23 августа 1887 года родился Фридрих Цандер, один из пионеров ракетной техники
Личное дело
Фридрих Артурович Цандер (1887 – 1933) родился в Риге в семье доктора медицины. Начальное образование получил благодаря отцу, который увлекался естественными науками и сотрудничал с местным зоологическим музеем. В 1896 году Фридрих Цандер поступил в частное приготовительное училище. Трехгодичный курс он прошел за два года и в 1898 году был зачислен в первый класс Рижского городского реального училища. В выпускном классе по совету учителя физики прочел статью Циолковского «Исследование мировых пространств реактивными приборами». Закончил училище лучшим среди учеников и поступил на первый курс механического отделения Рижского Политехнического института. В 1905 году институт был временно закрыт, поэтому Фридрих Цандер уехал из Риги и прошел полный курс Высшего Королевского технического училища в Данциге, а в 1907 году вернулся в институт.
Стал одним из организаторов Первого Рижского студенческого общества воздухоплавания и техники полета. С 1908 года посвящает свободное время расчетам, связанным с возможными полетами на космических кораблях, в частности рассчитывает величину работы по подъему тела определенной массы на некоторую высоту над поверхностью Земли с учетом изменения с высотой ускорения свободного падения, оценивает запас кислорода на борту космического аппарата для обеспечения жизнедеятельности одного космонавта.
В 1914 году Фридрих Цандер, окончив институт, становится инженером на заводе «Проводник», выпускавшем резиновые изделия. На следующий год в связи с приближением фронта к Риге завод был переведен в Москву. В 1919 году Цандер перешел на авиазавод «Мотор». В 1921 году встретился с Лениным и разговаривал с ним о перспективах межпланетных путешествий. Вскоре после этого Цандер решает оставить работу на авиазаводе и полностью посвятить себя разработкам будущего космического корабля. В отпускном свидетельстве, выданном ему на заводе, было указано: «... отпуск предоставляется для разработки проекта аэроплана для вылета из земной атмосферы и двигателя к нему». В 1923 году, закончив исследования, Цандер возвращается на завод.
В январе следующего года Цандер подал в Комитет по изобретениям авторскую заявку на спроектированный им самолет-ракету (космический самолет), но получл отказ, так как проект сочли слишком фантастическим. В 1922 – 1925 годах неоднократно выступал с докладами и лекциями, посвященными созданию межпланетных средств сообщения, в том числе в Физическом институте МГУ, Научно-техническом комитете ВСНХ, госавиазаводе № 4, военно-научном обществе Академии Воздушного флота имени Жуковского.
В июне 1924 года стал одним из организаторов Общества изучения межпланетных сообщений.
В октябре 1926 года Цандер становится сотрудником Центрального конструкторского бюро Авиационного треста. Занимается расчетами авиационных моторов, участвует в создании карбюратора для первого советского мощного авиадвигателя РАМ, в свободное время продолжает работу над проектами ракет, создает реактивный двигатель ОР-1. В 1930 году получает пост преподавателя в Высшем аэромеханическом училище (ныне Московский авиационный институт). На следующий год создает секцию реактивных двигателей при Бюро воздушной техники Центрального Совета Осоавиахима, которая вскоре была превращена в Группу изучения реактивного движения (ГИРД). Председатель ГИРДа стал Цандер, председателем технического совета – Сергей Королев. На Садово-Спасской улице организуется производственное помещение ГИРДа.
В 1932 году был создан двигатель ОР-2, готовились испытания ракеты с этим двигателем. К этому времени из-за напряженной работы здоровье Цандера серьезно пошатнулось. По настоянию врачей и коллег он отправился на лечение в Кисловодск, но по дороге заразился брюшным тифом.
Умер Фридрих Цандер в Кисловодске 29 марта 1933 года.
Чем знаменит
Фридрих Цандер первым в России превратил идею полетов в космос в практическую инженерную задачу. Благодаря его усилиям была создана знаменитая Группа по изучению реактивного движения, ставшая колыбелью всей советской ракетной промышленности. Он предложил схему и конструкцию двигателя внутреннего сгорания, который не нуждался в атмосферном воздухе, выполнил ряд теоретических расчетов эффективности реактивных двигателей различных схем. Построил и испытал реактивный двигатель ОР-1 на сжатом воздухе с бензином и ОР-2 на жидком кислороде с бензином.
О чем надо знать
Одновременно с решением практических задач в качестве инженера и конструктора, Цандер работал над теоретическими вопросами межпланетных полетов, воплотить которые предстояло в будущем. Он одним из первых выдвинул идею использовать силу тяготения Солнца и планет для изменения скорости межпланетного корабля. Рассмотрел вариант планирующего спуска космического аппарата с торможением в атмосфере.
Прямая речь
«Люди, знавшие Цандера, работавшие с ним, отмечают, что любые дела и разговоры, не связанные с межпланетными путешествиями, его никак не интересовали. Он просто не принимал в них участия, чаще всего уходил. Но его интересовало всё, что можно было связать с полетом в космос. Он считал Циолковского гением, он мог сутками сидеть за столом со своей полуметровой логарифмической линейкой и утверждать при этом, что не устает от работы. Учился задерживать дыхание: в межпланетном корабле ограничен запас воздуха. Пил соду: в межпланетном корабле сода будет поддерживать тонус. Выращивал на древесном угле растения: в межпланетный корабль лучше брать легкий уголь, чем тяжелую землю. Когда он заболел, его пришли навестить друзья. У Цандера был жар, а в комнате страшный холод. Он лежал, накрытый несколькими одеялами, пальто, каким-то ковром. Стали поправлять постель, а под ковром, под пальто, между одеялами – градусники: он ставил опыты по теплопередаче, ведь освещенная солнцем поверхность межпланетного корабля будет сильно нагреваться, а та, что в тени, охлаждаться».
Ярослав Голованов
14 фактов о Фридрихе Цандере
Материалы о Фридрихе Цандере
Статья о Фридрихе Цандере в русской Википедии
Салахутдинов Г. М. «Фридрих Артурович Цандер (к 100-летию со дня рождения)»