будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 17, 2025
Человек дня

Мемория. Александр Амфитеатров

Мемория. Александр Амфитеатров
lab-compose
Александр Амфитеатров

26 декабря 1862 года родился Александр Амфитеатров, писатель, публицист, литературный и театральный критик, драматург, автор сатирических стихотворений.

Личное дело

Александр Валентинович Амфитеатров (1862 – 1938) родился в Калуге в семье священника Благовещенской церкви и профессора местной духовной семинарии Валентина Амфитеатрова. Спустя пару лет семья переехала в уездный город Лихвин, куда отец был назначен протоиереем и уездным благочинным. Читать Александр научился с четырех лет. В десятилетнем возрасте его привезли в Москву и отдали учиться в Шестую гимназию в Замоскворечье. После окончания гимназии поступил на юридический факультет Московского университета. Уже в студенческие годы начал публиковаться в юмористических журналов «Будильник» и «Осколки», к этому времени относится знакомство Амфитеатрова с Чеховым.

Окончив университетский курс, Александр Амфитеатров, вопреки советам родных, отказался от карьеры юриста. Он совершил поездку в Италию, где обучился пению (его вокальные способности проявились еще в гимназические годы), вернувшись, поступил в оперную труппу Тифлисского театра. И во время обучения, и во время службы в театре он не прекращал сотрудничества с журналами, посылая корреспонденции из Италии, из Тифлиса, а затем из Казани, где он также пел в оперном театре.

В 1892 году Александр Амфитеатров отказался от певческой карьеры и вернулся в Москву, став московским корреспондентом газеты «Новое время», издававшейся А. Сувориным. В 1894 – 1896 годах совершил поездку по Болгарии, Македонии, Сербии и Черногории, посылая в российские журналы свои путевые очерки.  Написал романы «Людмила Верховская» (1890), «Жар-цвет» (1895) и сборник рассказов «Психопаты» (1893).

В 1899 году в результате «мучительного нравственного перелома» и разочарования в «охранительстве и национализме» Амфитеатров прекращает сотрудничество с Сувориным и вместе с В. Дорошевичем начинает издавать либеральную газету «Россия». На протяжении нескольких лет издание пользовалось большим успехом у читателей, часто публикации в «России» помогали добиться справедливости людям, пострадавшим от произвола местных властей или работодателей. Но 13 января 1902 года Амфитеатров опубликовал в газете фельетон «Господа Обмановы», в котором легко угадывалась сатира на Николая II и его отца Александра III. Уже следующий день после публикации Амфитеатров был арестован и отправлен в ссылку в Минусинск. Редакция успела выпустить еще один номер «России», но вскоре газета была закрыта по постановлению правительства.

В Минусинске Амфитеатров создает цикл очерков «Сибирские этюды». С 1903 года ему разрешается жить под Петербургом, он под псевдонимом пишет статьи в «Санкт-Петербургских ведомостх», «Русском слове» и других газетах. Но вскоре Амфитеатров пишет статью в газете «Русь» в защиту студентов Горного института, обвиненных в прояпонских настроениях, после чего его высылают в Вологду.

В 1904 году Амфитеатров получает разрешение на выезд за границу и покидает Россию. Он живет в Париже и преподает в Русской школе общественных наук, созданной эмигрантами. Там он читает курсы истории Древнего Рима и русского общественного движения. Выпускает антимонархическую газету «Красное знамя». В 1906 – 1916 году Александр Амфитеатров живет в Италии.

После возвращения в Россию Александр Амфитеатров возглавил отдел публицистики газеты «Русская Воля», также его статьи выходили в газете «Петербургский Листок», журналах «Нива», «Огонек», редактировал журнал «Бич». В начале 1917 года в административном порядке выслан из Петрограда, но он еще не успел доехать до места назначения, как произошла Февральская революция, и он смог вернуться в столицу. В конце 1917 года редактировал газету «Вольность», в 1917 - 1918 годах печатал статьи, направленные против большевиков, в газетах «Петроградский голос», «Петроградское эхо», «Новые ведомости». Когда выход оппозиционной прессы был запрещен, Александр Амфитеатров счел дальнейшие занятия журналистикой невозможными и стал преподавать  литературу в Педагогическом институте и женской гимназии. Также он занимался переводами для издательства «Всемирная литература».

