26 июля 1843 года родился Степан Джевецкий, инженер, создатель подводных лодок.
Личное дело
Степан Карлович Джевецкий (1843-1938) родился в польской дворянской семье в селе Кунка Подольской губернии (ныне Винницкая область Украины). Родители его были весьма состоятельны, владели обширным поместьем, участком земли на морском побережье в Одессе, домами в Варшаве. Жила семья большую часть времени в Париже. Степан Джевецкий закончил парижское Центральное инженерное училище и довольно скоро заслужил известность, изобретая различные механизмы и приборы. Принял участие во Всемирной выставке 1873 года в Вене. По приглашению великого князя Константина Николаевича переехал в Санкт-Петербург, где стал работать в Морском техническом комитете, получая жалование 500 рублей в месяц.
Одной из первых его работ для русского флота стало создание прибора для автоматической прокладки курса корабля на карте. В 1877 году, во время русско-турецкой войны, он отправился добровольцем на флот и был наражден Георгиевским крестом за храбрость, проявленную во время боя вооруженного парохода «Веста» с турецким броненосцем «Фехти-Булленд». Участие в военных действиях привело Степана Джевецкого к убеждению, что главную роль в будущих морских войнах станут играть подводные суда. После этого практически вся жизнь Джевецкого была связана с конструированием подводных лодок. С 1892 года изобретатель снова жил во Франции, но продолжал работать и над проектами для русского флота. Умер Степан Джевецкий в Париже в 23 апреля 1938 года.
Чем знаменит
Первая подводная лодка Степана Джевецкого, созданная в 1878 году, была одноместной и приводилась в движение с помощью педального привода. Человек внутри лодки мог просунуть руки в закрепленные в ее корпусе водолазные перчатки, чтобы, например, установить морскую мину. Изобретатель лично испытывал лодку в Одессе. После успешной демонстрации лодки комиссии Черноморского флота было решено «дать возможность изобретателю сделать новый аппарат в Петербурге, в увеличенном размере».
В 1882 – 1883 годах было произведено 50 подводных лодок усовершенствованной конструкции. Они вмещали уже трех членов экипажа, были способны находиться под водой до 50 часов и развивать скорость в 2,5-3 узла. Лодки Джевецкого стали первыми в мире серийными подводными судами. В дальнейшем Джевецкий предлагал новые модели подводных лодок, уже не на мускульной тяге, а на паровых или электродвигателях, но они не были реализованы. Также им были разработаны конструкции торпедных аппаратов. В 1907 году по проекту Джевецкого была создана подводная лодка «Почтовый» с бензиновым двигателем, это был первый в мире успешный проект подводной лодки, использовавшей один двигатель для плавания и в надводном, и в подводном положении.
О чем надо знать
Степан Джевецкий наряду с англичанином Уильямом Фрудом и американцем Дэвидом Тэйлром стал одним из основоположников математической теории лопастного винта, которая позволяет описать поведение пропеллеров самолетов и гребных винтов кораблей. Его труд «Общая теория винта» (Theorie generale de l'helice) в 1920 году получил награду Французской академии наук.
С конца 1880-х он заинтересовался проблемами воздухоплавания и был одним из первых ученых, высказавших идею, что аппарат тяжелее воздуха способен летать. Еще в Петербурге он опубликовал работу «Аэропланы в природе: опыт новой теории полета», затем во Франции вышли его труды «Les oiseaux considérés comme des aeroplanes animés» и «L’aviation de demain», где математически обосновывалась возможность полета аэропланов, рассматривались вопросы сопротивления воздуха и оптимального угла наклона крыла. В 1909 году он создал модель винтового планера «Canard», на основе которой в 1911-1913 годах построил гидросамолет «Drzewiecki».
Прямая речь
«Занимал Джевецкий роскошную квартиру в доме 6 по Адмиралтейской набережной, совершенно своеобразно меблированнную. По вечерам обычными гостями Джевецкого были: братья Павел и Петр Соломоновичи Мартыновы, Дюфлон, ботаник профессор Пуаро, иногда заходил живший в том же доме К.Е. Маковский и кавалергард, претендент на сербский престол кн. Карагеоргиевич… Разговоры шли по преимуществу на научные или на технические темы, не касаясь ни карт, ни городских слухов, ни сплетен. Не раз заходила речь о полете аэропланов, автором впоследствии оправдавшейся теории которого был Джевецкий, в этом смысле являющийся "дедушкой современных самолетов"». Из воспоминаний А. Н. Крылова
«Бывая довольно часто за время от 1909 до 1914 г. за границей, я всякий раз навещал в Париже Джевецкого. Последний раз я видался с ним за время с 1925 по 1927 г., когда я, будучи в длительной заграничной командировке, состоял главнонаблюдающим за постройкой во Франции громадных нефтеналивных судов «Нефтесиндикат» и «Советская нефть». Несмотря на свои 84 года, Джевецкий обладал вполне ясным умом, занимался кинетической теорией газов, и его сообщения не раз докладывались в Парижской академии наук». Из воспоминаний А. Н. Крылова
7 фактов о Степане Джевецком
Статья о Степане Джевецком в Википедии
Статья о подводных лодках Джевецкого в русской Википедии
Воспоминания академика А. Н. Крылова о Джевецком
Испытания лодки С. Джевецкого в Черном море