будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 19, 2025
Человек дня

Человек дня: Земфира

Человек дня: Земфира
Zemfira_Nerli_5
Земфира. 2008г.. Источник: Lena Yuschenko/Wikimedia Commons

26 августа 1976 года родилась Земфира Рамазанова — российская певица, композитор, «прорвавшийся голос поколения» 1990-х.

Личное дело

Земфира Рамазанова (45 лет) родилась в Уфе в семье учителя истории Талгата Рамазанова и врача-специалиста по лечебной физкультуре Флориды Рамазановой. Девочка стала вторым ребенком в семье: у нее был старший брат Рамиль.

С детства Земфира была музыкальным ребенком. В пять лет пошла в музыкальную школу по классу фортепиано, солировала там в хоре, вместе с которым исполнила для местного телевидения песню «Жил на свете червячок, червячок ленивый». Семейная легенда гласит, что свою первую песню Земфира сочинила в семилетнем возрасте и сама же спела у мамы на работе.

Музыкальную школу она окончила с отличием, а в начале 1990 года стала капитаном женской юниорской сборной РФ по баскетболу — при небольшом для этого вида спорта росте в 172 сантиметра. «Я была разыгрывающим. Я была самой маленькой, зато самой важной», — вспоминала потом певица.

Тренер юниорской сборной по баскетболу Юрий Максимов называл Земфиру лучшим игроком и капитаном. «Земфира была очень увлечена баскетболом, была лучшим игроком и капитаном команды. В 1990—1991 годах мы выиграли юношеское первенство России, и, конечно, я немного расстроился, когда она решила завязать со спортом», — признавался он впоследствии.

Баскетбол не отбил у девочки тягу к музыке. Она выучилась играть на гитаре песни групп «Аквариум», «Кино» и «Наутилус Помпилиус», а из любви к иностранным исполнителям — Джорджу Майклу и Фредди Меркьюри — тщательно запоминала их хиты, чтобы потом подобрать аккорды и спеть.

По окончании школы Земфира отказывается от баскетбола и поступает сразу на второй курс музыкального Уфимского училища, которое заканчивает в 1997 году с красным дипломом по специальности «эстрадный вокал».

После окончания училища Земфира подрабатывала в уфимских ресторанах, исполняя песни под аккомпанемент своего однокурсника — саксофониста Влада Колчина. Через год певице это надоело, и она прекратила выступления.

С 1996 года Земфира работала звукооператором на уфимской радиостанции «Европа плюс» — записывала рекламные ролики — джинглы. Параллельно пробовала писать в программе Cakewalk песни, которые затем вошли в ее первый альбом, — «Снег», «Почему», «Синоптик», «Ракеты».

Примерно тогда же певица пела в популярной в то время группе «Спектр Эйс» в качестве второй вокалистки. Ее бэк-вокал можно услышать в песне «Как жаль, что он не негр».

На студии «Европы плюс» Земфира познакомилась со звукорежиссером Аркадием Мухтаровым, которого попросила записать для нее демо-диск. Он же поначалу не не слишком хотел возиться с начинающей певицей. «Я, конечно, был уверен, что мое собственное творчество намного важнее… но ее твердокаменный характер… сделал свое дело. И мы с нервотрепками, но все же записали первый демонстрационный диск», — рассказывал звукорежиссер впоследствии.

Параллельно Земфира создает собственную группу. Первый программный минимум песен она решает записать с бас-гитаристом Ринатом Ахмадиевым, а тот приводит барабанщика Сергея Созинова. На их общих репетициях, ради которых Земфира «выбила» помещение подросткового клуба «Апельсин» у его заведующей Лилии Храбриной, певица играет то на гитаре, то на клавишных.

Первое упоминание о группе в СМИ относится к 1997 году, когда статья о коллективе, написанная местной журналисткой Светланой Руцкой, появилась в региональной газете. Уже тогда в интервью Земфира признавалась: «У меня столько музыки в башке, что деваться некуда».

