будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 11, 2025
Человек дня

Человек дня: Сергей Урсуляк

Человек дня: Сергей Урсуляк
V3NJJAvbYS8hfJW0vyBH0LAJP2u87AtK
Сергей Урсуляк. Источник: kremlin.ru

10 июня 1958 года родился режиссер Сергей Урсуляк.

 

Личное дело

Сергей Владимирович Урсуляк (63 года) родился в Петропавловске-Камчатском (по другим данным, в Хабаровске), в семье морского офицера и учительницы. Из-за службы отца — капитана второго ранга Военно-морских сил — семья часто переезжала. Детство Сергей провел в Магадане.

Круг общения родителей будущего режиссера, по его словам, состоял из московской интеллигенции и детей репрессированных.

Окончив школу, Урсуляк «очень легко и блестяще» поступил в Щукинское училище в Москве, однако учеба давалась нелегко — первые два года Сергей находился на грани вылета.

В 1979 году окончил актерское отделение вуза (мастерская Евгения Симонова), спустя несколько месяцев был принят в Ленинградский государственный театр миниатюр Аркадия Райкина. Жизнь в Ленинграде была тяжелой — актер уехал туда один, оставив свою тогдашнюю жену, актрису Галину Надирли в Москве. В течение двух лет жил у актера, будущего телеведущего Павла Любимцева. В 1982 году театр миниатюр переехал в Москву, с 1987 года он стал носить название «Сатирикон». В том же году театр возглавил Константин Райкин, с которым Урсуляк конфликтовал из-за художественных вопросов.

В «Сатириконе» Сергей Урсуляк играл до 1991 года.

Дважды он безуспешно пытался поступить на режиссерский факультет ВГИКа, а в 1990 году был зачислен на высшие курсы режиссеров и сценаристов в мастерскую Владимира Мотыля. Дипломной работой Урсуляка стал фильм «Русский регтайм», снятый в 1993 году. Фильм получил две награды кинофестиваля «Кинотавр» и премию «Ника» за лучшую музыку.

В 1995 году Урсуляк снял фильм «Летние люди» по пьесе Максима Горького «Дачники». В 1997-м вышло его «Сочинение ко Дню Победы», где свою последнюю роль сыграл Олег Ефремов. В 2004 году режиссер снял «Долгое прощание» по одноименной повести Юрия Трифонова.

После Урсуляк переключился на исторические сериалы: в 2007 году вышла его «Ликвидация» — многосерийный детектив о борьбе с преступностью в Одессе после Великой отечественной войны.

В 2009 году вышел 16-серийный фильм «Исаев» по произведениям Юлиана Семенова о разведчике Максиме Исаеве.

В 2012 году был показан телесериал Урсуляка «Жизнь и судьба», поставленный по одноименному роману Василия Гроссмана.

В 2015 году на «России 1» состоялась премьера многосерийного фильма Урсуляка «Тихий дон». Лента получила премию «Золотой орел» как лучший сериал года.

Осенью 2018 года должен выйти новый сериал Сергея Урсуляка «Алмазная колесница», по одноименному роману Бориса Акунина.

 

 
Сергей Урсуляк
kremlin.ru

Чем знаменит

Известный режиссер, с середины 2000-х снимающий исторические телесериалы. Самые известные из них — детектив о преступности в послевоенной Одессе «Ликвидация»; сериал «Жизнь и судьба» по одноименному роману Василия Гроссмана и многосерийный фильм «Тихий дон».

Режиссер фильмов «Русский регтайм», «Сочинение ко Дню Победы», «Долгое прощание».

 

О чем надо знать

Помимо работы в кино Урсуляк был занят в нескольких телевизионных проектах. С 1995 по 2001 годы он был режиссером программы «Дог-шоу» на НТВ. В 1999—2000 годах был режиссером документального цикла «Новейшая история» с Евгением Киселевым.

В 2002—2005 годах был автором и ведущим цикла документальных программ «Пестрая лента». Программа была посвящена судьбам известных творческих людей.

 

Прямая речь

О запретных темах («Российская газета», октябрь 2016):

— Есть темы, которые подпадают под Уголовный кодекс, — они запретны, да. А в остальном… Скажем, должны ли мы знать правду о героях-панфиловцах? Сейчас об этом идут серьезные дебаты. Тот, кто говорит, что их не было, покушается на святое, на нашу историю или все же нет? Мне кажется, эта проблема высосана из пальца. Есть легенда о двадцати восьми героях-панфиловцах, и пусть она остается. А есть исторические факты, есть реальные события в Подмосковье осенью 1941 года, и это другая тема разговора, другая реальность.

— То есть вы считаете, что эти реальности могут существовать параллельно? Кому-то нужен исторический миф, кому-то факты, и пусть каждый получит свое?