23 августа 1921 года Александр Амфитеатров с семьей пересек на лодке Финский залив и оказался за границей. Из Финляндии он добрался до Праги, где жил до весны 1922 года, затем переехал в полюбившуюся ему Италию. Опубликовал публицистическую книгу «Горестные заметы» о жизни в Петрограде при большевиках. За годы жизни во второй эмиграции написал много художественных и публицистических произведений, сотрудничал в русских изданиях Берлина, Хельсинки, Варшавы, Риги, Белграда, Шанхая, Харбина и Парижа. Умер Александр Амфитеатров  26 февраля 1938 года в итальянском городе Леванто.

Чем знаменит

 
Александр Амфитеатров

В советское время Александр Амфитеатров был известен преимущественно как автор фельетонов, публицистических очерков и сатирических стихов антимонархической направленности, опубликованных до 1917 года. Его обширное наследие 1920-х – 1930-х годов, равно как и его художественные произведения практически не упоминались. Между тем, он создал большое количество романов, рассказов, путевых очерков. Сам он считал главными своими произведениями семейные романы-хроники «Восьмидесятники» (1907), «Девятидесятники» (1910-11), «Закат старого века» (1910), «Дрогнувшая ночь» (1914), которые, по его словам, должны были составить, «картину русской интеллигентско-дворянской эволюции и демократизации с николаевских времен по наше». Испытывая большой интерес к фольклору и мифологии разных народов, Амфитеатров создал циклы сказок и легенд на фольклорной основе, а также переложения русских повестей XVII века о Соломонии Бесноватой, Савве Грудцыне, сказания о Петре и Февронии. Огромной популярностью пользовался его “оккультный роман” «Жар-цвет» (1895).

О чем надо знать

В годы существования газеты «Россия» Александр Амфитеатров, фактически возглавлявший работу над ней, официально числился лишь заведующим литературным и политическим отделом, официальному утверждению его в качестве главного редактора препятствовало враждебное отношение лично к Амфитеатрову со стороны министра внутренних дел Ивана Горемыкина. Задачи газеты ее основатели связывали «с самобытным развитием России, веротерпимостью, уважением к чужим языкам, реформой продовольственного дела, свободой печатного слова» и намеревались сделать ее «хотя маленьким, но ясным и чистым, без пристрастия и кривизны, зеркалом текущей жизни нашего Отечества». Газета быстро завоевала популярность благодаря острым фельетонам и сатирам Дорошевича и Амфитеатрова, сенсационным репортажам Гиляровского. В 1900 году число ее подписчиков достигло сорока тысяч.

Прямая речь

Хоть говорят, говорят, что «времена уж не энти-с!»,
Но – timeo Danaos et dona ferentes!
Стал полицейский смирней, не сразу он тычет нас в dentes,
Но – timeo Danaos et dona ferentes!
Меньшиков вновь либерал... Колпак хоть фригийский наденьте-с,
Но – timeo Danaos et dona ferentes!
Отдан под суд генерал, да какой еще! в анненской ленте-с!
Но – timeo Danaos et dona ferentes!
На либеральном играть кто не горазд инструменте-с!
Но – timeo Danaos et dona ferentes!
Ох, крокодильей слезы не было б в сем инциденте-с!
Ох, timeo Danaos et dona ferentes!
Много весны на словах! Нам покажи в документе-с...
Да-с! Timeo Danaos et dona ferentes!
Чуткая юность мрачна... Жив, значит, нюх-то в студенте-с!
Timeamus Danaos et dona ferentes.

А. Амфитеатров «Мнительный Лаокоон, или Обжегшись на молоке, станешь дуть и на воду»

На безобразия цензуры
Негодовать я храбр и быстр.
Но – на меня карикатуры?!
Карай, министр! Ссылай, министр!

…………………….
Я прогрессист, но без нахальства,
Мне страшен каждый генерал:
Лишь с дозволения начальства
Я – петербургский либерал!