Вскоре в группу приходят клавишник Сергей Миролюбов и соло-гитарист Вадим Соловьев, а Земфира, осознав, что коллектив собран, занимает деньги на поездку в Москву и начинает «раскручивать» коллектив.

На ежегодном фестивале «Максидром» кассета с тремя песнями («Снег», «-140» и «Скандал») через знакомых Земфире журналисток попадает в руки продюсеру группы «Мумий Тролль» Леониду Бурлакову. Услышанное ему настолько понравилось, что он решает рискнуть и записать альбом никому не известного коллектива.

С 19 октября по 7 ноября 1998 года в тон-студии «Мосфильм» пишется первый альбом Земфиры. Звукорежиссером стал Владимир Овчинников, саунд-продюсером — вокалист группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, который для полноты звучания «одолжил» молодому коллективу своих музыкантов (гитариста Юрия Цалера и барабанщика Олега Пунгина).

Сведением альбома Земфира и Лагутенко занимаются в середине января 1999 года в Лондоне на студии Beethoven street studio со звукорежиссером Крисом Бэнди, который работал над всеми альбомами «Мумий тролля». Из 15 композиций было решено выбросить одну — песню «Не отпускай», которая затем войдет во второй альбом группы.

Диск получил незамысловатое название «Земфира» — по финальной песне. Сначала релиз запланировали на 24 апреля, но затем перенесли на 10 мая 1999 года. Однако композиции из альбома — «СПИД», «Ракеты» и «Ариведерчи» попадают в эфир радиостанций еще с середины февраля. Первая из них явно выходит в фавориты и, по наблюдению прессы, вызывает у слушателей «бурю противоречивых эмоций».

«СПИД» стал первой песней Земфиры, на которую был снят видеоклип — это произошло 5-6 марта в Праге при участии сценариста Павла Руминова. Однако с выпуском видео в ротацию музыкальных телеканалов возникла заминка, и первым на экраны попал снятый позже — 24 апреля — в Москве клип на песню «Ариведерчи».

За месяц до этого — 24 марта — в московском клубе «Республика Beefeater» состоялась пресс-конференция звукозаписывающей компании «Утекай звукозапись», где Земфира впервые предстала перед столичными журналистами. Она ответила на вопросы, которые ей задавали,и исполнила песню на башкирском языке.

Презентация альбома «Земфира» состоялась 8 мая в клубе «16 тонн», а два дня спустя — его релиз. Модный московский журнал «ОМ» помещает фото артистки на обложку.

Уже 19 июня певица выступает в Уфе на празднике в честь двухлетия местной радиостанции «Серебряный дождь», и в ходе концерта снимается материал для ее следующего видеоклипа — на песню «Почему».

Свой первый концертный тур начинающая звезда запустила 1 сентября выступлением в Москве. В Санкт-Петербурге она впервые выступила 18 сентября. Две недели с 15 по 30 октября внезапно заболевшая Земфира проводит в больнице. 11 декабря 1999 года коллектив становится хедлайнером первого фестиваля «Нашествие».

Музыкальные критики признали тур успешным. Илья Нагибин отмечал в статье для «Коммерсанта», что песню Земфиры «Девочка с плеером» слушают «самые разные слои населения», и приводил в качестве аргумента слухи о «совершенно фантастической цифре продаж дебютного альбома» ее группы — 60 млн копий (с учетом пиратских записей).

В декабре, завершив гастрольный тур, группа «Земфира» практически сразу же приступает к записи второго студийного альбома. Тогда же выходит на радио первый ремикс на песню певицы — «Снег». В конце декабря 1999 года он будет выпущен в качестве подарочного сингла с композицией «Лондон» в качестве «довеска». Его релиз был задуман Земфирой как акция против набиравшего обороты пиратства. В канун Нового года они с музыкантами из группы раздавали диски в четырех крупных московских музыкальных магазинах.

В январе 2000 года ведущие российские СМИ по традиции опубликовали итоги музыкального года, и Земфира со своим коллективом победила сразу в четырех номинациях по версии журнала «ОМ» — «Исполнитель года», «Скандалист года», «Прорыв года» и «Альбом года».

