будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 16, 2025
Человек дня

Мемория. Александр Дольский

Мемория. Александр Дольский
Без_имени-1
Александр Дольский. Источник: kremlin.ru

 7 июня 1938 года родился Александр Дольский, поэт, автор-исполнитель.

Личное дело

Александр Александрович Дольский (80 лет) родился в Свердловске (ныне – Екатеринбург) в артистической семье. Отец - Александр Викторович Дольский – был оперным певцом, драматическим тенором, имел звание заслуженного артиста России. Мать - Елизавета Александровна, была балериной, выпускницей Ленинградского академического хореографического училища имени А.Я. Вагановой.

У мальчика с раннего детства проявился музыкальный дар: он с ходу запоминал полюбившиеся мелодии, выучил наизусть почти весь репертуар Свердловского театра, где работали его родители и за кулисами которого прошло его детство. В десять лет он и сам  вышел на профессиональную сцену - выступал в театре в составе хора мальчиков в операх «Пиковая дама» и «Кармен».

Отец ушел из семьи, когда Александр был еще маленьким. Мать растила сына одна. Жили бедно – ее зарплаты в опере едва хватало на жизнь. Ютились в 11-метровой комнате, в которой не было даже стола, так что Александр, чтобы делать уроки, клал на колени фанеру.

Уже в третьем классе Александр Дольский начал писать стихи. Года через три появились его первые песни, а в 1954 году он написал песню «Плакала девчонка, слезы не унять...». Много лет ее пели во дворах разных городов страны, считая народной.

Решив научиться играть на каком-нибудь музыкальном инструменте, Александр выбрал гитару. Мать опасалась, что занятия музыкой отрицательно скажутся на успеваемости сына в школе, но он сам достал гитару-семиструнку и вскоре уже играл в школьном оркестре. «Я очень хотел, чтобы в нашей комнатке тоже появилось пианино, но понимал, что оно стоит слишком дорого. И тогда я стал уговаривать маму купить гитару. Мама не соглашалась - думала, это отвлечет меня от учебы. Тогда я обменял на гитару свою коллекцию малахита, которую сам насобирал», - рассказывал Дольский.

Учебе игре на гитаре он посвящал все свободное время: «Я был сумасшедший, все время отдавал гитаре. Быстро сделаю уроки, сбегаю на тренировку (у меня был второй юношеский разряд по гимнастике) и сижу играю. Вместо того, чтобы шляться с дворовыми мальчишками, раскрою томик Есенина или Гумилева и сочиняю песни на их стихи»

После школы устроился слесарем-инструментальщиком на завод «Уралэлектроаппарат», где работал в 1956-57 годах. Потом был солистом джаз-оркестра в Нижнем Тагиле.

В 1958 году Дольский поступил на строительный факультет Свердловского политехнического института.  С 1959-го одновременно стал заниматься на вечернем отделении Свердловского музыкального училища имени П.И. Чайковского по классу гитары. Во время учебы экспериментировал со многими музыкальными инструментами и даже писал тексты к модным тогда танцевальным мелодиям - року и твисту. Его стихи часто публиковала многотиражка Уральского политехнического института «За индустриальные кадры».

Будучи студентом, Дольский много концертировал со студенческой бригадой. В 1961 году стал дипломантом первого послевоенного Всесоюзного конкурса артистов эстрады (2-е место). После этого получил аттестационное удостоверение артиста филармонии по специальности солиста-инструменталиста (гитара). На концертах играл произведения испанских классиков - Альбениса, Гранадоса, Тарреги, переложенные для гитары, а также Моцарта, Баха, Мендельсона, Бетховена, Чайковского, произведения русских композиторов XIX-XX веков, написанные для гитары. Участвовал в джазовых ансамблях.

В 1962-1966 годах сотрудничал со Свердловским Драматическим театром, ТЮЗом, а также театрами Омска, Новосибирска, Челябинска, сочинял песни для спектаклей, а также для кинофильмов Свердловской киностудии.

Песни Дольского становятся узнаваемы, а сам поэт и певец приобретает популярность. В 1965 году его песни впервые прозвучали на Всесоюзном радио в программах радиостанции «Юность», куда его приглашали, в частности, Б.Вахнюк, А.Якушева и Ю.Визбор. С 1966 года начинаются его активные поездки с сольными концертами по Советскому Союзу. В 1967 году он впервые выступил на телевидении.

