15 июля 1853 года родилась Мария Ермолова, одна из талантливейших актрис в истории Малого театра.
Личное дело
Мария Николаевна Ермолова (1853—1928) родилась в Москве, в семье суфлера Малого театра Николая Ермолова. Дед актрисы по отцовской линии Алексей Семенович когда-то был крепостным скрипачом князей Волконских. Получив вольную, в 1820-х годах работал в Московской императорской труппе (Большой и Малый театры) помощником гардеробмейстера — служил в костюмерном цехе. Всех своих шестерых детей он отдал в театральное училище при труппе. Выучившись, они пошли работать в театр.
Отец Ермоловой, до того как стать суфлером, был драматическим артистом, также написал несколько водевилей, которые шли на сцене императорского театра, однако большого успеха не имели.
В девять лет Марию отдали в балетный класс Московского театрального училища, но способностей к балету у нее не обнаружилось. Ермолова тяготела к драматическому искусству.
Когда девочке было тринадцать, отец, знавший о ее увлечении драмой, разрешил ей сыграть в своем бенефисе. Марии досталась роль девчонки-кокетки Фаншетты в водевиле Дмитрия Ленского «Жених нарасхват». После этой неудачной роли последовала пауза в три года.
В январе 1870 года актриса Надежда Медведева предложила Ермоловой исполнить роль в своем бенефисе «Эмилия Галотти» вместо заболевшей артистки. Этот спектакль пользовался у публики огромным успехом.
В следующем году Ермолова окончила театральное училище и поступила в труппу Малого театра. В первое время исполняла в основном небольшие роли в водевилях.
В 1873 году сыграла первую главную роль — Катерину в спектакле по пьесе Александра Островского «Гроза».
Спустя три года у 23-летней артистки уже был собственный бенефис, на котором она играла Лауренсию в драме Лопе де Вега «Овечий источник». Литературовед Николай Стороженко писал: «Бывшим на этом спектакле до сих пор памятно то глубокое, потрясающее впечатление, которое произвели и пьеса, и игра Марии Николаевны в роли Лауренсии. <…> В этой роли вылилась вполне страстная любовь к свободе и не менее страстная ненависть к тирании, которая охватила собой юную душу артистки. Словно электрическая цепь соединила на этот раз сердце артистки с сердцами тысячи зрителей, и они слились с ней в одном чувстве».
В следующие годы она сыграла всю классику Островского: Василису Мелентьеву в одноименной пьесе (1876), Юлию Тугину в «Последней жертве» (1877), Ларису в «Бесприданнице» (1879), Александру Негину в «Талантах и поклонниках» (1881), Парашу в «Горячем сердце» (1883).
Также ей с блеском удались роли леди Анны в пьесе Шекспира «Ричард III», Офелии в «Гамлете» (1878), Жанны д'Арк в «Орлеанской деве» Фридриха Шиллера (1884).
В 1890-е годы играла и в пьесах символистов: Герхарта Гауптмана, Генрика Ибсена. В постановке «Васса Железнова» по Горькому играла заглавную роль, представив Вассу умудренной жизнью женщиной. Много занималась с актерами в театральном училище.
В 1910-е годы перешла на возрастные роли, среди которых Кручинина в пьесе Островского «Без вины виноватые», царица Марфа в его же пьесе «Дмитрий Самозванец и Василий Шуйский», а так же фру Альвинг в постановке «Привидения» по Ибсену.
В 1918 году исполнила роль княжны Плавутиной-Плавунцовой в постановке по пьесе Петра Гнедича «Декабрист», которая с момента написания в 1908 году была запрещена цензурой.
В 1920 году Марии Ермоловой первой в стране было присуждено звание народной артистки РСФСР. Звание приурочили к 50-летию актрисы на сцене.
В 1921 году Ермолова оставила сцену.
С 1877 года актриса была замужем за адвокатом и коннозаводчиком Николаем Шубинским. В браке родилась дочь Маргарита Зеленина (1877—1965) — переводчица пьес, автор воспоминаний. В 1918 году муж с дочерью эмигрировал в Константинополь, где прожил до своей кончины в 1921 году. Дочь Ермоловой после этого вернулась на родину к матери.
Мария Ермолова умерла от туберкулеза 12 марта 1928 года. Сначала была похоронена во Владыкино, как сама завещала, затем ее останки перенесли на Новодевичье кладбище.