В начале апреля группе, к тому времени оформившей свое название как «Zемфира», была вручена премия журнала Fuzz по итогам 1999 года в двух номинациях: «Лучшая группа» и «Лучший альбом» (во втором случае — за дебют). В марте Земфира второй раз появляется на обложке журнала «ОМ», которая впоследствии победит на конкурсе «Обложка года — 2000» в номинации «Мужские журналы».

В мае на экраны выходит культовый фильм «Брат 2» с Сергеем Бодровым-младшим в роли Данилы Багрова. В его саундтрек была включена песня Земфиры «Искала» — из следующего альбома певицы. Впоследствии музыка к картине была издана отдельным диском, который пользуется популярностью до сих пор.

Премьера второго альбома Земфиры — «Прости меня, моя любовь» — состоялась 28 марта. Вскоре становится понятно, что диск «выстрелил»: сразу несколько песен оттуда («Созрела», «Хочешь», «Город», «Доказано», «П. М. М. Л.», «Искала» и «Рассветы») достаточно быстро становятся хитами.

Земфира отправляется в концертный тур для раскрутки альбома. 1 апреля она дает свой первый сольный концерт, легко заполнив зрителями огромный зал спорткомплекса «Олимпийский». В конце лета, добравшись до родной Башкирии, певица получает Государственную молодежную премию республики в области культуры за 1999 год.

Осенью Земфира приняла участие в музыкальном проекте памяти лидера группы «Кино» Виктора Цоя, творчество которого часто называет источником своего вдохновения. Она записывает кавер-версии песен «Кукушка» и «Каждую ночь», а потом выступает на нескольких концертах в поддержку проекта.

По итогам 2000 года альбом «Прости меня, моя любовь» становится самым продаваемым в России, а Земфира собирает урожай наград — в частности, премии «Рекордъ» в номинациях «Альбом года» и «Исполнитель года». Этот диск разойдется тиражом свыше 1,5 млн экземпляров и станет самым коммерчески успешным в карьере певицы.

Журнал «ОМ» присуждает Земфире титул «исполнительницы года», даже не номинируя других музыкантов, а ее коллектив получает «Овацию» в категории «Рок-группа».

Навалившееся на «Zемфиру» бремя известности внезапно дает себя знать: на концерте в Якутске 19 зрителей получают травмы из-за давки, и милиция обвиняет в случившемся певицу. Она, в свою очередь, перекладывает ответственность на правоохранительные органы и жадных организаторов, продавших больше билетов, чем был способен вместить стадион «Туймаада».

«У меня такое ощущение, что я приобрела товарный знак, и все, кому не лень, меня продают. На концертах не только наших, но и любых других групп возникают какие-то беспорядки. Непонятно, почему так раздули эту ситуацию. Я понимаю, что не в силах это сделать, но мне бы хотелось отменить эту дурацкую популярность, чтобы я могла нормально работать. Я музыкант, я не идол, не гуру, не герой», — заявляет Земфира на пресс-конференции в Москве. Ее созвали, чтобы певица могла объяснить поклонникам отмену оставшихся концертов гастрольного тура.

Земфира объявляет об уходе в «небольшой творческий отпуск», который в итоге затягивается на целый год. Впоследствии в одном из интервью артистка расскажет, что из-за инцидента в Якутске находилась на грани нервного срыва, который грозил вообще навсегда отвратить ее от сцены.

«Мне просто необходимо было отдохнуть. Иначе со мной случилось бы что-нибудь нехорошее… Может, неправильно, что я в этом признаюсь, но последние три-четыре концерта я играла с ненавистью. Ненавидела песни, колонки, публику, себя. Я считала количество песен, оставшееся до конца концерта. Когда же все это закончилось, я не выходила из дома два-три месяца, а просто тупо сидела в интернете», — вспоминала Земфира.