— Совершенно верно. И тот, кто раскапывает вероятные (или невероятные) факты, например о блокаде Ленинграда, не покушается ни на нашу Победу, ни на жертвы, ни на страдания, это другая линия жизни, линия науки. Сейчас эти разговоры, скажем так, не поощряются. Но запрещать людям думать иначе нельзя. Другое дело: говоря о таких вещах, нужно иметь особую тонкость души и не делать то, что оскорбляет чувства других людей.

О Сталине («Аргументы и факты», август 2016): «Люди вновь возвращаются к имени Сталина не потому, что соскучились по репрессиям, — нет, они соскучились по справедливому устройству мира. А поскольку Сталин — это давно и далеко, и ужасы того времени воспринимаются уже не так остро, то у них складывается ощущение, что, если придет человек в сапогах и с трубкой, он сможет навести порядок и сделать мир более справедливым.

Тема Сталина и сталинизма муссируется еще и потому, что мы в силу разных обстоятельств всерьез заняться сегодняшним днем не можем. Когда люди понимают, что они не могут повлиять ни на что, кто-то обращается к Богу, а кто-то — к Сталину как к некоему символу порядка и сурового равенства».

О своем предназначении («Медуза», ноябрь 2015):

— Я про себя точно знаю, что мне не дано быть интересным тем, кто не понимает жизни моей родины. Приведу пример: фильм «Ликвидация», который знают в России все, не куплен ни одной заграничной страной кроме Израиля.

— А может это продюсерская ошибка: плохо продавали?

— Совсем нет. Просто «Ликвидация» — это история, которая понятна только тем, кто жил или живет здесь, а больше там ничего и нет. Там нет детективного сюжета, который мог бы быть интересен жителю Франции или Англии. <…> Я не от обиды так говорю, не выкручиваюсь, я просто четко про себя понимаю, что по способу рассказа, по своему нутру я не выхожу за пределы «здесь». И мой уход на телевидение объясняется именно этим: я хочу быть понят здесь, хочу рассказывать здесь свои простые истории, на своем языке.

О политической активности (там же): «После перестроечной политической и гражданской активности был в моей жизни только один момент, когда я хотел бы пойти на митинг: в декабре 2011 года. На Болотную. Но я тогда был в Ярославле и не пошел. Дальше это стало спортом, каким-то шоу с соответствующими лицами, многие из которых мне категорически не нравятся. И я подумал, что эта история — не моя.

Потом я еще один раз сходил на митинг — на следующий день после убийства Немцова. Я как раз оказался в Москве, хотя уже вовсю шли съемки "Тихого Дона". Пошел потому, что понимаю, что есть какие-то вопиющие вещи, которые должны солидаризировать нас — вне зависимости от отношения к тем или другим идеям или к тем или другим личностям. Но вот собственно этим моя политическая активность и ограничивается.

Понимаете, я считаю, что сегодня единственная возможность жизни — такой, не врущей себе жизни — ограничить пространство вокруг себя и влиять на него в том направлении, в котором ты хотел бы изменить все вокруг. Вот внутри своего палисадника нужно стараться, организовывать, блюсти и беречь».

 

4 факта о Сергее Урсуляке

  • Отец режиссера был родом с Украины, бабушка в годы немецкой оккупации находилась в еврейском гетто.
  • В основу картины «Русский регтайм» был положен реальный случай с режиссером Романом Козаком, критиком Аркадием Цимблером и ведущим Михаилом Ширвиндтом. 7 ноября 1977 года, в день 60-летия революции, выпившие друзья-студенты сняли красный флаг со здания Архитектурного института. Молодых людей отчислили из вузов и исключили из комсомола.
  • Урсуляк написал сценарии к собственным фильмам «Летние люди», «Неудача Пуаро», «Долгое прощание», «Тихий Дон». Многие его работы были отмечены премиями и призами: фестивалей «Кинотавр» и «Окно в Европу», статуэтками «Золотой овен», «Ника», «Золотой орел» и другими. В конце 2008 года сериал «Ликвидация» получил целую россыпь премий от ФСБ.
  • Режиссер окружен актрисами не только на работе, но и дома. Его жена — народная артистка России Лика Нифонтова. Она служит в «Сатириконе», кроме того сыграла небольшие роли почти во всех фильмах и сериалах мужа. Старшая дочь (от брака с Галиной Надирли) — актриса Московского драматического театра имени Пушкина Александра Урсуляк (среди ее киноработ — «Девушка с косой», «Время первых»). Младшая дочь режиссера — актриса «Сатирикона» Дарья Урсуляк. В «Тихом Доне» она сыграла законную жену Григория Мелехова.

 

Материалы о Сергее Урсуляке:

Биографическая справка РИА Новости

Биография 24СМИ

Статья о режиссере на 7days.ru

Справка в Википедии

Интервью Урсуляка каналу «Культура»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).