17 ноября 1788 года родился Михаил Щепкин, один из основоположников русской актерской школы.
Личное дело
Михаил Семенович Щепкин (1788—1863) родился в селе Красном Курской губернии, в семье крепостных.
Вспоминал: «Отец мой Семен Григорьевич был крепостной человек графа Волькенштейна, но дед мой был сын священника Иоанна, который священствовал в Калужской губернии… и потом скончался иеромонахом в Москве… Это не должно казаться странным, ибо в том веке делалось это часто, так что дед мой не слишком удивился, когда, заснув свободным, проснулся крепостным, а только немного погрустил — и то, разумеется, безотчетно… Мать моя Марья Тимофеевна была также из крепостных, пришедшая в приданое за графиней: так уж издавна велось и теперь продолжается, что камердинер молодого господина женится всегда на сенной девушке молодой барыни».
В возрасте четырех лет Щепкин переехал вместе с родителями на хутор Проходы Суджинского уезда, бывший центром графских поместий, управление которыми было поручено его отцу.
Щепкин-отец отдал сына в народное училище в уездном городе Суджа, где тот обучался с 1799 по 1801 год.
В 1800 году Щепкин сыграл свою первую роль — слуги Розмарина в комедии Александра Сумарокова «Вздорщица». Пьесу он разыграл вместе с одноклассниками. Зрителями были ученики, их родители, преподаватели, а также городничий, исправник и другие влиятельные лица города. В конце представления городничий сказал юному актеру: «Ай да Щепкин! Молодец! Бойчее всех говорил: хорошо, братец, очень хорошо! Добрый слуга будешь барину!»
Затем Щепкина перевели в Курское народное училище, он часто бывал в курском городском театре (театре Барсовых), где музыкантами служили крепостные графа Волькенштейна (зимой граф с семейством жил в Курске, а летом в деревне). В театре Щепкин переписывал тексты ролей для актеров, заменял суфлера, носил ноты в оркестр и выполнял другие мелкие поручения. Также участвовал в домашних постановках графа.
В 14 лет Щепкин блестяще сдал выпускной экзамен в училище, после чего около трех лет был, по собственным словам, «чем-то вроде графского письмоводителя и секретаря», на приемах исполнял службу официанта, его даже приглашали в соседские имения.
В 1805 году 17-летний Щепкин впервые вышел на профессиональную сцену: заменил запившего актера в спектакле по драме «Зоа» Луи-Себастьяна Мерсье. С этого времени с разрешения графа ему начали давать в театре Барсовых небольшие роли. В 1808 был окончательно принят в труппу комическим актером.
В 1816 году театр Барсовых в Курске закрылся — началась переделка дома Благородного собрания, где ставились представления. Щепкина вскоре пригласили в Харьков исполнять комические роли в театре Штейна и Калиновского. Взяв у графини отпуск и попрощавшись с семьей, он отправился сначала в Харьков, а через некоторое время переехал в Полтаву, куда труппу Штейна пригласил генерал-губернатор Малороссии князь Николай Репнин-Волконский.
Специально для Щепкина директор театра, один из основоположников украинской литературы Иван Котляревский создал роли в своих пьесах «Наталка-Полтавка» и «Москаль-чарівник». Также Котляревский организовал сбор денег по подписке, чтобы выкупить крепостного Щепкина — и в 1821 году актер, наконец, получил вольную.
В 1822 году 34-летний Щепкин был приглашен в труппу Малого театра, в котором он прослужил до конца своих дней. Дебют в Москве состоялся в ноябре 1822 года в комедии Загоскина «Господин Богатонов, или Провинциал в столице» и в водевиле «Лакейская война».
В 1830-е годы Щепкину удалось освободиться от чисто комического репертуара, он сыграл Фамусова «Горе от ума» и Городничего в «Ревизоре».
Гоголь, который обыкновенно никогда не был доволен постановкой своих пьес, от игры Щепкина приходил в восторг.
Репертуар актера в 1850-е годы обогатился несколькими пьесами Островского и Тургенева. Среди прочего он играл Большова в пьесе «Свои люди — сочтемся» и Торцова в «Бедность не порок».
В апреле 1863 года 74-летний Щепкин с разрешения государя получил отпуск с сохранением жалованья и поехал в Крым, где планировал выступать в антрепризах и восстанавливать здоровье.
Его выступления однако уже не имели успеха: актер постарел и уже не вдохновлял публику. Во время одного из чтений Гоголя на открытом воздухе он простудился и сильно заболел. 23 августа 1863 года Щепкин скончался в Ялте. Цинковый гроб с его телом привезли в Москву, где артиста похоронили на Пятницком кладбище.
Его могила сохранилась до наших дней, на его памятнике высечена эпитафия: «Михаилу Семеновичу Щепкину, артисту и человеку».
Чем знаменит
Щепкин считается основоположником реализма в русском театре. Он оказал огромное влияние на развитие отечественного театрального искусства. Константин Станиславский составил свои принципы органического творчества не в последнюю очередь под влиянием системы Щепкина, который требовал «не представляться», а «влезать в шкуру действующего лица так, чтобы между ним и тобой нельзя было иголки просунуть».
О чем надо знать
В 1818 году малороссийский генерал-губернатор, князь Николай Репнин-Волконский «в награду таланта актера Щепкина и для основания его участи» устроил спектакль по подписке для выкупа артиста на собранные средства из крепостного состояния. Большое участие в сборе приняли младший брат князя, будущий декабрист Сергей Волконский, представители дворянства и купечества. Из требовавшихся 10 тысяч рублей было собрано 7207, недостающую сумму добавил Репнин. Также у наследников графа Волькенштейна были выкуплены родные Щепкина — его отец, мать, жена и дети. Однако сначала Щепкины перешли в собственность самого князя Репнина. Окончательно же актер получил вольную лишь в ноябре 1821 года, а его семью отпустили значительно позже — когда Щепкин выдал князю векселя с обязательством выплатить за них 4 тысячи рублей.
Прямая речь
О детской любви к театру («Записки актера Щепкина»): «Страстишка к театру шла также своим путем, и, к моему счастью, между учениками 3-го класса был ученик Городенский, родной брат по матери содержателям театра, г-м Барсовым. <…> Если я почему-нибудь опаздывал забраться в театральный оркестр с музыкантами, которые были из нашего дома и которым я всегда помогал таскать в театр или литавру, или контрабас, [Городенский] провожал меня в таком случае в раек, где мне было смотреть гораздо удобнее, чем из оркестра. Случалось, что Городенский приглашал меня к себе обедать; там я узнал его семейство: отца, Вакха Андреевича, и старших сыновей, Михаила, Александра и Петра, которые были содержателями театра. Старший из этих сыновей был уже на воле, а меньшие — еще крепостные, и меня удивляло одно: они тоже были господские, а с ними и их господа и весь город обходились не так, как с крепостными, да и они сами вели себя как-то иначе, так что я даже завидовал им и все это приписывал не чему иному, как именно тому, что они актеры, а потому быть актером была главная моя цель».
О стране (письмо к Гоголю): «Что еще сказать вам? Да! О "Мертвых душах" все идут толки, прения. Они разбудили Русь. Она теперь как будто живет. Толков об них несчетное число. Можно бы исписать томы, если бы изложить все их на бумаге, и меня это радует. Это значит: толкни нас хорошенько, и мы зашевелимся, и тем доказываем, что мы живые существа, и в этом пробуждении проглядывают мысли, ясно говорящие, что мы наряду со всеми народами не лишены человеческого достоинства. Но грустно то, что нас непременно надо толкнуть, а без того мы сами мертвые души».
О театре: «Театр для актера — храм. Это его святилище. Твоя жизнь, твоя честь, все принадлежит бесповоротно сцене, которой ты отдал себя. Твоя судьба зависит от этих подмостков. Относись с уважением к этому храму и заставь уважать его других. Священнодействуй или убирайся вон».
Белинский о петербургских гастролях Щепикна («Александрийский театр. Щепкин на петербургской сцене»): «Еще в начале спектакля, в возобновленной пьесе "Ссора, или Два соседа", публика приняла Щепкина, превосходно выполнившего роль Вспышкина, с необыкновенным радушием и восторгом; но когда наконец в последний раз поднялся занавес и начались сцены из "Наталки-Полтавки", восторг публики доходил до высочайшей степени… Каждый романс публика заставляла Щепкина повторить несколько раз. Когда же все, что заключалось в этих сценах, выбранных нарочно для Щепкина, было пропето и повторено и занавес должен был бы опуститься, Щепкин, тронутый и взволнованный, как бы поняв грустное чувство публики, задержал еще на мгновение минуту расставанья и запел эти восхитительные по своей простоте и грации куплеты из пьесы "Москаль-чарывник"… По окончании романса в третий раз рукоплескания и крики одобрения не умолкали по крайней мере в течение пяти минут. Оглушителен был восторженный крик этой тронутой и взволнованной массы, наполнявшей театр сверху дониза…
Семь раз опускался занавес и семь раз поднимался снова; семь раз уходил и снова являлся тронутый артист перед публикою, встречаемый и сопровождаемый громкими криками и рукоплесканиями. Вся публика встала с своих мест, но никто не думал идти из театра: каждому хотелось хоть сколько-нибудь воздать генияльному артисту за наслаждения, которые он щедро расточал зрителям; каждому жаль было, что, быть может, долго уже не придется увидеть Щепкина на петербургской сцене, и каждому хотелось хоть на секунду остановить время расставанья».
7 фактов о Михаиле Щепкине
Материалы о Михаиле Щепкине:
Статья в Русском биографическом словаре А. А. Половцова
Е. Н.Яркова «Формирование метода и системы в творчестве К. С. Станиславского»