Сильное потрясение побуждает ее радикально сменить направление творчества, и это становится причиной разрыва между певицей и ее группой, которая прекращает свое существование в прежнем виде.

Когда речь заходит о записи нового альбома, Земфира по привычке обращается за помощью к «Мумий Троллю» и «арендует» двух музыкантов коллектива — Юрия Цалера и Олега Пунгина. Продюсирует диск Андрей Самсонов, они с Земфирой по уже сложившейся схеме работают в Москве и Лондоне.

Третий диск певицы — «Четырнадцать недель тишины» — вышел 1 апреля 2002 года и произвел на критиков неоднозначное впечатление. «Новая пластинка Земфиры вновь доказала ее высокий потенциал, который, увы, был израсходован в основном на попытки доказать, что она серьезный музыкант», — писал, например, Алексей Мажаев из Intermedia. Звучали и восторженные оценки, авторы которых называли новый альбом лучший в творчестве певицы. Хиты из него — «Бесконечность» и «Трафик» — вскоре были выпущены отдельными синглами. В конечном итоге альбом стал очередным бестселлером на российском музыкальном рынке: в первый же день продажи было раскуплено 180 тысяч дисков, что на то время являлось абсолютным рекордом, а к июлю тираж переваливает за 1 млн экземпляров.

Земфира по уже сложившейся для нее традиции выступает на «Нашествии», после чего отправляется в гастрольный тур в поддержку нового альбома. Он стартует 4 апреля в Челябинске, а 26 августа артистка отмечает свой день рождения на сцене уфимского Дворца спорта и презентует клип на песню «Мачо», телепремьера которого состоялась лишь в сентябре.

В 2003 году «Четырнадцать недель тишины» побеждают в номинации «Альбом года» на премии телеканала Муз-ТВ, а сама Земфира получает независимую молодежную премию «Триумф» за достижения в области искусства. Критики всерьез начинают рассматривать тексты ее песен как литературные произведения.

В октябре 2004 года певица выступает на церемонии MTV Russia Music Awards вместе с группой Queen, исполнив их легендарный хит We Are The Champions.

В том же году они с Ильей Лагутенко дуэтом участвуют в фестивале «Максидром» с песней «Медведица». Их совместное выступление было признано самым ярким за всю историю этого мероприятия. Восторг прессы вызвала не столько сама композиция, сколько преобразившаяся Земфира, которая вышла на сцену в ярком платье и туфлях на высоком каблуке. «Мне понравились каблуки — это очень сексуально. Возможно, это новая эра в моем локальном масштабе», — прокомментировала она впоследствии свой новый имидж в одном из интервью.

В июне 2004 года Земфира приступает к работе над новым альбомом «Вендетта», привлекая к сотрудничеству композитора и аранжировщика Игоря Вдовина. У певицы уже был опыт работы с ним — песня «Любовь как случайная смерть», вошедшая в саундтрек фильма Ренаты Литвиновой «Богиня: как я полюбила». Запись нового диска Земфиры завершилась в феврале 2005 года, а в марте состоялся его релиз.

Альбом полюбился критикам, которые встретили его бурным восторгом и назвали «вторым взлетом» в карьере Земфиры после ее дебютного диска. «Яркий пример музыкального продукта, доведенного до абсолюта. Нет практически ничего случайного ни на уровне идей, ни на уровне исполнения. Полная симметрия. Рядом ставить некого», — пишет тогда Борис Барабанов в обзоре «Вендетты» для газеты «Коммерсантъ».

По уже сложившемуся для Земфиры обыкновению несколько песен с диска — «Небомореоблака», «Прогулка», «Блюз» — выходят отдельными синглами. Альбом становится самым продаваемым в России по итогам 2005 года и получает премию «Рекордъ». На церемонию ее вручения певица не является, и организаторы прямо со сцены связываются с нею по телефону. «Это первая премия альбому. Но это не оценка творческих достижений, а оценка симпатии. Надеюсь, что компания Real Records наконец-то счастлива. Спасибо моим поклонникам!» — заявляет Земфира в трубку. Клипы на песни из альбома были номинированы на пять премий .MTV Russia Music Awards 2005 года и принесли звезде награду за видео к песне «Блюз».

