будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 15, 2025
Человек дня

Человек дня: Святослав Задерий

Человек дня: Святослав Задерий
0027
Святослав Задерий. Источник: zaderij.ru

30 июня 1960 года родился Святослав Задерий, основатель групп «Алиса» и «Нате!».

 

Личное дело

Святослав Геннадьевич Задерий (1960—2011) родился в Ленинграде, в профессорской семье. Подростком играл на ритм-гитаре и был вокалистом школьной группы «Звездочеты». После школы поступил в техникум приборостроения.

Осенью 1978 года участники «Звездочетов» перешли в хард-рок-группу «Летающая крепость», лидерами которой стали Задерий и Алексей Ильин. Группа играла собственный материал и была популярна в своем микрорайоне.

В 1980 году «Крепость» распалась, в мае Задерий собрал коллектив «Хрустальный шар».

В марте 1983 года, после распада «Шара», Задерий основал новый коллектив. Вместе с барабанщиком Михаилом Нефедовым и музыкантами из группы «Демокритов колодец» (гитарист Андрей Шаталин и клавишник Павел Кондратенко) они создали квинтет, который поначалу назывался «Дафна» и «Магия». Первая программа коллектива носила название «Синтезатор сладострастия». Музыкальные вкусы участников сильно различались.

«Ситуация была такая, — вспоминал Задерий, — Шаталин любит [американскую группу] Boston, "хард-рок", Deeр Рurрle. Паша Кондратенко — более мягкую музыку, я увлекался психоделическими сложными штуками, поэтому вроде бы сначала произошла несостыковка, но потом я их уговорил… С помощью алкоголя, места и аппаратуры: ребята, почему бы нам, собственно, не сойти с ума, и не начать изначально — с хаоса? Давайте не будем задаваться вопросом — что мы будем играть, а просто будем играть и чувствовать гармонию того, кто играет дальше».

Первым серьезным проектом группы стала программа «Кривозеркалье», которую они исполнили на II фестивале Ленинградского рок-клуба. Программа, созданная по мотивам сказок Льюиса Кэрролла, подсказала идею нового имени коллектива. Так появилась «Алиса».

На том выступлении присутствовал музыкант Константин Кинчев, спустя некоторое время он присоединился к «Алисе».

Пока же на роль вокалиста Задерий пригласил Петра Самойлова, лидера распавшейся к тому времени студенческой команды «Золотое время».

Самойлов недолго пробыл вокалистом, покинув коллектив, после того как Задерий взял в группу саксофониста Бориса Борисова. В свое время Самойлов не принял Борисова в «Золотое время», и то, что его взяли в новый проект, задело музыканта.

В 1984 году, после ухода Борисова из «Алисы», Задерий пригласил в группу автора-исполнителя из Москвы Константина Кинчева. Музыкант вскоре стал лицом коллектива. Среди первых песен, написанных и исполненных Кинчевым, — молодежные гимны «Мы вместе» и «Мое поколение»,

В 1985 году был выпущен магнитоальбом «Энергия», а весной 1986 года «Алиса» представила свою новую программу «По ту сторону добра» на четвертом фестивале Ленинградского рок-клуба.

В том же году Задерий из-за разногласий с Кинчевым покинул «Алису». В ноябре 1986-го он создал новую группу «Нате!». Она просуществовала до сентября 1989 года. После гастрольного тура по стране и триумфального концерта на фестивале журнала «Аврора» коллектив прекратил выступления.

После этого Задерий занимался проектом «Гамбринус», в состав которого вошли участники «Нате!», «Кошкиного дома» и другие музыканты.

В начале 1990-х годов он выступал соло или в паре со своей спутницей Айгуль Бакировой; собрал, а затем распустил несколько новых составов «Нате!». В 1997 году записал альбомы «В рок-н-ролльном сите» (сольный) и «Филантроп» (со своей новой группой «Магна матер» (Magna Mater).

