будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 19, 2025
Человек дня

Мемория. Александр Ханжонков

Мемория. Александр Ханжонков
xx600-450
Александр Ханжонков

8 августа 1877 года родился Александр Ханжонков, первый русский кинопромышленник

 

Личное дело

Александр Алексеевич Ханжонков (1877—1945) родился в поселке Верхне-Ханжёновский, (сейчас Нижняя Крынка в Донецкой области Украины) в семье отставного казачьего офицера. После окончания в 1896 году юнкерского училища был принят в один из лучших казачьих полков в Москве — Донской первый. Через год 20-летний казак был произведен в офицеры. Участвовал в русско-японской войне 1904—1905 годов. Из-за переохлаждения заболел ревматизмом. В 1906 году в чине подъесаула вышел в отставку, получив выходное пособие в 5000 рублей.

Как-то раз после увольнения заглянул в Ростове в небольшой «биограф», как тогда — по марке французского киноаппарата — называли кинотеатр. Там шли четыре короткометражки, включая и первый фильм в истории «Прибытие поезда на вокзал Ла Сьота» (1896).

В тот же год, когда вышло «Прибытие поезда», сводный брат Ханжонкова приобрел в Париже кинопроекционный аппарат с несколькими фильмами. Теперь же Ханжонков на полученные после службы деньги решил заняться кино уже не как развлечением, а как бизнесом. Для этого он поехал во Францию, где приобрел несколько лент. Не доезжая до Москвы, еще в Варшаве, сумел их выгодно перепродать. В том же 1906 году в Москве Ханжонков вместе с другими пайщиками открыл первое в стране ателье по прокату фильмов. Фирма «А. Ханжонков и Ко» помимо проката сама «делала съемки с натуры» (снимала выезды императорской семьи, военные парады), а также торговала фильмами, «волшебными фонарями, туманными картинами, различными машинами и приборами для фабрикации всех этих предметов».

В конце 1908 года ателье выпустило свой первый игровой фильм «Драма в таборе подмосковных цыган». Для работы над последующими лентами Ханжонков привлек сценариста, начинающего режиссера Василия Гончарова и театральную труппу Введенского народного дома — прототипа дворца культуры.

В 1909 году ателье Ханжонкова выпустило целый ряд немых короткометражек: «Песнь про купца Калашникова», «Русская свадьба XVI столетия», «Ванька-ключник» и другие.

Компания экранизировала русскую классику, народные сказки и песни.

Кинопромышленник работал вместе со своей женой Антониной, которая в 1901 году родила ему сына Николая. Она занималась костюмами, поиском актеров, вместе с мужем сочиняла сценарии, которые они подписывали сокращением «Анталек» (АНТонина и АЛЕКсандр). В 1910 году Ханжонков влюбился в 17-летнюю монтажерку своей фабрики Веру. В том же году Вера Попова родила ему дочь Нину, став ему вскоре официальной помощницей, а позже — женой.

В 1911 году студия Ханжонкова выпустила первый в стране полнометражный фильм (1 час 40 минут) «Оборона Севастополя» о событиях Крымской войны 1853—1856 годов. Бюджет фильма составил гигантские по тем временам 40 000 рублей. Николай II бесплатно предоставил в распоряжение режиссера Василия Гончарова регулярные войска для массовки.

После показа драмы императорскому дому царь принял решение обложить киноиндустрию налогом.

В начале 1912 года «Торговый дом А. Ханжонкова» был преобразован в акционерное общество, ставшее лидером в России по производству картин. Уставной капитал общества составлял 500 000 рублей.

В том же году Ханжонков создал объединение кинопроизводителей — прообраз Союза кинематографистов. В 1910-х годах компания Ханжонкова стала издавать журналы «Вестник кинематографии» (Москва) и «Синема» (Ростов). С 1915 года выходил журнал «Пегас», посвященный культурным событиям — театру, музыке, литературе и, конечно, кино.