После майских праздников 2006 года Земфира отправляется в гастрольный тур в поддержку «Вендетты». Компанию ей составляет обновленная группа — Борис Лившиц, Андрей Звонков и Владимир Корниенко.

13 июня Земфира выступила на фестивале «Stop Контрафакт» под эгидой саммита G8 в Санкт-Петербурге, а в июле — на слете пропрезидентского молодежного движения «Наши», который проходил на озере Селигер. Последнее выступление вызвало резкую негативную реакцию у поклонников певицы, и она в интервью признается, что совершила ошибку.

Осенью 2006 года выходит диск «Земфира.Live» — первый концертный альбом звезды, в который вошли десять песен, записанных в ходе тура «Вендетта». Финальным аккордом гастролей стал декабрьский концерт в московском ДК Горбунова, который запомнился прыжком Земфиры со сцены в толпу зрителей.

Весной 2007 года певица отправляется в новый тур. Для него был подготовлен альбом «Дежавю», куда вошли свежие аранжировки старых песен. Завершил гастроли концерт в московском Зеленом театре на Пушкинской набережной, под финальные аккорды которого был дан салют в честь артистки.

29 августа 2007 года Земфира выступает на концерте «Школьный вальс», после которого обращается в Российский фонд помощи с просьбой подобрать приемную семью и вручить ей в качестве подарка выручку от концерта. Этот подарок — в виде купленного на вырученные деньги микроавтобуса Mercedes — получила семья Бармотиных, в которой на тот момент воспитывались шестеро приемных детей в возрасте от двух до одиннадцати лет.

В одном из осенних интервью Земфира признается, что созданная ею некогда группа, с которой она вместе выступала, прекратила свое существование, а ей самой удобнее сотрудничать с разными музыкантами.

1 октября 2007 года вышел новый альбом Земфиры — «Спасибо». Он состоял из 12 песен, написанных певицей, по ее собственному признанию, с осени 2006 года и в течение года «в едином порыве вдохновения». «Этот альбом — отражение меня сегодняшней. Мне стукнуло тридцать, в результате некоторых внутренних бурь я многое поняла. Да, альбом очень позитивный! Если "Вендетта" была неспокойной, я что-то искала, то здесь — нашла. Взаимосвязь между этими альбомами — как между альбомами Queen "A Day At The Races" и "A Night At The Opera". Период непонимания — период понимания», — объясняла звезда в одном из интервью того времени.

Очередной гастрольный тур — в поддержку «Спасибо» — стартовал 21 октября во Владивостоке. На том же концерте продается необычный диск — специальный макси-сингл «10 мальчиков» из 10 ремиксов песни «Мальчик», присланных певице в ходе конкурса.

Следующим летом Земфира продолжает собственную традицию выступлений с мировыми звездами и выходит на сцену международного фестиваля живой музыки «Сотворение мира» в Казани вместе с Патти Смит. Дуэтом они исполняют песню Everybody hurts.

26 января 2009 года Земфира установила рекорд продолжительности несольного выступления, исполнив 20 песен подряд на студенческом празднике «Татьянин день» в Санкт-Петербурге.

В феврале певица принимает участие в благотворительном «Живом концерте» в московском ДК им. Горбунова вместе с Вячеславом Бутусовым, Пелагеей, Ириной Богушевской, «Сургановой и оркестром», Еленой Погребижской, «Музыкальным коллективом Петра Налича» и другими. На средства от продажи билетов было начато создание первого в России хосписа для обреченных неонкологических больных.

Летом 2009 года на 78-м году жизни умирает отец Земфиры.

В первый день июня 2010 года после долгой реконструкции открывается официальный сайт Земфиры, в честь чего певица созывает пресс-конференцию и делится творческими планами на ближайшее будущее. В их число вошли: релиз переизданий трех первых студийных альбомов, мини-тур по городам (Санкт-Петербург, Екатеринбург, Минск, Киев и Москва), работа над музыкой к снятому Ренатой Литвиновой фильму «Последняя сказка Риты», открытие персональной студии на территории бывшего завода «Красный Октябрь».