Чем знаменита
Одна из самых известных русских драматических актрис, чье имя неразрывно связано с Малым театром. Прославилась ролями женщин, преданных своим идеалам и противостоящих окружающему миру. С 1902 года — заслуженная артистка Императорских театров, в 1920 году — первая Народная артистка РСФСР. В 1935 году ее имя было присвоено Московскому драматическому театру. Режиссер Константин Станиславский сказал о ней: «Мария Ермолова — это целая эпоха для русского театра, а для нашего поколения это — символ женственности, красоты, силы пафоса, искренней простоты и скромности».
Самая известная роль Ермоловой — Жанна (Иоанна) д'Арк в «Орлеанской деве» Шиллера. Этой героиней она была на протяжении 18 лет — с 1884 по 1902 годы. Дочь Ермоловой Маргарита Зеленинапишет об этой роли: «Образ, который давала она, был так светел, так была ясна и понятна для каждого самоотверженная любовь Иоанны к родине и к народу, что самый факт смерти ее являлся символом жизни бесчисленных масс ее сограждан, и люди уходили из театра с душой восторженной, радостной и просветленной умилением»
Всего Мария Ермолова сыграла на сцене около 300 ролей.
О чем надо знать
В начале XX века в театре сменился репертуар. Ермоловой новые пьесы казались пустыми и бездарными. В 1907 году актриса решила уйти из театра, 4 марта состоялся ее прощальный спектакль по пьесе Александра Сумбатова-Южина «Измена». Несмотря на запрет официальных проводов, голову Ермоловой увенчали венком, а рабочие сцены подарили ей деревянный брусок — кусок пола сцены Малого театра, которому актриса к тому времени отдала тридцать семь лет жизни. После ухода Ермолова подумывала перейти к Станиславскому и Немировичу-Данченко в Московский Художественный театр. Однако переход не состоялся.
Через год по просьбе руководства Малого театра она вернулась на его сцену.
Прямая речь
О Малом театре и МХТ («Петербургская газета», май 1909 года):
— Не находите ли вы, что Малый театр страдает от конкуренции московского Художественного?
— Нисколько. В Москве хватит публики на оба театра, и наша публика не любит модернизованных и декадентских пьес. Чехова мы тоже не играем и предоставляем его «художникам».
— Какого вы мнения о «Синей птице» и о последних постановках «художников»?
— «Синяя птица» — это не пьеса, а феерия, сказка, основанная на эффектах. Для ума она ничего не дает. Такие вещи очень быстро изглаживаются из памяти. Вот «Ревизор» мне понравился.
Об актрисе (драматург Татьяна Щепкина-Куперник, сайт «Театр и его история»): «У нее не было ни одного свойства, составляющего почти неотъемлемую принадлежность каждой артистки: честолюбия, самолюбования, зависти, самоуверенности. Она была воплощением целомудрия и благородства. <…>
Она старилась на моих глазах — отходила от сцены, отходила от жизни. И я постепенно следила за этим уходом, как бы присутствуя при каком-то таинстве. Кругом нее не замечалось ничего, что обычно сопровождает старость и болезнь. Французский писатель Марсель Пруст где-то заметил: "Старость кокетлива и болтлива". Но Ермолова не была такой в молодости, не стала и в старости. Не было у нее ни требовательности, ни брюзгливости, свойственной старикам. До конца дней у нее оставалась забота и внимание к другим, не многословное, но всегда действенное; и слегка удивленная благодарность за каждое внимание к себе».
Дочь Маргарита Зеленина о прощании с Ермоловой: «Четыре дня певчие пели умилительные слова, от которых слезы лились в сердце, и казалось, что его качает неизъяснимая, почти сладостная печаль. Мать лежала в гробу, как древнерусская царица, среди цветов, парчи и волнующейся многотысячной толпы своих подданных, разлившейся далеко по городу, за пределы церкви. Вокруг нее совершалось богослужение. И не скорбь, а радость познания "непознаваемого" наполнила душу. Вспомнились слова, которые так неповторимо говорила мать, умирая в "Орлеанской деве": "Минута — скорбь… блаженство — бесконечно".
7 фактов о Марии Ермоловой
Материалы о Марии Ермоловой: