17 июня 1944 года родилась певица Жанна Бичевская
Личное дело
Жанна Владимировна Бичевская (78 лет) родилась в Москве. Отец — Владимир Константинович Бичевский, был инженером-электриком, мать — Лидия Гавриловна Кошелева — балериной.
В детстве Жанна занималась в балетной школе, собираясь пойти по стопах матери и стать балериной. Однако из-за травмы мечты о балете пришлось оставить. Когда Жанне было 17 лет, ей подарили гитару. Во Всероссийской творческой мастерской эстрадного искусства, которая располагалась рядом с телецентром, в «Зелёном театре» на ВДНХ она осваивала гитару, училась петь. С удовольствием исполняла студенческие, лирические, туристские песни. В 1966—1971 годах училась в Государственном училище циркового и эстрадного искусства, где продолжала совершенствоваться в игре на гитаре, занималась вокалом у Елены Петкер, потом у Ирмы Яунзем - известной исполнительницы русских народных песен. Еще будучи студенткой, Бичевская начала собирать и записывать народные песни, ездила в фольклорные экспедиции за новыми песнями.
Параллельно с учебой преподавала в классе гитары в Загорской вечерней музыкальной школе, затем была солисткой-вокалисткой в эстрадном оркестре Эдди Рознера.
Окончив училище в 1971 была принята солисткой вокально-инструментального ансамбля «Добры молодцы» под управлением Севы Новгородцева.
В 1973 года Жанну Бичевскую пригласили на работу в Москонцерт. В 1970-х годах в репертуар певицы вошли старые русские народные песни, которые она исполняла в бардовском стиле с использованием стилей фолк и кантри. Она быстро обрела популярность. В 1973 году стала лауреатом Всероссийского конкурса артистов эстрады. С гастролями посещала Финляндию, Венгрию, Румынию, Чехословакию, Югославию и многие города СССР.
С 1979 года работала в Росконцерте, где познакомилась с первым мужем – пианистом Валентином Зуевым.
В 1980 году на Международном конкурсе артистов эстрады в Познани Жанна Бичевская помимо звания лауреата удостоилась звания «Мисс творческая индивидуальность».
В 1988 была удостоена звания Народной артистки РСФСР.
В 1989 году в Сан-Ремо получила премию Тенко за культурную деятельность.
С 1989 года работает со своим вторым мужем Генадием Пономарёвым – поэтом, композитором, певцом и музыкантом.
В 1990-е годы на смену фольклору в творчество Бичевской пришли белогвардейские мотивы (альбомы «Любо, братцы, любо…», «Русская Голгофа», «Боже храни своих, Царь Николай, Верую, Мы Русские, Засуха и др.), а следом - духовные песни иеромонаха Романа, архидиакона Романа и песни, написанные ее мужем.
После пластинки духовных песнопений иеромонаха Романа вышел диск «Имени Твоему, Господи».
В конце 1990-х и начале 2000-х годов певица выпустила несколько альбомов с песнями известных авторов (в том числе Андрея Макаревича, Александра Вертинского, Булата Окуджавы) и ряд альбомов патриотической тематики.
C декабря 1999 по 2008 год Жанна Бичевская вела авторскую духовную передачу «От сердца к сердцу» на международной радиостанции «Голос России».
Живёт и работает в Москве.
Чем знаменита
Жанна Бичевская называет свой стиль - смесь фольклора с бардовской песней - «русский кантри-фолк». Она первой стала исполнять русскую народную песню под аккомпанемент испанской шестиструнной гитары. До нее народные песни под гитару вообще не пели, а старинные романсы исполняли под сопровождение семиструнной цыганско-русской гитары с совершенно другим строем, другим звучанием.
Репертуар певицы насчитывает несколько сотен произведений — песен духовного содержания, русских народных песен, романсов, а также песен на стихи поэтов Серебряного века. Она перепела практически весь известный русский фольклор — от «Виновата ли я» до «Чёрного ворона». Основной тематикой песен Бичевской в настоящее время являются русский патриотизм и православие.