……………………….
Я не построю баррикады
И цитадели не взорву:
Я к Пасхе жду себе награды
И к Рождеству, и к Рождеству!

Приятен мне огонь протеста,
Но – надо ж чем-нибудь и жить:
Коль прогорит по земству место,
Пойду в полицию служить.

Конечно, горькая опека...
Но учит нас разумный век:
Не место красит человека,
Но красит место человек!

Плачу в гимназию за сына...
По дому трачу денег тьму...
Покорен долгу гражданина,
Я приспособлюсь ко всему!

Готов ходить во всяких бармах,
Кто палку взял – тот мой капрал.
Но – верьте: даже и в жандармах,
Я – либерал! Я – либерал!

А. Амфитеатров «Герой нашего времени» (фрагменты)

Когда Алексей Алексеевич Обманов, честь честью отпетый и помянутый, успокоился в фамильной часовенке при родовой своей церкви в селе Большие Головотяпы, Обмановка тож, впечатления и толки в уезде были пестры и бесконечны. Обесхозяилось самое крупное имение в губернии, остался без предводителя дворянства огромный уезд.

На похоронах рыдали:

– Этакого благодетеля нам уже не нажить.

И в то же время все без исключения чувствовали:

– Фу, пожалуй теперь и полегче станет.

Но чувствовали очень про себя, не решаясь и конфузясь высказать свои мысли вслух. Ибо – хотя Алексея Алексеевича втайне почти все не любили, но и почти все конфузились, что его не любят, и удивлялись, что не любят.

– Прекраснейший человек, а вот поди же ты... Не лежит сердце!

– Какой хозяин!

– Образцовый семьянин!

– Чады и домочадцы воспитал в страхе божием!

– Дворянство наше только при нем и свет увидало! Высоко знамя держал-с!

– Дас-с, не то что у других, которые! Повсюду теперь язвы-то эти пошли: купец-каналья, да мужикофилы, да оскудение.

– А у нас без язвов-с.

– Как у Христа за пазухой.

Словом, казалось бы, все причины для общественного восторга соединились в лице покойника, и все ему от всего сердца отдавали справедливость, и однако, когда могильная земля забарабанила о крышку его гроба, – на многих лицах явилось странное выражение, которое можно было толковать двусмысленно – и как:

– На кого мы, горемычные, остались.

И:

– Не встанет. Отлегло.

Начало фельетона А. В. Амфитеатрова «Господа Обмановы»

Падение монархии и воцарение в России демократии Амфитеатров конечно же приветствовал горячо и радостно – как давно им ожидаемое, но второй переворот – большевистский – вызвал в нем возмущенный протест. Писатель выразил его в той форме, которая была для него единственно возможна: «Я дал себе честное слово, что ни одной моей строки не появится в стране, уничтожившей у себя свободу печати» (из письма оперному певцу И. В. Ершову). И слово свое держит, хотя из-за этого попадает в тяжелейшие материальные условия, ввергая в голод и нищету семью (а в ней семь душ!).
Новая власть не раз пыталась сломить своего обнищавшего именитого писателя-упрямца, он трижды арестовывался. Не помогли также и попытки Горького "перевоспитать" давнего друга, – тот, как и в прежние времена, его политическим единомышленником не стал. «Вашим взглядам на революционную войну, – ответил ему Амфитеатров, – я, как Вы знаете, не сочувствую и считаю своею обязанностью бороться с ними, где и сколько могу, как с весьма вредным заблуждением». Правда, тут же добавляет, как бы смягчая резкость тона – все-таки перед ним не враг, а друг: «Но, как бы ни расходились наши воззрения, я всегда памятую, что Вы не только большой писатель, но и честный человек и демократ, и всякое нападение на Вас с этой стороны всегда приводит меня в скорбь и негодование».
Вскоре после расстрела 61 участника «Таганцевского заговора» (в их числе оказался и поэт Н. С. Гумилев) Амфитеатров 23 августа 1921 года вместе с семьей тайно переправился на лодке через Финский залив. Так началась вторая и последняя страница его эмигрантской жизни. Из Финляндии он выехал в Берлин, затем какое-то время живет в Париже и Праге и наконец уже навсегда поселяется в Италии, полюбившейся ему с далеких теперь уже лет первого изгнания.