В 1913 году Ханжонков открыл первый в Москве электротеатр «Пегас» — самый большой кинотеатр в России.

Весной 1917 года пионер кинематографа, уже не передвигавшийся без костылей или инвалидного кресла, вместе с труппой отправился в Ялту, где основал ателье и начал снимать новые фильмы. С этого киноателье началась Ялтинская киностудия.

После разгрома армии Врангеля в ноябре 1920 года вместе с двумя супругами и детьми Ханжонков уехал в Константинополь, затем в Милан и Вену, где безуспешно пытался наладить кинопроизводство.

Он финансировал эксперименты со звуковым кино, пытался привлечь к съемкам эмигрировавших мхатовцев, однако лишь истратил все свои сбережения.

В 1922 году по приглашению наркома просвещения Анатолия Луначарского вернулся на родину.

В 1923 году официально женился на монтажнице Вере Поповой, работал киноконсультантом и — всего девять месяцев — директором одной из студий Пролеткино. В 1926 году был арестован «за перерасход средств и невыполнение плановых обязательств». Приговорен к шести месяцам тюрьмы, амнистирован в зале суда, но лишен всех гражданских прав. Кроме того Ханжонкову запретили заниматься кинематографом.

После этого он вместе с женой поселился в Ялте, где им выделили проходную комнату. В 1934 году написал письмо председателю кинофотоуправления СССР Борису Шумяцкому с просьбой «помочь войти в рабочую семью советской кинематографии полноправным ее членом». В противном случае, писал бывший киномагнат, его семье грозит «смерть от недоедания».

Просьба совпала с 15-летием советского кино, Ханжонков был реабилитирован и получил небольшую персональную пенсию в 350 рублей. Тогда же пионер кино засел за мемуары, которые в сильно отредактированном виде вышли в 1937 году под названием «Первые годы русской кинематографии».

В 1941-м, когда Ялту оккупировали немцы, новая власть решила использовать Ханжонкова в деле пропаганды. Его семье выделили две комнаты в его же бывшем особняке. Нацистская газета «Голос Крыма» вышла со статьей «Отец русской кинематографии», где говорилось, что с приходом немцев «Ханжонков, хотя и прикованный к креслу, бодро смотрит в будущее и уверен, что он сможет поработать в любимой области».

Несмотря на статью, после освобождения Крыма советскими войсками Ханжонкова не трогали.

26 сентября 1945 года Александр Ханжонков умер в собственной постели в возрасте 68 лет.

 

 
Александр Ханжонков

Чем знаменит

Один из пионеров русского кинематографа, успевший испробовать все должности в кинопроизводстве, кроме актерской. Стал известен прежде всего как продюсер и кинопромышленник. Вклад Ханжонкова в развитие отечественного кино огромен: от выпуска первого в мире кукольного фильма в 1912 году, до создания прокатной сети по всей империи. Он приглашал сниматься известных людей, первым в стране стал держать постоянную труппу актеров и режиссеров.

К 1914 году компания Ханжонкова контролировала треть кинопроката в России, выпустив уже сотни фильмов.

Ханжонков был первооткрывателем ставшими звездами кинематографа статистки Большого театра Веры Холодной и провинциального актера Ивана Мозжухина.

 

О чем надо знать

В ателье Ханжонкова впервые в России появился специальный отдел для съемок образовательных и научно-популярных фильмов. Выпускались ленты по медицине, географии, биологии, сельскому хозяйству. При этом и здесь киномагнат старался быть новатором. В фильме «Пьянство и его последствия» вместе с документальными кадрами, где показывались отклонения в развитии у детей алкоголиков, присутствовали и игровые сцены. Актер Иван Мозжухин изображал алкоголика, который видит вылезающего из бутылки черта.

В 1916 году Ханжонков предложил министерству путей сообщения оборудовать четыре вагона «для эффективного распространения современных научных знаний среди рабочих и крестьян». Ленин после революции включил эти вагоны в состав первого агитационно-инструкторского поезда ВЦИК.

