будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 24, 2025
Человек дня

Мемория. Алексей Балабанов

Мемория. Алексей Балабанов
balabanov1
Алексей Октябринович Балабанов

25 февраля 1959 родился сценарист и кинорежиссер Алексей Балабанов. 

Личное дело

Алексей Октябринович Балабанов (1959–2013) родился в Свердловске. После окончания школы поступил на переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков. Окончив институт прошел двухгодичную офицерскую службу в армии. Опыт службы в военно-транспортной авиации позднее отразился в фильме Алексея Балабанова «Груз 200». Участник войны в Афганистане.

Вернувшись из армии в Свердловск в 1983 году, начал работать на Свердловской киностудии ассистентом режиссера. В 1990 году окончил режиссерское отделение Высших курсов сценаристов и режиссеров, где занимался на экспериментальном курсе «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера. В качестве дипломной работы снял документально-игровой фильм «Егор и Настя», в котором участвовали музыканты Свердловского рок-клуба Егор (Игорь) Белкин, Настя Полева и Вячеслав Бутусов. Жил и работал в Санкт-Петербурге.

Первым полнометражным фильмом Алексея Балабанова стала картина «Счастливые дни» по произведениям Самюэля Беккета. Она была снята при участии Студии первого и экспериментального фильма Алексея Германа. Затем последовала экранизация романа Франца Кафки «Замок» (1994). Фильм получил две премии «Ника» в номинациях «лучшая работа художника» и «лучшая работа художника по костюмам». В том же году Алексей Балабанов в первые выступил в качестве продюсера – в фильме «Исповедь незнакомцу».

Затем появляются три самых известных фильма Балабанова: два наиболее массовых, а между ними – самый «артхаусный». В 1997 году снят фильм «Брат», в 1998 – «Про уродов и людей», в 2000 – «Брат-2». В 2002 году вышел на экраны фильм «Война» – драматический боевик о чеченской войне, в котором были заняты Сергей Бодров, Ингеборга Дапкунайте, английский актер Иен Келли, а в главной роли дебютировал на большом экране молодой актер Алексей Чадов. В 2005 году Балабанов снял «беспредельную комедию» «Жмурки», а на следующий год – мелодраму «Мне не больно».

Полярные отзывы вызвал фильм «Груз 200», посвященный жизни в 1984 году. Одни критики называли картину лучшей работой Балабанова, другие обвиняли его в «чернухе». Фильм был снят с показа в некоторых кинотеатрах. «Груз 200» получил приз Гильдии российских кинокритиков на фестивале «Кинотавр». Следующим фильмом Алексея Балабанова стал «Морфий», снятый по мотивам рассказов Михаила Булгакова. Последние фильмы режиссера: «Кочегар» (2010) и «Я тоже хочу» (2012). Умер Алексей Балабанов 18 мая 2013 года в поселке Солнечное Ленинградской области.

Чем знаменит

 
Алексей Балабанов

Широкую известность Алексею Балабанову принесла дилогия «Брат» и «Брат 2» о судьбе Данилы Багрова. В первом фильме вернувшийся с чеченской войны Данила приезжает из родного города в Петербург к старшему брату Виктору, который оказывается наемным убийцей. Пережив немало приключений, Данила расстается с братом и отправляется в Москву. Во втором фильме Данила отправляется в США, чтобы отомстить за убитого однополчанина. К нему присоединяется старший брат. Там они снова попадают в непростые ситуации, заставляют нечистоплотного бизнесмена вернуть деньги русскому хоккеисту и успешно уходят от преследования как украинской преступной группировки, так и американских полицейских. Историк кино Евгений Марголит писал о фильме «Брат» и его главном герое: «Не было, пожалуй, в отечественном кино 1990-х гг. другого фильма, который вызвал бы такой всплеск массового зрительского энтузиазма и столь энергичное отторжение у большей части киносообщества. Причиной тому становится центральный персонаж — единственный, кто в эту пору возведен зрителем в ранг Героя. Этот Маугли из провинциальных джунглей, с Чечней в качестве университетов за плечами и «пушкой» в руке, бьющей без промаха, — оказывается в исполнении Сергея Бодрова-младшего неотразимо, и потому пугающе, притягательным. Он не ведает сомнений и страха, четко делит мир на «наших» и «не наших», и оружие в его руках смотрится волшебной палочкой, с помощью которой герой всем воздает «по справедливости». Причем принцип сортировки по-детски элементарен. «Не наши» — это «черножопые» и бандюки, у них в услужении американские прихвостни. «Наши» — все остальные. С первыми герой беспощаден, со вторыми — по-рыцарски милосерден, невзирая на их вопиющие несовершенства».