Бичевская объездила с концертами около 60-ти стран, в некоторых бывала неоднократно. Ее пластинки расходились миллионными тиражами в более чем 40 странах мира.
О чем надо знать
Дьякон Андрей Кураев приравнял околорелигиозную деятельность Жанны Бичевской к сектантской.
Бичевская утверждает, что патриарх – «такой же епископ, как и остальные, но у него избираемая должность».
«Вот знаете ли вы, что по догматам православной церкви миряне не обязаны подчиняться патриарху? Мы, миряне, свободны. Ещё Господь через апостола Павла сказал: «Пасите стадо Моё, не господствуя над ним». Мы, миряне, не подчиняемся даже своим духовникам, они лишь помощники нам в нашей духовной жизни. Жены подчиняются своему мужу, потому что семья – это есть малая церковь. Дети подчиняются папе и маме, жена – мужу, а муж – царю, потому что царь и есть глава церкви. Так было, есть и будет. Царь – глава церкви земной, и ему подчиняются и патриарх, и епископы», - заявила певица в одном из интервью.
«По сути Бичевская уже в секте. Она сама дала ей имя – "царская православная церковь"», - прокомментировал позицию певицы Кураев в своих «Ответах молодым».
Прямая речь
О народных песнях: «Моя задача — сделать народные песни необходимыми в нашей сегодняшней жизни. Потому что это — наше богатство, наша история, наша традиция, наша культура, и я не представляю себе современной жизни без этого искусства. Я стараюсь сохранить национальные черты моего народа, передать глубину чувств. Я рассказываю о нашем народе, стараюсь показать с помощью песен, почему мы такие — сильные, добрые, легко ранимые, патриотичные...»
О приходе к вере: «...Я всю жизнь знала, что Бог есть, и я искала его. И даже ребёнком чувствовала, что меня какая-то сила хранит. А когда в 88-м познакомилась с Геной, моим супругом, он меня спросил: «Ты крещёная»? А он к тому времени уже 10 лет был певчим в храме. Я ответила, что нет. И покрестилась. После этого мы с мужем как-то естественно пришли к почитанию царя и царской семьи. Ещё задолго до официального их прославления в лике святых».
О власти и восстановлении монархии в России: «Наши власти даны нам Богом в наказание, мы должны вынести это иго со смирением и терпением, не поднимая руку на власть. Мы должны терпеть и молиться, смиряться и понимать, что это наказание, и должны вымаливать прощение для России. Мы, православные монархистки, каждый день читаем молитвы о даровании нам царя. Если верить святым отцам, то Россию ждёт воскресение с последним царем. Если бы вы знали, что это будет! Это будет русская Пасха!».
Андрей Кураев о Жанне Бичевской: «Жанну Бичевскую погубило то, что она всерьез мнит себя пророчицей, учит всех и вся. На церковном языке это называется словом «прелесть»: человек слишком серьезно начинает относиться к себе самому, слишком доверяет своим откровениям, интуиции, впечатлениям и мнениям. Она выступает в новом жанре – концертов-проповедей. Когда музыка – нечто десятичное, а главное – сказать свое слово, жестко обличая всех и вся, хоть президента, хоть Патриарха.».
Булат Окуджава о Бичевской: «Мне приятно, что Жанна Бичевская поёт мои песни, я слушаю их с интересом, хотя мне-то они давно известны. Видимо в её исполнении, в её отношении к этим песням, есть нечто такое, чего, наверное, в силу моего непрофессионализма, часто не хватаем мне самому: динамизм, ритмическое разнообразие, акцент в главных смысловых частях. Жанна Бичевская - мастер, у неё своё право, она со мной спорит!».
6 фактов о Жанне Бичевской
Материалы о Жанне Бичевской
Официальный сайт Жанны Бичевской
Жанна Бичевская на сайте «Русский шансон»
Жанна Бичевская: «Зелёный театр» на ВДНХ - моё первое место работы»
Я не торговала своим талантом: Интервью с Жанной Бичевской. 2005 г.