13 июня погиб 43-летний брат Земфиры — Рамиль Рамазанов. Он зацепился за корягу во время подводной охоты и утонул. Певица приехала на похороны утром того же дня, на который они были назначены. Ее сопровождала актриса и режиссер Рената Литвинова.

3 августа 2010 года состоялся релиз альбома «Z-Sides», хитом которого стала песня «Не стреляйте». В октябре Земфира выступает на двух концертах в честь Виктора Цоя «20 лет без КИНО», в ноябре — на 20-летии группы «Моральный кодекс», а в декабре стала лауреатом почетной премии «За вклад в развитие науки, культуры и искусства» Российского авторского общества (РАО).

В начале января 2011 года Земфира сообщает о переносе релиза нового диска на осень вместо весны, а в середине апреля выпускает песню «Без шансов», впоследствии вошедшую в этот альбом.

В конце мая 2011 года Земфира исполняет 10 песен на фестивале «Maxidrom 2011», в начале июня становится хедлайнером «Премии Муз-ТВ 2011», а 23 июля выступает на «Пикнике Афиши» с новой композицией «Деньги».

В конце августа 2011 года Земфира дает большую пресс-конференцию в честь запуска гастролей по 11 городам России, Чехии, Бельгии и Германии. Тогда же певица рассказывает о записи нового альбома на студии «Мосфильм», который станет последней ее работой в крупной форме.

«Работаю без остановки. Некоторые песни перезаписаны дважды, трижды. Проблема в том, что многим приходится заниматься самой. Альбом получается очень авторский, много играю, записываю, редактирую. Может и хотелось бы иначе, но уже не могу — должна все контролировать. Не буду называть дат, просто работаю — когда закончу работу — выпущу», — пояснила Земфира.

В середине сентября запустился сайт фильма Ренаты Литвиновой «Последняя сказка Риты», музыку к которому написала Земфира. Саундтрек примечателен гитарной вариацией на тему «Танца с саблями» Арама Хачатуряна.

Осенью и зимой 2011 года проходит обещанный Земфирой гастрольный тур, а в середине апреля 2012 года она впервые за долгое время появляется на телевидении — в эфире «Первого канала», в программе «Вечерний Ургант». В конце месяца певица выступает на фестивале «Рок Арена», который проходит в украинском Донецке.

Остаток весны и лето Земфира тратит на многочисленные фестивали, в июле второй раз за свою карьеру выступает с группой Queen (на ее концерте в СК «Олимпийский»), а потом внезапно закрывает официальный сайт и объявляет, что «прекращает общение с внешним миром» из-за обсуждения ее внешности и имиджа в соцсетях.

Возвращается Земфира 2 января 2013 года с объявлением о начале нового гастрольного тура по 51 городу — «Земфира. Тур 2013». Он стартовал 15 февраля в Томске, а днем ранее на сервисе «Яндекс.Музыка» был выложен шестой студийный альбом певицы — «Жить в твоей голове». Доходы от продаж альбома за первый месяц составили 2 млн рублей, что является рекордом для интернет-продаж произведений российских исполнителей.

В июле 2013 года Земфира становится хедлайнером церемонии закрытия XXVII Всемирной летней Универсиады в Казани.

Осенью 2013 года Земфира получила премию MTV Europe Music Awards в категории «Лучший российский исполнитель».

В марте 2015 года от сердечного приступа скончалась мать Земфиры. Артистка прилетела в Уфу на похороны и за все время пребывания в городе практически ни разу не сняла темных очков. На кладбище она вступила в конфликт с журналистами, в грубой форме потребовав от оператора убрать камеру.

В конце октября 2015 года певица анонсировала новый концертный тур «Маленький человек» по 20 городам России, Белоруссии, Эстонии, Литвы и Латвии. Первая его часть стартовала в феврале 2016 года в Омске и завершилась в апреле в Москве. На одном из концертов Земфира сделала объявление о завершении своей гастрольной деятельности.

Вторая часть тура прошла в сентябре-ноябре 2016 года в Израиле, Германии, Великобритании, ОАЭ, США и в Канаде. К концу года Земфира выпустила альбом «Маленький человек. Live» и 23 декабря презентовала его в московском клубе Stadium.

В ноябре на iTunes появляется записанная на русском языке песня Someday группы The Uchpochmack (учпочмак в переводе с башкирского языка — это треугольник, так называется популярное блюдо татарской и башкирской национальной кухни). Имя Земфиры в описании трека не упоминается.

Тем не менее ее песни продолжают выходить с интервалом в несколько дней, и три из них возглавляют чарт российского отделения iTunes, а в середине декабря на сольном концерте в ГКЦЗ «Россия» в Лужниках Земфира презентует новый состав своей группы — она сама и двое ее племянников, Артур и Артем Рамазановы. Там же они исполняют несколько песен группы The Uchpochmack.

В 2017 году сплетни по поводу творческого союза и дружбы Земфиры с Ренатой Литвиновой вышли на новый уровень — до сообщений о том, что они зарегистрировали однополый брак в Швеции, где это разрешено законом.

В 2018 году Земфира выступила в соцсети с резкой критикой современных популярных певиц Монеточки и Гречки, чем вызвала шквал негодования со стороны их фанатов и обвинений в высокомерии со стороны журналистов. На вопрос читателя «Медузы» о том, как она оценивает ситуацию в современной рок-музыке, артистка ответила: «Сейчас в моде рэп».

 

 
Земфира. 2013г.
Marina Zakharova/Wikimedia Commons

Чем знаменита

Земфира стала олицетворением нового движения в русском роке, которое журналисты окрестили «женский рок». Журналист Тихон Романов в статье «Роковые женщины» для «Еженедельного журнала» называл ее и Юлию Чичерину «идеальным воплощением женского рока», отмечая, что каждая из них «вернула року нерв, искренность, безыскусность чувств и подлинные эмоции». По его словам, суть «женского рока» сводится к воспеванию образа лирической героини особого типа — «эдакой талантливой Девушки, у которой в жизни было много всего такого, что пережили и остальные девушки, но она умеет рассказать об этом трогательно и убедительно, так, что даже юношей пробирает».

 

О чем надо знать

Имидж Земфиры произвел фурор в российском шоу-бизнесе — мешковатые джинсы, «рваная» стрижка, отсутствие макияжа и волосы сомнительной чистоты. Многие коллеги открытым текстом называли ее «нереспектабельной» и «Куртом Кобейном в юбке».

Однако своим имиджем и творчеством Земфира, по словам Андрея Архангельского из журнала «Огонек», опровергла два главных закона российского шоу-бизнеса — «Нет бога, кроме Аллы Пугачевой» и «Светиться, мелькать, заполнять собой все имеющееся теле- и эфирное пространство» — и стала «могильщицей самой поп-культуры 90-х», потому что «пела от лица тех людей, которые относились к музыке не как к культурному досугу, а как к актуальному высказыванию о себе».

Первый продюсер певицы Леонид Бурлаков объяснял, что «Земфира – не фанат вещей, и по большому счету ей все равно, во что она одета», поскольку «ее больше заботят другие вещи».

 

Прямая речь

Земфира о стихах к своим песням: «Мне кажется, о текстах нет смысла говорить. Потому что тексты — это твои какие-то жизненные позиции, представления, настроения на данный момент, зафиксированные именно в этих предложениях. А что там сказать? Может случиться так, что написал — а уже минуты через три не согласен. Настроение поменялось. Очень не люблю править свои тексты, потому что тогда можно всё исправлять — начиная с первой буквы и заканчивая последней точкой».

