23 июля 1826 года родился фольклорист, историк и исследователь духовной культуры славянских народов Александр Афанасьев.
Личное дело
Александр Николаевич Афанасьев (1826 – 1871) родился в городе Богучар Воронежской губернии в семье небогатого дворянина. Вскоре после его рождения семья переехала в город Бобров, где отец служил судебным чиновником.
В одиннадцать лет Александр поступил в воронежскую губернскую гимназию. Окончив ее в 1844 году, отправился в Москву, чтобы поступить в университет. По настоянию отца он выбрал юридический факультет. Однако огромное влияние на него оказали лекции выдающегося филолога и фольклориста Федора Буслаева. Еще студентом Афанасьев опубликовал свои первые статьи по отечественной истории: «Государственное хозяйство при Петре Великом» и «О вотчинах и поместьях». Его работы получили высокую оценку коллег, и ожидалось, что по окончании обучения Афанасьев будет оставлен на кафедре для приготовления к профессорскому званию.
Однако этому помешал случай. В сентябре 1848 года университет посетил министр народного просвещения граф Сергей Уваров. Он слушал лекции профессоров и после каждой лекции, как вспоминал Афанасьев, «входил в рассуждения с профессором об ее предмете в частности и о предмете всей науки вообще, о современном ее состоянии и главных деятелях и, наконец, о духе, в каком она должна быть преподаваема». Молодой преподаватель Александр Афанасьев должен был прочитать свою пробную лекцию, которую также слушал министр. В выступлении на тему «Краткий очерк общественной жизни русских и три последних столетия допетровского периода» Афанасьев рассматривал роль самодержавия в установлении крепостного права. Позже он вспоминал: «Лекция эта вызвала несколько замечаний со стороны министра, с которыми, однако, я не догадался сейчас же согласиться». После этого Афанасьев не только не мог остаться в университете, но и больше года вообще никуда не мог поступить на службу.
В 1849 году Александр Афанасьев начал работу в Главном архиве министерства иностранных дел в Москве. За несколько лет службы там он стал начальником отделения, а вскоре правителем дел комиссии печатания государственных грамот и договоров, состоявшей при архиве. Одновременно публиковал статьи по истории и литературе в различных изданиях: журналах «Современник», «Отечественные записки», «Временник Общества истории и древностей российских», «Архив историко-юридических сведений, относящихся до России», «Известия Академии наук по Отделению русского языка и словесности», «Русский вестник», «Атеней», «Русская речь», «Чтения Общества истории и древностей российских», «Библиографические записки», газетах «Московские ведомости» и «Санкт-Петербургские ведомости».
В 1858 – 1859 и 1861 годах Александр Афанасьев был редактором журнала «Библиографические выписки», издававшегося книготорговцем Николаем Щепкиным (в 1860 году журнал не выходил из-за заграничного путешествия Афанасьева).
В эти годы он посвящает много времени изучению народных верований и фольклора, придерживаясь, вслед за своим учителем Федором Буслаевым, мифологической школы, представители которой видели в фольклоре следы древних религиозных верований, а также уделяли особое внимание поиску свидетельств древних мифологических представлений в языке. Публикуются его первые работы о славянской мифологии: «Дедушка домовой», «Ведун и ведьма», «Языческие предания об острове Буяне», «Зооморфические божества у славян», «Несколько слов о соотношении языка с народными поверьями». В 1865 – 1869 годах выходит его фундаментальная работа «Поэтические воззрения славян на природу».
Одновременно с начала 1850-х годов Александр Афанасьев готовит сборник русских народных сказок «по образцу братьев Гримм». Знаменитые «Народные русские сказки» Афанасьева впервые были изданы в 1855 – 1863 годах в восьми выпусках. В дальнейшем Афанасьев доработал свое собрание сказок и подготовил новое издание, которое было опубликовано уже после его смерти.
В 1860 году Александр Афанасьев предпринял длительную поездку за границу. «С июля до октября был за границей в Берлине, Дрездене, на Рейне, в Брюсселе, Лондоне, Париже, Страсбурге, в Швейцарии и Италии (в Неаполе видел Гарибальди и праздник в честь его), в Вене и через Варшаву возвратился в Москву». В Лондоне он встречался с Александром Герценом и Николаем Огаревым и передал им для публикации в изданиях Вольной русской типографии ряд материалов, которые из-за цензуры не мог напечатать в России. Многие из них относились к биографии Пушкина. Среди них были неизданные фрагменты из записок Ивана Пущина, воспоминания Якушкина («Из мемуаров одного декабриста»), отрывок из пушкинского «Путешествия в Арзрум», отрывки из письма А. Пушкина, перехваченного на почте (материалы о высылке Пушкина из Одессы в Михайловское), запись Пушкина о встрече с Кюхельбекером после его ареста вместе с рапортом фельдъегеря Подгорного об этой встрече, примечания Пушкина к «Истории пугачевского бунта» и материалы о цензуровании рукописи Николаем I, большая подборка документов о дуэли и смерти Пушкина. Привезенные Афанасьевым документы были напечатаны в шестой книге альманаха «Полярная звезда».
В 1862 году Афанасьев был арестован по делу «О лицах, обвиняемых в сношениях с лондонскими пропагандистами», в его квартире был проведен обыск. Хотя под арестом он находился недолго и не был предан суду, из-за этого обвинения он был уволен со службы и лишен права поступать на государственную службу в дальнейшем. За Афанасьевым был установлен надзор полиции. У него начались значительные материальные трудности. Ради заработка он вынужден был поступить секретарем в Московскую городскую думу, затем на аналогичную должность в Московском съезде мировых судей. Несмотря на это и на начавшееся тяжелое заболевание (туберкулез) он не оставлял исследовательской работы: опубликовал несколько статей и завершил работу над «Поэтическими воззрениями славян на природу».
