолго до его рождения, в 1842 году. Среди изделий фирмы Фаберже были серебряные столовые приборы, хрустальные вазы с серебряным обрамлением, ручки-навершия тростей, чернильные приборы из полудрагоценных камней, корпусы карманных часов для фирм Мозер и Павел Буре, покрытые эмалью рамки для фотографий.
Портсигары Фаберже были включены в коллекцию драгоценных табакерок, начало которой было положено Екатериной II, и не уступали по изяществу изделиям XVIII века. Среди выдающихся мастеров, работавших в фирме Фаберже, были Михаил Перхин, Юлиус Раппопорт, Эрик Колин, Август Холмин и другие. Фабрика выпускала и массовую продукцию, которая продавалась в ювелирных магазинах губернских городов по всей России.
Сыновья Карла Фаберже Александр и Евгений основали в Париже фирму Fabergé & Cie. Они воспроизводили копии изделий отца, а также занимались реставрацией ювелирных изделий петербургской фирмы Фаберже. С конца 1940-х годов под маркой «Фаберже» выпускалась только парфюмерия.
В 2011 году в Швейцарии была выпущена первая после 90-летнего перерыва ювелирная коллекция Фаберже.
Прямая речь
«Карл Фаберже обладал непревзойденным уровнем личного мастерства во всех техниках обработки драгоценных металлов, в среде русских ремесленников таких виртуозов называли "круглый мастер" <…> Но техническое мастерство Карл Фаберже сочетал с безудержной фантазией в композиции, в самом пластическом образе драгоценных изделий. Ювелир смело комбинировал металлы разных оттенков (золото в изделиях Фаберже могло быть и зеленым, и белым, и красным в зависимости от добавок-лигатур), сочетал их с драгоценными и полудрагоценными камнями разной огранки и цвета, порывал гравировкой, черненым рисунком, надписями и эмалями. Термин "эклектика" при рассмотрении работ Карла Фаберже напрашивается первым. Использование всех исторических слоев западноевропейской традиции в работе с драгоценными металлами уживалось в диапазоне его творчества с обращением к искусству Византии и всего христианского Востока», - искусствовед Н. С. Степанян
10 фактов о Карле Фаберже
Материалы о Карле Фаберже