Земфира о российском шоу-бизнесе: «В этом весьма сомнительном деле нужны не профессионализм, а ловкость и жуликоватость. Там крутятся огромные деньги и масса проходимцев, поэтому двоюродного брата берут в группу барабанщиком, тещу — директором, а дядю — администратором. В итоге творчества все меньше, качество продукта все ниже… Безусловно, и среди наших исполнителей попсы есть талантливые люди, но все равно это индустрия развлечений. С приставкой "рок" ты получаешь шанс не только ублажать публику, но и разговаривать с ней, делиться собственными мыслями».

Земфира о блюзовых песнях и собственной композиции «Блюз»: «Я, в принципе, их никогда не любила. Еще в училище нас всех заставляли их слушать, играть. Есть какие-то традиционные блюзовые формы, двенадцатитактовые, минорные, мажорные… Именно за традиционность и не любила. Но, вероятно, как-то во мне накопилось — и получился первый в жизни блюз. Хотелось сделать его как можно более архаичным, чтоб был старый звук барабанов».

Журналист Андрей Архангельский о Земфире: «Своего рода барометр, ценник, мера весов, по которой принято мерить талант в современном поп-искусстве».

Музыкант Влад Колчин о работе с Земфирой: «В ресторане ... частенько собирались бандиты. Однажды они подвыпили и начали делать заказы на песни. Одну Земфира наотрез отказалась исполнять. Тогда один бритоголовый подошел, склонился над ней и начал что-то нашептывать. Земфира, как обычно в такие моменты, замолкла и внимательно слушала. Когда речь закончилась, она хладнокровно влепила ему пощечину и рванула в подсобку. В зале начались разборки, шум, крики. Нас защитили охранники ресторана, а чтобы замять конфликт, мне пришлось звонить знакомым бандитам».

Первый продюсер Земфиры Леонид Бурлаков — о характере певицы: «Дерзость и грубость – это обычная защита от людей. На самом деле Земфира душевный и внимательный человек. Еще она обожает детей и рядом с ними сама превращается в ребенка. Как-то мы с дочкой Машей заглянули к ней в гости. Она не только радушно нас встретила, но и нажарила очень вкусные сырники».

 

7 фактов о Земфире

  • В 2004 году в разделе «Духовная жизнь» российского учебника истории для 9-го класса, написанного профессором МПГУ Александром Даниловым, Земфира упоминалась как родоначальница «совершенно иной» музыкальной молодежной культуры.
  • В 2004 году певица поступила на философский факультет Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова, но на первой же зимней сессии взяла академический отпуск ради записи нового альбома, из которого фактически не вернулась, но формально была отчислена только в августе 2006 года.
  • В марте 2009 года на Первом канале был показан фильм Леонида Парфенова «Птица-Гоголь», выпущенный к 200-летию Николая Гоголя, где Земфира читала отрывки из произведений классика.
  • В 2012-м, 2013-м и 2014 годах Земфира вошла в рейтинг «Сто самых влиятельных женщин России», составленный радиостанцией «Эхо Москвы», информагентствами РИА Новости, «Интерфакс» и журналом «Огонек».
  • Тексты песен Земфиры достаточно быстро получают признание как самостоятельные литературные произведения и печатаются в поэтических сборниках, однако сама она это не приветствовала и любила повторять: «Я всегда говорю, я не считаю, что пишу стихи».
  • Песня Webgirl, посвященная общению в интернете, основана на личном опыте Земфиры. Как-то певица призналась, что у нее было несколько кратких романов в сети. «Месяца по два. Сначала развитие, а потом всё уходит на нет. Это азартно же очень. Но главное — не знать, кто это и не видеть фотографию, потому что тогда пропадает весь резон», — рассказывала она.
  • Земфира является атеисткой. В конце 2015 года на вопрос Владимира Познера о словах, которые она сказала бы Богу при встрече, певица ответила: «Что он несправедлив».

Материалы о Земфире:

Статья о Земфире в русской Википедии

Видеоканал Земфиры на YouTube

Интервью Земфиры сайту Colta.ru

Ответы Земфиры на вопросы читателей «Медузы»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).