Умер Александр Афанасьев в Москве 23 октября (4 ноября) 1871 года.
Чем знаменит
Александр Афанасьев стал составителем самого известного сборника русских сказок – «Народные русские сказки», за что его часто называют «русским Гриммом». В первом издании, выходившем отдельными сборниками на протяжении 1855 – 1863 годов сказки еще не были распределены по тематическим разделам. К концу жизни Афанасьев подготовил второе издание в трех томах (с дополнительным томом примечаний и лубочных сказок), где давалась тематическая классификация сказок – одним из первых опытов подобной каталогизации сказочных сюжетов. Несколько сказок не были пропущены цензурой, так как в них в негативном свете были изображены представители духовенства.
В 1870 году Афанасьев издал сборник «Русские детские сказки», включавший выбранные сказки из «Народных русских сказок», переработанные для детского чтения. Даже это издание столкнулось со значительными цензурными трудностями. Глава цензурного комитета Платон Вакар писал: «…Чего только не изображается в них, не говоря уже о главной основной идее почти всех этих сказок, то есть торжества хитрости, направленной к достижению какой-либо своекорыстной цели, в некоторых проводятся олицетворенные возмутительные идеи, как, например, в сказке «Правда и кривда», в которой доказывается, что “правдою на свете мудренно жить, какая нынче правда! За правду в Сибирь угодишь”». Поэтому книга не была рекомендована для учебных заведений, а второе ее издание состоялось лишь шестнадцать лет спустя.
В 1872 году в Женеве без указания имени составителя был напечатан том «Русские заветные сказки». В него вошли два рода сказок: одни непристойного, эротического содержания, другие же имели антиклерикальный характер. И те, и другие были распространены среди русских крестьян XIX века, но публикация их в России была невозможна. В архиве Института русской литературы РАН хранится рукопись Афанасьева на 330 листах под названием «Народные русские сказки не для печати, 1857-1862. Собраны, приведены в порядок и сличены по многоразличным спискам А. Афанасьевым». Из 164 сказок этого рукописного сборника в женевское издание были включены первые 74 сказки.
Еще одним сборником, составленным Афанасьевым, стали «Русские народные легенды», где были собраны неканонические народные предания об Иисусе Христе, Богородице и святых. Вскоре сборник был запрещен по настоянию прокурора Святейшего Синода. В 1895 году «Русские народные легенды» были переизданы в Берлине. В современной фольклористике изучение подобных сюжетов («народное христианство», «народная религия») является важной областью исследований.
О чем надо знать
Фундаментальным исследованием Александра Афанасьева в области духовной культуры славян стала трехтомная монография «Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований, в связи с мифическими сказаниями других родственных народов», созданная им с целью реконструировать утраченные верования и обычая древних славян. В этой книге Афанасьев обратился к устному народному творчеству не только восточных славян, но также западных и южных славянских народов, приводя множество параллелей из фольклора и мифологии других народов, в первую очередь индоевропейских. Хотя большинство высказанных там гипотез о происхождении обычаев и фольклорных сюжетов сейчас отвергнуты наукой, ряд предположений Афанасьева все-таки подтвердился. Нельзя также отрицать важную роль, которую этот труд сыграл в дальнейшей истории русской культуры. Многие поэты и писатели, интересовавшиеся фольклорным материалом, обращались к «Поэтическим воззрениям славян на природу». Среди них были Блок, Ремизов, Мельников-Печерский, Островский, Есенин, Хлебников.
Прямая речь
Пользуясь дедовской библиотекой, я рано, с самых нежных детских лет, начал читать, и как теперь помню, бывало, тайком от отца (мать моя умерла очень рано) уйдешь на мезонин, где помещались шкапы с книгами, и зимою в нетопленой комнате, дрожа от холода, с жадностью читаешь... Как прежде, так и теперь, готов был я долго просиживать за книгою и забывал самый голод, и нередко приходил отец и прогонял меня с мезонина, отнимая книги, читать которые он постоянно запрещал, в чем и прав был: книги были не по возрасту. Но запрещения эти действовали плохо; шкапы не запирались, и страсть неугомонно подталкивала идти в мезонин.
Из воспоминаний Александра Афанасьева
Есть у меня одно предложение для Вашего журнала. Не согласитесь ли Вы уделить в Ваших «Записках» место в Смеси или другом отделе для русских народных сказок... Издание будет ученое, по образцу издания бр<атьев> Гриммов. Текст сказки будет сопровождаться нужными филологическими и мифологическими примечаниями, что еще больше даст цены этому материалу; кроме того, тождественные сказки будут сличены с немецкими сказками по изданию Гриммов, и аналогичные места разных сказок указаны. Войдет сюда также сличение сказок с народными песнями. Изданию я предпослал бы большое предисловие о значении сказок и метода их ученого издания. Одна сказка через три или через два номера, — смотря по возможности, — не займет в журнале много места. Притом предмет этот не чужд интереса.
Из письма Александра Афанасьев редактору журнала «Отечественные записки» Андрею Краевскому 14 августа 1851 года
Недавно А.Н. Афанасьев умер буквально от голода, а его литературные заслуги будут помниться, когда наши с вами, любезный друг, давно уже покроются мраком забвения.
Из письма И. С. Тургенева А. А. Фету 8 января 1972 года
Пять фактов об Александре Афанасьеве
Материалы об Александре Афанасьеве
Статья об Александре Афанасьеве в русской Википедии
Статья об Александре Афанасьеве в энциклопедии «Кругосвет»
Александр Афанасьев в проекте «Хронос»
Б. А. Успенский «"Заветные сказки" А. Н. Афанасьева»
Статья об Александре Афанасьеве в «Православной энциклопедии»