Дольский активно участвует в фестивалях самодеятельной песни. Сначала это были слеты бардов в самом Свердловске, затем в Новосибирске, Челябинске и Москве.

В 1968 году певец принял участие в Первом Всесоюзном фестивале авторской песни в Новосибирском Академгородке, а вскоре состоялись его триумфальное выступление на Фестивале самодеятельной песни памяти Валерия Грушина под Куйбышевым (ныне - Самара).

В 1970-е годы песни Александра Дольского становятся известными по всей стране.

В 1974 году Дольский переехал в Ленинград. «Мои предки по материнской линии все были петербуржцами. Так что я не переехал, а вернулся», - говорил бард.

Работал старшим научным сотрудником Ленинградского НИиПИ градостроительства, занимался исследованиями в области экономики, отдавая свободное время сочинительству. Как музыкант и певец при первой возможности выезжал во все концы страны. Эта раздвоенность сильно тяготила его.

Дольский решил попробовать свои силы на проходившем в 1979 году в Ленинграде VI Всесоюзном конкурсе артистов эстрады, и был удостоен звания лауреата. Второе место (первое вообще не было присуждено) для конкурсанта-любителя, обошедшего профессионалов, стало своеобразной сенсацией.

После того, как Аркадий Райкин предложил ему стать артистом Ленинградского театра миниатюр, Дольский решился оставить свой институт и перейти в новое качество.

В театре Райкина Александр Дольский исполнял свои лирико-философские песни и выступал как актер.

В 1979 году фирма «Мелодия» выпустила пластинку  «Песни Александра Дольского (Исполнение Желаний)» - первую в жизни исполнителя. В дальнейшем новые диски у него выходили регулярно примерно раз в два года.

В 1979 году Дольский стал членом ленинградского отделения Союза литераторов (драматургов). C 1980 года он вновь переходит в новое качество, став свободным художником.

В 80-е годы Дольский достиг пика своей популярности – он давал в среднем по 30 концертов в месяц.

В 1989 году ему было присвоено звание Заслуженного артиста России.

В 1990-е годы, когда концертов стало меньше, певца «спасала заграница»: он колесил с концертами по Америке, Израилю, Шотландии, Норвегии, Германии и многим другим странам.

Если в 1990-е годы Дольский, «писал много и хорошо», то после 2000 года, по его собственному признанию, «вообще ничего не мог сделать».

В 2002 году Дольский был  удостоен Государственной литературной премии имени Булата Окуджавы.

В 2003 году начал писать роман в стихах «Анна», замысел которого вынашивал более 30 лет. Роман был закончен за 3 года и издан тиражом в 1000 экземпляров. В свободную продажу книга не поступала - приобрести ее можно только на концертах певца.

 Александр Дольский живет в Санкт-Петербурге. Продолжает выступать с концертами, в частности, в московском бард-кафе «Гнездо глухаря» на Цветном бульваре.

 

 
Александр Дольский
youtube.com

Чем знаменит

Поэт и гитарист, автор-исполнитель, заслуженный артист России. Автор культовой песни «Господа Офицеры» из кинофильма «Трактир на Пятницкой», а также признанных хитов «Мне звезда упала на ладошку...», «Государство синих глаз», «Ленинградский вальс», «От прощанья до прощанья», «Одиночество».

Пик популярности Александра Дольского как автора-исполнителя пришелся на перестроечные годы. Начиная с 1983 по 1991 год он давал множество концертов в разных городах страны, собирая залы на полторы-три тысячи мест.

Его имя в числе ста лучших русских поэтов XX века внесено в литературную энциклопедию, составленную Пушкинском Домом, а его стихи изучают на филологических факультетах.

 

О чем надо знать

В бардовской песне Александр Дольский стоит особняком, занимая собственную, отдельную нишу. Дольский -  виртуознейший гитарист, «один из лучших гитаристов планеты». Это выгодно отличает его от многих исполнителей, поющих под собственное сопровождение на гитаре. Если у большинства бардов гитара играет подчиненную роль, а аккомпанемент состоит из незамысловатой мелодии в несколько простейших аккордов, то гитаре Дольского  принадлежит половина его успеха.