Одно из первых выступлений «Магна матер» состоялось зимой 1998 года в ДК им. Горького, на концерте памяти Александра Башлачева.

В 2003 году Задерий в очередной раз реанимировал группу «Нате!». Группа давала концерты в клубах, в 2008 году выступила на ежегодном питерском фестивале «Окна открой» с новой программой «Матриархат».

В 2009 году музыкант перенес первый инсульт, после которого редко покидал квартиру.

30 апреля 2011 года его госпитализировали с новым инсультом. 6 мая Святослав Задерий скончался.

 

 
Святослав Задерий
zaderij.ru

Чем знаменит

Советский и российский музыкант, основатель рок-групп «Хрустальный шар», «Алиса», «Нате!» и Magna Mater. Именно Задерий пригласил в «Алису» Константна Кинчева, ставшего новым лидером коллектива.

В составе «Алисы» Задерий выпустил альбомы «Кривозеркалье», «Акустика», «Энергия» и «Поколение Икс». Также у него вышло пять альбомов в группе «Нате!», спродюсированный Петром Мамоновым альбом «Джазус Крест», кроме этого «Филантроп» (в составе Magna Mater), сольная пластинка «В рок-н-рольном сите» и другие записи.

 

О чем надо знать

Задерий близко знал Александра Башлачева. В 1999 году он выпустил книгу воспоминаний «Дети равновесия. Об Алисе, СашБаше и других». Некоторое время Задерий работал в легендарной кочегарке «Камчатка».

«В том треугольнике Кинчев — Башлачев — Задерий мы давали друг другу максимально всего того, что можно было дать. Даже познакомились совершенно странным образом, — писал Задерий в книге… — У него [Башлачева] был домашний сейшен, там были какие-то матросы, солдаты, сидели, важно курили папиросы. Перед Саш-Башем стояли стакан вина и свеча. И он пел. Я Косте сказал: слушай, у меня просто "перегруз" идет оттого, что он говорит, и он либо сумасшедший, либо гений, одно из двух. Когда слушаешь его в первый раз — это очень сложно. У него слово переходило в дело, в то же время становилось образом… Косте — одна песня сразу же пришлась, мне — другая, но когда мы стали разговаривать — поняли, что идем в принципе в одну сторону и, собственно говоря, нашли своего третьего брата… Он нас как принял — так мы сразу и остались вместе. С тех пор у нас ситуации стали только увеличиваться в размерах. Ну, как скарабей — катит свой шар и накатывает его, чем дальше, тем больше».

 

Прямая речь

О приглашении Кинчева в «Алису» (Zabriski.ru): «Мы искали вокалиста — поскольку я прыгал с гитарой и часто попадал мимо микрофона, то есть не успевал кувыркаться и одновременно петь… ситуация клоунская. Поэтому нам нужен был вокалист, но человек, отвечающий нашим, так сказать, требованиям. И когда Панкер нас познакомил с Костей, я предложил ему это. Тот согласился: "Давайте, я вам помогу, мне так нравятся ваши песни". Но я говорю: "Нет, у тебя же достаточно сложная своя психологическая позиция, хорошая программа"… Поэтому мы сделали программу целиком на его стихи. При этом порой выходило так: "питеризировали" гармонию его песен, так, что Костю иногда шокировало — Шаталин вообще очень жестко меняет гармонию. Сделали классную программу. Однажды ему даже пришлось спеть песню, когда он не знал, что в ней будет за музыка. Мелодия та же, а гармония совершенно другая… Тем не менее, получилось достаточно великолепно».

О разногласиях с Кинчевым (там же): «Я понимаю, что этот вопрос все равно мне зададут, как задают его всякий раз, когда мне приходится давать интервью. — Но все-таки почему же вы разошлись с Костей? Я отвечаю по возможности кратко: — В результате творческого несогласия. Подчеркиваю — творческого. Или спрашивают еще категоричней: Что между вами произошло? — Между нами ничего не произошло. Он был и остается моим старшим братом. Просто у каждого вокзала оказалась своя дорога».