Т. Прокопов

Я никогда не встречал Амфитеатрова в России, но знаю, кажется, все его итальянские местожительства. Он жил барином в местечке Кави-ди-Лаванья, на восточной Итальянской Ривьере, в большом доме, полном детей, гостей, переписчиков, прислуги. Он жил князем в другом местечке, Леванто, уже в огромном доме, богато обставленном, где в бесконечную вереницу друзей, живших и наезжавших, включились литературные итальянцы и где в день какой-то переписи семья А. В. оказалась состоявшей из 18 человек; в нее включились, между прочим, один бывший шлиссельбуржец, один будущий министр временного правительства, один беглый каторжанин (учитель его детей), впоследствии антропософ, еще позже – крупный чиновник наркоминдела, один "гениальный", но неудавшийся скульптор-самоучка и неопределенное количество наметившихся литературных звезд. Он жил помещиком в третьем местечке, Федзано, в заливе близ Специи, необыкновенно красивом уголке земного шара. Затем он жил в Риме в старинном дворце, где было так мрачно и так холодно что жить было можно только ради необычности жилища. Всегда и везде он жил громоздко, шумно, открыто, в обстановке, которая, казалось бы, не давала возможности работать. И между тем такого работника, как А. В., трудно было себе представить: он писал сразу несколько работ на нескольких столах, говорил в диктофон, и несколько переписчиц не поспевали за ним. Не думаю, чтобы кто-нибудь из русских писателей, не исключая и знаменитого этим Потапенко, написал количественно так много, как Александр Амфитеатров! Изданные им книги составляют немалую библиотеку.

Михаил Осоргин

Он и романист, и публицист, и историк, и драматург, и лингвист, и этнограф, и историк искусства и литературы, нашей и мировой, – он энциклопедист-писатель, он русский писатель широкого размаха, большой писатель, неуемный русский талант – характер, тратящийся порой без меры.

Иван Шмелев об Александре Амфитеатрове

Девять фактов об Александре Амфитеатрове

  • Отец писателя, Валентин Амфитеатров, был выдающимся проповедником и духовным писателем. С 1892 года он служил настоятелем кремлевского Архангельского собора.
  • Историческое сочинение Амфитеатрова «Дьявол в быту, легенде и литературе Средних веков» использовал Михаил Булгаков при написании «Мастера и Маргариты».
  • Финансовую поддержку газете Амфитеатрова и Дорошевича «Россия» оказывал Савва Мамонтов.
  • Первый выпуск газеты «Россия» был приурочен к десятой годовщине со дня смерти Салтыкова-Щедрина. Половину газетной полосы занимал портрет писателя, а далее шли весьма рискованные цитаты из его произведений.
  • Амфитеатров использовал много псевдонимов: Абадонна, Авантюрьер, Амфи, Икс, Калиостро, Мефистофель из Хамовников, Нить, Пет. москвич, Политик Нить, Райская, Сандро, Сюрприз, Царицынский леший, Nemo, Spiritus Familiaris.
  • Когда номера газеты «Россия» с фельетоном «Господа Обмановы» поступили из Петербурга в Москву, один киоскер скупил все номера и стал продавать их по спекулятивной цене, заработав за сутки десять тысяч рублей.
  • В 1905 году в Париже Александр Амфитеатров был посвящен в масонскую ложу.
  • Собрание сочинений Александра Амфитеатрова, вышедшее в 1916 году, заняло 37 томов.
  • Сын Александра Амфитеатров Даниил стал известным композитором и дирежером, жил в Италии и в США, два десятилетие писал музыку к голливудским фильмам. Другой сын – Максим (Массимо) – был выдающимся виолончелистом.

Материалы об Александре Амфитеатрове

Статья об Александре Амфитеатрове в русской Википедии

Произведения в библиотеке Максима Мошкова

Александр Амфитеатров в проекте «Хронос»

Биография Александра Амфитеатрова

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).