 

Прямая речь

О Вере Холодной и Иване Мозжухине («Первые годы русской кинематографии»): «В 1915 году фирма пригласила Веру Васильевну Холодную. Ее нашел в толпе статисток Евгений Францевич Бауэр. Для дебюта малоопытной артистки Бауэр выбрал соответствующий сюжет. Героиня была освобождена от какой-либо игры. Она появлялась на экране зачарованной, под гипнозом. «Песнь торжествующей любви» по Тургеневу как нельзя больше подходила для нашей цели.

Чутье художника не обмануло Бауэра: молодая, не искушенная даже театральным опытом Холодная своими прекрасными серыми глазами и классическим профилем произвела сенсацию и сразу же попала в разряд "кинозвезд", восходящих на русском горизонте.

В этом же сезоне наша фирма понесла не только большую, но и незаменимую утрату: ушел [в киноателье Иосифа Ермольева] Иван Ильич Мозжухин. В течение нескольких лет, с 1909 года, Мозжухин настойчиво изучал все тайны киносъемки, медленно, начиная с маленьких выходных ролей, завоевывая себе все больший и больший успех. <…> тут не было места каким-то корыстным соображениям: был уязвлен в своем артистическом самолюбии. Режиссер Чардынин на роль Леона Дрея в новой постановке пригласил артиста театра Корша Радина. Мозжухин без всяких объяснений ушел к Ермольеву».

Из письма к председателю кинофотоуправления Борису Шумяцкому: «Мое положение и в моральном и в материальном отношении стало настолько невыносимо, что я решился обратиться <…> с просьбой помочь мне найти выход из такового… Прошу своим авторитетным словом поддержать мой труд и помочь мне войти в рабочую семью Советской кинематографии полноправным ее членом. Вне этого предо мною остаются лишь перспективы на дальнейшее ухудшение моего здоровья, вызываемого постоянной нуждою, и в конечном итоге — смерть от недоедания, на которую я здесь оказался обреченным вместе со своею женою».

 

5 фактов об Александре Ханжонкове

  • Был потомственным казаком, гордился своим происхождением и тем, что его дед был знаком с Пушкиным, а отец стоял в почетном карауле при короновании Александра II.
  • Помимо Ханжонкова в России был еще один основатель отечественного кино, его вечный конкурент Александр Дранков, снискавший славу кинолетописца начала XX века, а также мастера кражи идей конкурентов.
  • В 1908 года инженер-железнодорожник Василий Гончаров написал первый в России сценарий по мотивам песни «Из-за острова на стрежень». Съемки фильма проходили в Сестрорецком Разливе в Петербурге, где позже скрывался от полиции Ленин. Продюсером выступал киномагнат Александр Дранков. Сценаристу не понравилась работа Дранкова, и он переметнулся к Ханжонкову, вместе с которым сделал известные киноработы: «Песнь про купца Калашникова», «Выбор царской невесты», «Русская свадьба в XVI веке».
  • Для работы над картинами киномагнат приглашал столичных актеров, художников Виктора Васнецова и Владимира Маковского. Композитор Михаил Ипполитов-Иванов писал музыку, которую затем в кинотеатрах играли таперы.
  • Ханжонков умел договариваться со всеми и отлично продвигал свои картины. Так, в 1911 году для рекламы довольно слабой в художественном отношении «Обороны Севастополя» кинопромышленник использовал имя царской семьи. Картину анонсировали как «удостоенную счастья быть представленной Государю Императору». Тогда же Ханжонков создал новую систему проката — передал владельцам прокатных контор все права на демонстрацию картины в определенных губерниях и городах, взяв с них предоплату за картину по цене обработанной пленки.

 

Материалы об Александре Ханжонкове:

Биография в Википедии

Статья о пионере кинематографа на Chaskor.ru

Биографическая справка РИА Новости

Статья на Pravda.ru

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).