О тяге к театру (интервью Rockmusic.ru):

— Еще в те времена, когда ты играл в группе "Хрустальный шар", ну и потом, еще в докинчевской "Алисе", ты всегда тяготел к неким театральным эффектам, к театрализованности музыкальных концертов.

— Да, это мне давно свойственно. Начиная еще с пионерского лагеря — там я поставил спектакль "Руслан и Людмила" на музыку Ллойда Вебера. Репетировали мы прямо в пионерском лагере. А потом я занимался сценической культурой и работал заведующим постановочной частью. Я не музыкант — я концептуалист».

О смерти Башлачева (книга Задерия «Дети равновесия»): «[Февраль 1988 года.] Похороны. Я сказал, что на похороны не пойду. Потому что я где-то за год до этого похоронил своего отца. И у меня было такое несколько шоковое состояние — некоторое время я не мог вспомнить отца живым. Я сказал: пусть Санька остается для меня живым, я буду считать, что он просто куда-то ушел, потому что я до сих пор его чувствую, я врубаюсь, что он здесь. «Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов». По этому принципу. Кому это надо — тому это надо. Мне это не надо было.

Мне позвонил приятель и говорит: приезжай в гости, я хочу тебя познакомить с одной девушкой. В принципе, я готов был поехать куда угодно. И я поехал. Сел в такси — приятель назвал мне адрес. Я этой улицы толком не знал, никогда там не был. Но чем дальше мы едем — тем больше я врубаюсь, что мы едем к башлачевскому дому… Район наворачивается на район… и вдруг перед нами из-за поворота выворачивает машина, грузовая, с крытым брезентом верхом, а сзади открытая. И там стоит голубой гроб. Я… и так у меня нервы, что называется на пределе… и в течение, наверное, минут пяти я ехал следом за этой машиной, а она медленно, планомерно продвигалась туда, куда и мы — к башлачевскому дому.

В какой-то момент машина свернула в одну сторону, я — в другую».

 

6 фактов о Святославе Задерии

  • Алиса было прозвищем самого Задерия еще в «Хрустальном шаре». Также в группе был еще один персонаж из книги Льюиса Кэрролла — Андрей Христиченко, он же Белый Кролик.
  • Задерий был дважды женат. От первого брака у него остался сын Максим, от второго — дочь Анастасия. Мать Анастасии, Айгуль Бакирова, выступала с Задерием в 1990-х. В сентябре 2016 года Бакирова умерла от пневмонии.
  •  В 1985 году Задерий вместе с группами «Аквариум», «Кино», Сергеем Курехиным участвовал в записи альбома Red Wave («Красная волна»). Для этой акции музыкантов собрала американская певица Джоанна Стингрей.
  • Осенью 1986 года Задерия приглашали в состав ДДТ, однако он отказался, а в ноябре объявил о создании новой группы с названием, навеянным стихами Маяковского и его манифестом «Пощечина общественному вкусу», — «Нате!».
  • В начале становления группы «Алиса» тексты песен для нее писал Илья Утехин. В 1984 году поэту было всего 16 лет, на его удостоверении для прохода в рок-клуб стояло: «Поэт группы "Алиса"». Сейчас он доцент СПбГУ, также преподавал лингвистику и семиотику в Европейском университете в Санкт-Петербурге.
  • В конце 1990-х Задерий издал архивные записи «Алисы» («Поколение X», 1986), а также уникального квартирника, на котором музыканты группы аккомпанировали Башлачеву («Чернобыльские бобыли на краю света»).

 

Материалы о Святославе Задерии:

Биография РИА Новости

Статья на Рeoрles.ru

Биографическая справка в Википедии

Сайт памяти музыканта

Биография на сайте питерских фанатов «Алисы»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).