3 сентября (21 августа) 1902 года родился Александр Пёрышкин, автор учебников по физике.
Личное дело
Александр Васильевич Пёрышкин (1902-1983) родился в селе Деревенском Спасского уезда Рязанской губернии, в семье крестьянина. В 1906 году семья переехала в Усть-Нарву (ныне город Нарва-Йыэсуу в Эстонии), где отец работал летом в порту, а зимой – на лесозаготовках. Там Александр окончил Кракольскую второклассную школу. Затем четыре года учился в народном училище, а по окончании — в Нарвском реальном училище. В 1916 году отца призвали в армию, и Александр Пёрышкин поехал в Петроград, где устроился работать чертежником на завод. В 1918 он сдал экстерном экзамены за реальное училище. С июня 1918 года по сентябрь 1919 года проживал в родном селе Деревенском, работая в военкомате переписчиком. Затем поступил на физико-математический факультет Рязанского института народного образования (ныне Рязанский государственный университет). Окончил институт за три года. Во время учебы подрабатывал на кафедре физики в должности лаборанта. В эти годы у него зародился интерес к физике и ее преподаванию в школе.
По окончинии вуза работал учителем математики, физики и труда в Москве в опытно-показательной школе-коммуне имени П. Н. Лепешинского при Народном комиссариате просвещения РСФСР. Создал при школе физический кабинет и мастерские. Жил в интернате при школе и почти все время проводил с учениками. Одновременно поступил на физическое отделение физико-математического факультета Московского университета и успешно его закончил.
В 1925–1928 годах работал в Институте методов школьной работы, принимал активное участие в деятельности Общества изучения и распространения физических наук имени Н. А. Умова, объединявшего преподавателей физики из Москвы и Подмосковья. Одновременно продолжал преподавать в школе-коммуне, а также на рабфаке МВТУ им. Баумана, в Академии коммунистического воспитания им. Крупской, на различных курсах.
Чтобы преодолеть нехватку учителей в 1930-х годах в Москве были созданы четыре новых педагогических вуза. Александру Пёрышкину поручили организовать физико-математический факультет Вечернего городского педагогического института. Позднее этот вуз был назван Московским городским педагогическим институтом имени В.П.Потемкина – народного комиссара просвещения РСФСР. Пёрышкин стал деканом факультета и заведующим кафедрой физики. В 1960 году МГПИ имени Потемкина был объединен с МГПИ имени Ленина, Александр Пёрышкин стал деканом физического факультета. В 1950 году Пёрышкин был избран членом-корреспондентом Академии педагогических наук РСФСР, в 1968 году — членом-корреспондентом АПН СССР. Умер Александр Васильевич Пёрышкин 21 мая 1983 года.
Чем знаменит
Александр Пёрышкин знаменит как автор школьных учебников по физике, по которым учились многие поколения советских детей. В начале 1930-х годов были созданы учебники А. В. Пёрышкина и Г. И. Фалеева для 6-10 классов средней школы, которые стали первыми стабильными, то есть обязательными для всех школ, учебниками по физике. Также Пёрышкин и Фалеев написали «Сборник задач по физике для средней школы (5–7 годы обучения)». В 1954 году появился «Курс физики» в трех частях (А. В. Пёрышкин и В. В. Крауклис – 8 класс; А. В. Пёрышкин – 9 и 10 классы). В начале 1970-х в учебники были внесены дополнения, отражавшие развитие науки за последние десятилетия. Новый цикл учебников был написан Александром Пёрышкиным в соавторстве с Надежной Александровной Родиной. Учебники выдержали десятки изданий, были переведены на языки союзных республик СССР и на иностранные языки.
О чем надо знать
Помимо знаменитых учебников для школьников Александр Пёрышкин написал и несколько учебников для студентов-педагогов, по которым учились тысячи будущих учителей: «Основы методики преподавания физики в средней школе» (1984) , «Методики преподавания физики в восьмилетней школе: В 2-х частях» (1979 –1980), «Преподавание физики в 6 – 7 классах средней школы» (1985).
Прямая речь
«Подытоживая свой педагогический опыт и наблюдая за работой коллег, мне хочется сказать, что всем нам, преподавателям-предметникам, не достает рациональной умеренности. Мы стремимся дать учащимся как можно больше знаний. Но если бы мы могли учить меньшему, но более тщательно, результаты были бы лучше и действовали дольше», - А. Пёрышкин
«...Я старался создать учебник физики, который был бы интересным, научным, но, главное, доступным для всех учащихся. Физика, как, впрочем, и другие науки о природе и обществе, очень интересный учебный предмет, но и нелегкий для изучения. Ведь в школьную программу по физике сейчас включены многие вопросы современной физики: элементы теории относительности, квантовой и ядерной физики. Усложнились и вопросы классической физики – механики, молекулярной физики и электродинамики. Но в век научно-технического прогресса развитие учащихся, а также их познавательные возможности выросли. Нужно только немножко больше и поусерднее трудиться, чтобы усвоить основное в школьном курсе физики. Знания основ физики в настоящее время нужны всякому образованному человеку, какой бы профессией он не занимался», - А. Пёрышкин
Четыре факта об Александре Пёрышкине
Статья об Александре Пёрышкине в Википедии