О чем надо знать

Куда меньше известен фильм Алексея Балабанова «Про уродов и людей», хотя, возможно, это лучшее произведение режиссера. Замысел фильма у Балабанова возник еще в 1993 году, когда он был в Гамбурге на съемках фильма «Замок». «Времени у меня было полно, я гулял по городу и придумывал новый фильм. В эротических музеях рассматривал фотографии начала века. И мне понравилась идея: сделать кино о такой любви. Для нас как бы неестественной, но для моих героев единственно возможной», - рассказывал режиссер. Так появился сценарий «Тихие люди». Но так как сюжет казался весьма вызывающим (герои картины снимают порнографическое кино в Петербурге на рубеже XIX – XX веков), режиссер долго не мог найти средства на съемку фильма. Фильм «Про уродов людей» получил премии «Ника» в номинациях «лучший фильм» и «лучшая режиссура».

Прямая речь

По большому счету, учителей в кино не бывает. Ты приходишь со своим замыслом и сам его реализуешь. Кумиров у меня нет: любимых фильмов много, и все они очень разные. Я люблю кино профессиональное, странное и очень эмоциональное — чтобы энергия была. Мне нравятся совершенно разные фильмы совершенно разных времен — потому что каждому времени соответствует своя энергия.

Мне скучно снимать обычные драмы или мелодрамы. Я с детства писал рассказы — странные такие, радикальные. Вообще я всегда был против чего-то. Думаю, что этот пафос еще с советского времени у меня остался. Потому что когда-то я начинал с рок-н-ролла, снимал фильм про свердловских рок-н-ролльщиков в восемьдесят пятом году, когда их еще запрещали, и меня тогда давили, душили, пинали. И, собственно, отчасти кино мое — рок-н-ролльное.

Я не считаю свои фильмы эстетскими. Они просто не скучные. За исключением, наверное, «Счастливых дней», но тогда у жизни ритм был другой. Сегодня, конечно, этот фильм кажется слишком длинным, но эстетство здесь ни при чем. Кафка и Беккет нравились потому, что они не имели совершенно никакого отношения к реальному миру. Самое интересное для меня — это создать абсолютно искусственный мир с абсолютно реальными фактурами. Реальная фактура создает ощущение достоверности, и тогда условный персонаж вызывает у зрителей живые эмоции.

Алексей Балабанов (журнал «Сеанс» № 17/18)

5 фактов об Алексее Балабанове

  • Еще во время учебы на Высших курсах сценаристов и режиссеров Алексей Балабанов снял короткометражные фильмы «Раньше было другое время» и «У меня нет друга, или One step beyond», где приняли участие свердловские рок-музыканты.
  • В 1995 году Алексей Балабанов вместе с Дмитрием Месхиевым, Александром Кайдановским и Владимиром Хотиненко принял участие в создании киноальманаха «Прибытие поезда», посвященного 100-летию кинематографа, сняв новеллу «Трофим».
  • Свитер крупной вязки, который носил Данила Багров в фильме «Брат», купила художница Надежда Васильева в секонд-хэнде за 35 рублей
  • В 2001 году Алексей Балабанов снова удивил киноаудиторию, начав работать над проектом фильма «Река» («На краю земли») — о жизни в якутской деревне для прокаженных в начале XX века. Однако после автомобильной аварии в которой погибла исполнительница главной роли актриса Якутского Национального театра Туйара Свинобоева, проект был остановлен. Спустя год режиссер смонтировал отснятый материал в короткометражный фильм с закадровым комментарием недостающих сцен.
  • Уже начавшиеся съемки фильма «Американец» сорвались из-за запоя исполнителя главной роли Майкла Бина. Позднее Балабанов планировал все-таки снять фильм, переписав сценарий под Майка Тайсона, но этот замысел не был реализован.

Материалы об Алексее Балабанове

Статья об Алексее Балабанове в русской Википедии

Сайт памяти Алексея Балабанова

Алексей Балабанов в «Энциклопедии отечественного кино»

Статьи о творчестве Алексея Балабанова

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).