будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 18, 2025
Человек дня

Человек дня: Моисей Наппельбаум

Человек дня: Моисей Наппельбаум
napelbaum1
Моисей Соломонович Наппельбаум

26 (14) декабря 1869 года родился Моисей Наппельбаум, мастер фотопортрета.

Личное дело

Моисей Соломонович Наппельбаум (1869–1958) родился в Минске. В возрасте 14 лет начал работать в фотоателье Боретти. Поступив туда на должность ученика копировщика (человека, который печатал снимки), Наппельбаум затем работал ретушером и, наконец, через три года освоил профессию фотографа. Покинув Минск в 1888 году, работал фотографом в Смоленске, Москве, Козлове, Варшаве, Вильнюсе, Одессе, Евпатории, Нью-Йорке, Филадельфии, Питсбурге. В 1895 году открыл в Минске собственное фотоателье.

В 1910 году Моисей Наппельбаум с женой Розалией принимают православие и получают разрешение переехать в Санкт-Петербург. Там Наппельбаум сотрудничает с журналом «Солнце России», делая портреты известных людей искусства. В 1912 году Наппельбаум открывает собственный фотосалон на Невском проспекте. На шестом этаже дома номер 72 располагалась квартира, где в шести комнатах жила семья Наппельбаума, а три комнаты занимала студия. В это время растет слава Наппельбаума как мастера фотопортрета.

Продолжает свою работу Моисей Наппельбаум и после революции. В 1919 году он переезжает в Москву, где в здании гостиницы «Метрополь» открывает первую государственную фотостудию при ВЦИКе. Также он открыл ателье на углу Петровки и Кузнецкого моста, сохранив при этом и фотостудию в Петрограде. В том же году по распоряжению Луначарского в Аничковом дворце проходит первая отчетная фотовыставка Наппельбаума, которая означает признание фотографа наравне с художниками. В 1935, 1946 и 1955 годах в Москве прошли новые выставки работ Наппельбаума. Умер Моисей Наппельбаум в Москве 13 июня 1958 года.

Чем знаменит

 
Моисей Наппельбаум

Выдающийся мастер фотографического портрета, сумевший поднять ремесло фотографа на высоту искусства. Он отказался от считавшейся нормой в начале XX века съемки с тремя источниками света и предпочитал снимать всего с одним источником, получая известное из истории живописи «рембрандтовское освещение». Люди в работах Моисея Наппельбаума обычно сняты без дополнительных аксессуаров, без предметов фона. Художественный образ создается за счет композиции кадра и освещения. Наппельбаум применял живописные кисти для обработки негатива в процессе проявки («наппельбаумская ретушь»).

Иногда Наппельбаум работал в редкой технике печати, которая называется гуммидрук. По его описанию, «бумага покрывается гуммиарабиком, смешанным с типографской краской. Затем она высушивается и сенсибилизируется особым раствором. Потом бумагу вторично сушат и на ней печатают контактно, прямо с негатива, без увеличения. После этого отпечаток обмывается горячей водой с древесными опилками. Струя горячей воды с опилками снимает краску в белых местах, не пропечатавшихся из-за непрозрачности негатива; прозрачные же места негатива остаются темными. <...> световые пятна дают полную иллюзию гравюры, офорта». В результате фотопортрет получается похожим на рисунок сделанный от руки углем или сангиной.

О чем надо знать

В начале 1920-х годов в литературных кругах Петрограда были известны «Понедельники у Наппельбаумов», вечера, которые устраивали старшие дочери Моисея Наппельбаума Ида и Фредерика. Там бывали Анна Ахматова, Михаил Зощенко, Юрий Тынянов, Осип Мандельштам, Николай Гумилев, Николай Тихонов. Из Москвы туда приезжал Борис Пастернак. Наппельбаумом был издан один выпуск литературного альманаха «Город». Ида и Фредерика Наппельбаум были ученицами Николая Гумилева в поэтической студии Дома искусств. Собирался поэтический кружок Гумилева «Звучащая раковина» и непосредственно в фотоателье Наппельбаума. Многие сделанные Моисеем Наппельбаумом портреты – ценные исторические документы. На них изображены деятели советского государства, ученые, поэты, писатели, актеры и другие.