«Один мой друг пригласил меня выступить на квартирнике, на котором были учёные. И после какой-то моей песни у них начался научный спор… обо мне как о биокибернетической машине с механическим приспособлением. И они решили, что одновременно петь и играть так, как это делаю я, живое существо практически не может», - рассказывал Дольский.

«Им лично изобретенный метод исполнения ритма босса-новы: я спрашивал гитаристов, они не в состоянии понять, ЧТО делает правая рука, уже не говоря про гармонии и прочее. Это и чисто визуально смотрится как колдовство. <…>

Также - и это самое запоминающееся - он изобрел свой стиль аккомпанемента лирическим песням. И как раз в этом, казалось бы, схожем с бардовским, направлении, он ушёл в абсолютно иные дали: его звучание гитары и гитар "бардов" можно сравнивать так же, как пение Марии Каллас и девочек из хорового ансамбля времен страны Советов», - писал в LiveJournal один из поклонников творчества Дольского.

 

Прямая речь

О голодном детстве: «Я был очень маленький, потому что в детстве голодал – из-за войны и после неё, совсем не рос и плохо развивался. Отъелся я только тогда, когда поехал в пионерский лагерь, после седьмого класса. Меня сначала сделали председателем совета дружины (за это полагалась двойная порция еды), потом горнистом (ещё плюс полпорции) и уже в середине смены сделали физруком (ещё одна!). Вот тогда-то я и начал расти – гены взяли своё: прадедушка у меня был великан под два метра!».

О бардовской песне: «Когда я жил в Свердловске, мне казалось, я один такой. Долгое время я вообще ничего не слышал о других бардах. Однажды у меня в гостях сидел мой друг, Герман Дробиз, писатель. И вдруг он мне говорит: "Знаешь, в Москве парень объявился, который тоже поет свои песни под гитару. Его зовут Окуджава". Так я впервые услышал, что у меня есть братья по разуму. Но когда я впервые услышал Булата Шалвовича, он не произвел на меня впечатления. Моя гитарная фактура была намного сложнее. Музыка, которая меня воспитала, - это оперная, симфоническая, Чайковский, Мусоргский, де Бюсси, Верди... Наверное, поэтому искусство бардов показалось мне примитивным. И по музыке, и по стихам».

О творческом одиночестве: «В принципе, свое творческое одиночество я воспринимаю спокойно. У меня достаточно своей публики, преимущественно интеллигенции. А одиночество - это замечательная вещь. И к бардам, по большому счету, я отношусь как к своим родным людям - в семье ведь разные отношения бывают».

 

6 фактов об Александре Дольском

  • По отцовской линии все предки Александра Дольского принадлежали к духовенству,  дедушка был священником. А дедушка по материнской линии был знаменитым петербургским портным: шил для Николая II, Есенина, Шаляпина.
  • Александр Дольский, помимо гитары, осваивал и другие музыкальные инструменты: играл в студенческом ансамбле Политехнического института на контрабасе, саксофоне и банджо. Но в итоге остался преданным рыцарем гитары.
  • В 1978 году Булат Окуджава задумал организовать секцию поющих поэтов при Союзе писателей СССР. Для представления жанра авторской песни он пригласил Александра Дольского и Веронику Долину. Идея реализована так не была по не зависящим от Окуджавы причинам.
  • Дольский снялся в нескольких художественных фильмах киностудии «Ленфильм»: «Когда святые маршируют», «Новая Шехерезада», в русско-японской картине «Рин». С 1985 года вышли в эфир несколько ТВ программ-концертов Дольского. Он также принимал активное участие в программах «Взгляд» и «Пятое колесо».
  • В свободное время увлекается живописью.
  • Женат на  Надежде Александровне Дольской. Отец троих сыновей: Александра (1977), Павла (1978) и Петра (1983).

 

Материалы об Александре Дольском

Биография Александра Дольского

Официальный сайт Александра Дольского

Статья об А. Дольском в ЖЖ к его 69-летию

«Александр Дольский: Я пришел из другого мира»

Александр Дольский - интервью «НВ»

Статья об Александре Дольском в Википедии

 

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).