22 декабря 1938 года родился Сергей Михеев, генеральный конструктор АО «Камов».
Личное дело
Сергей Викторович Михеев (84 года) родился в Хабаровске, в рабочей семье Виктора Михеева и Евдокии Леоновой. После войны отца направили в Хабаровский крайком на должность инструктора рыбного отдела. В 1952—1956 годах семья жила на Чукотке. Отец к этому времени закончил краевую партшколу, и его командировали на партийную работу в города Певек и Анадырь.
После окончания школы Сергей уехал в Москву поступать в авиационный институт.
Вспоминал: «Я грезил самолетами. Рисовал их, вел специальный альбом, перечитал об авиации все книги, которые мог купить в Хабаровске. Пролетающие над головой самолеты были для меня привычной картиной с детства. Дом деда стоял в створе взлетной полосы Хабаровского аэродрома».
Выдержав экзамены, успешно отучился первые два курса, после чего в 1958 году всю группу Михеева перевели на кафедру вертолетостроения. В 1962 году Михеев окончил МАИ и попросил о распределении в ОКБ Николая Камова (позднее Ухтомский вертолетный завод, ныне АО «Камов»), где тогда испытывался винтокрыл Ка-22.
Диплом Михеева представлял собой проект четырехвинтового вертолета-крана на базе Ка-22. Его защита длилась необычно долго — как он узнал впоследствии, в конструкторском бюро Камова как раз занимались такой разработкой, поэтому и задавали бывшему студенту множество вопросов.
Михеев был принят инженером-конструктором в отдел перспективного проектирования. Вместе с ним в ОКБ пришла и его супруга Раиса Александровна. Они учились в одной группе в МАИ, вместе проходили практику на вертолетном заводе Камова, в один день защищали дипломные проекты.
«Я глубоко признателен судьбе за то, что рядом со мной оказалась такая женщина, которая взяла на себя всю заботу о детях, доме, предоставив мне возможность всецело посвятить себя любимому делу», — говорил конструктор.
Михеев быстро продвигался по карьерной лестнице, за 12 лет вырос от начальника бригады до ведущего конструктора, начальника ведущего отдела ОКБ.
Рассказывал: «Должность никогда не была для меня самоцелью. Хотя уже на третий год работы в ОКБ Н. И. Камова мне приходилось исполнять обязанности начальника отдела. На время сессии многие мои коллеги по отделу, старшие по званию, являлись студентами-вечерниками, уходили в кратковременные учебные отпуска, и другого выбора у руководства просто не было. <…> Быть генеральным конструктором для меня всегда означало иметь максимальную степень свободы творчества. Все это — ощущение творца, человека, принимающего решения, — притягивало меня».
В 1974 году, после смерти Николая Камова, был назначен главным конструктором предприятия, в 1987 году — генеральным конструктором. В 1994—2006 годах также был директором вертолетного завода, сменившего название на ОАО «Камов».
В 2008 году АО «Камов» стало частью холдинга «Вертолеты России», объединяющего все вертолетостроительные предприятия страны.
Под руководством Михеева был создан целый ряд уникальных машин. Это легкие боевые вертолеты: корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31; боевые вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор»; многоцелевой военный Ка-60 «Касатка»; многоцелевой гражданский Ка-32А; беспилотные Ка-37, Ка-137 и другие.
Чем знаменит
С 1974 года и по сей день — генеральный конструктор КБ Камова (АО «Камов»). Под его руководством были спроектированы и созданы уникальные боевые ударные вертолеты Ка-50 «Черная акула» и Ка-52 «Аллигатор», легкие боевые вертолеты: корабельные Ка-27, Ка-29, Ка-31; многоцелевой военный Ка-60 «Касатка»; многоцелевой гражданский Ка-32А; беспилотные машины и множество другой вертолетной техники.
О чем надо знать
ОКБ Камова участвовало в ликвидации последствий чернобыльской аварии в 1986 году. После взрыва энергоблока атомной электростанции в Чернобыль прибыли камовские вертолеты Ка-27 и Ка-32 с бригадой специалистов.