Прямая речь

Наша жизнь беспрерывно обогащается, обновляется, движется вперед. И фотоискусство должно развиваться, духовно созревать, иначе оно захиреет, обретет застывшую форму, растеряет все, что с таким трудом добыто. Чтобы этого не случилось, необходимо учиться не только технике фотодела, законам изобразительного искусства, композиции, освещения – надо изучать жизнь, людей, человеческие лица, характеры в их движении. Нужно учиться творчески осмысливать предмет. М. С. Наппельбаум из книги «От ремесла к искусству»

Наппельбаум был в полном смысле человеком, который «сделал себя сам». Часто бывает, что люди впоследствии идеализируют свою биографию, выстраивают свой «путь в искусстве» как последовательную цепочку достижений и побед, которая образовалась исключительно благодаря их неистребимой тяге к творчеству. Наппельбаум честно признается в своей книге «От ремесла к искусству», что его блуждания по миру, очень долгий путь из провинциального, местечкового Минска в Петербург (через всю Россию и даже Америку) был связан не только со стремлением к обучению, к освоению мастерства, к творчеству, но прежде всего – с поиском заработка. Когда мальчик-ретушер из еврейского квартала почувствовал, что он хочет быть больше, чем ремесленником? <…> У меня в коллекции есть образцы продукции этих фотохудожников, вернее, фоторемесленников – Берман, Страшунер, Миранский и Левинман, Гатовский, Метор и другие. На фоне этих стандартных по исполнению визиток и кабинеток фотографии Наппельбаума того времени совершенно ничем не выделяются. Переход на иной качественный уровень произошел у него где-то в середине 1910 х годов, когда он, судя по всему, смог добиться относительной финансовой самостоятельности. Тогда же он постепенно перевез все свое большое семейство из Минска в столицу и в 1916 году приобрел роскошное фотоателье Лежонова в мансарде дома на Невском, 72. Стал экспериментировать с новыми художественными техниками (например, гуммиарабик). В актуальном в то время споре о том, является ли фотография искусством, он принял позицию художника и отстаивал ее затем до конца дней. Историк литературы Алексей Дмитренко

8 фактов о Моисее Наппельбауме

  • 31 января 1918 года в Смольном Моисей Наппельбаум сделал фотографию Ленина. Этот портрет стал классическим.
  • Важными документами по истории отечественного театра служат фотографии актеров в театральных костюмах, которые неоднократно делал Моисей Наппельбаум. Часто актеры на снимках воспроизводят мизансцену из спектакля. Среди таких работ – портрет Шаляпина в образе Мефистофеля.
  • Портрет Блока работы Наппельбаума был выставлен среди икон на иконостасе храма, настоятелем которого был основатель Живой церкви митрополит Александр Введенский.
  • После самоубийства Сергея Есенина Наппельбаум был приглашен в гостиницу «Англетер» сделать фотографии поэта. Это событие привело к появлению в наши дни конспирологической теории об участии Наппельбаума в заговоре с целью убийства Есенина.
  • В 1935 году Моисею Наппельбауму присвоено звание заслуженного артиста РСФСР.
  • В послевоенные годы ателье Наппельбаума находилось в доме 40 на Арбате.
  • В 1954 году в Центральный государственный архив кинофотофонодокументов СССР на постоянное хранение поступило около 4000 негативов из личного архива М.С. Наппельбаума.
  • У Моисея Наппельбаума было четыре дочери и сын. Фредерика Наппельбаум стала, как и отец, фотографом. Рахиль (Лиля) Наппельбаум – поэтесса и литературный критик. Ольга Наппельбаум (Грудцова) – литературовед.

Материалы о Моисее Наппельбауме

Статья о Моисее Наппельбауме в русской Википедии

О работах М. С. Наппельбаума в фонде Российского государственного архива кинофотодокументов

Биографическая статья Анны Толстовой

Краткая биография М. С. Наппельбаума

Портрет дагестанского поэта Сулеймана Стальского, сделанный М. С. Наппельбаумом в технике гуммидрук

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).