В мае-июне 1986 года камовские летчики-испытатели с режима висения проводили сложнейшие работы по ликвидации аварии.
19 июня с высоты в 200 метров внутрь реактора была введена 18-метровая «игла» с измерительной аппаратурой. Из показаний приборов выяснилось, что реактор затухает.
Уникальным для вертолетной команды было и опускание в вентиляционную трубу аварийного блока датчиков, прикрепленных к подвеске длиной 250 м. Летчик-испытатель ОКБ Николай Мельник смог виртуозно выполнить это задание на Ка-27, за что получил звание Героя Советского Союза.
Прямая речь
О характере и Вселенной (диалог Михеева с женой Раисой Александровной):
Раиса Михева. Знаешь, когда я впервые обратила на тебя внимание? После первого курса, на целине. Мы приехали под Бийск, 18 парней и 5 девушек. На место прибыли около шести вечера. Нас привели в сельсовет и сказали: "Вот комната, живите". Дали по буханке хлеба и полведра меда... Все с дороги усталые… ни у кого никаких навыков пребывания в таких ситуациях не было. Все начали готовиться ко сну, набивать мешки соломой. А ты сделал очаг для приготовления пищи — он служил нам потом все полтора месяца, что мы там находились. Пока с ним возился, пришел, а спать негде: все занято. Психанул, развернулся и ушел спать в сопки...
Сергей Михеев. Эта ночь осталась в памяти на всю жизнь — удивительное алтайское небо, черное, усыпанное звездами. Красота, свобода. Наверное, такую ночь можно увидеть только на Алтае. Холмистая местность скрывает скудные огоньки на горизонте, и перед тобой перевернутая чаша космоса: яркая, черная, ясная. Пожалуй, никогда прежде и после не было такого ощущения близости с чем-то особенным, непостижимым, великим. Да, ты — песчинка, но не чувствуешь враждебности, напротив, ощущаешь скорее теплоту Вселенной. Удивительное ощущение единства, гармонии с миром. Здесь ли думать о том, что твои товарищи просто забыли оставить тебе место под крышей гостевой комнатенки сельского совета».
О возрасте (Vladnews.ru):
— У генерального конструктора существует пенсионный возраст?
— Возраст — вещь относительная. Один может и в 105 лет ребенка родить, а другой даже в молодости на это не способен. Конструктор — это прежде всего творческая личность, способная постоянно генерировать идеи, то есть перерождать мир. Творчество времени не подвластно. Если говорить о генеральном конструкторе — здесь к тому же требуется определенный набор качеств, прежде всего сплав творческого начала и руководителя особой пробы…
Опять же, если говорить о возрасте, не могу сказать, что мои идеи сегодня стали менее интенсивными. Другое дело, что они мгновенно не осуществляются. Так, сейчас мы запустили в серийное производство вертолет Ка-226, идею которого я выдвинул почти четверть века назад…
Так что ответ на ваш вопрос однозначный: пенсионного возраста, в смысле рождения идей, для генерального конструктора не существует».
О встречах со знаменитыми авиаконструкторами (там же): «В прежние годы… существовала замечательная традиция: раз в год, а иногда чаще, собирать генеральных конструкторов, директоров крупных заводов (их было несколько десятков). Помимо рабочих моментов там были замечательные неформальные встречи, которые запомнились на всю жизнь. Так познакомился с легендарными Туполевым, Антоновым, Ильюшиным и с более молодым поколением — Новожиловым, Микояном. Это не только высочайшие профессионалы в своем деле, но, скажу вам, настоящие мужики: надежные, открытые, с удивительным чувством юмора».
О мечтах (там же): «Всю жизнь мечтал играть на гитаре, но из этого ничего не вышло. Поздно уже, перегорело. Чему хотел бы научиться — так это отдыхать. Даже если в отпуске — обязательно что-то делаю. Когда приезжаю в свой дом в деревне, там нет и пяти свободных минут — занимаюсь хозяйством. Но это в радость. Тяги к земле в себе не чувствую, но строить, плотничать, слесарничать — со всей душой».
8 фактов о Сергее Михееве
Материалы о Сергее Михееве: