20 декабря 1898 года родился Алексей Баландин, химик, создатель научной школы в области катализа.
Личное дело
Алексей Александрович Баландин (1898–1967) родился в Енисейске Красноярского края . Его отец – Александр Баландин, был золотопромышленником, окончил Петербургский университет, имел степень кандидата естественных наук. Мать Вера Арсеньевна окончила высшие женские Бестужевские курсы в Петербурге по физико-химическому отделению, слушала лекции в Сорбонне и работала в Институте Пастера в Париже.
В доме Баландиных была богатая библиотека. Уже в детском возрасте Алексей начал изучать европейские языки. В 1908 году родители отдали его в гимназию Поповой в Москве, которая славилась квалифицированными педагогами. Семья перебралась в Москву, где и жили в течение школьного года, возвращаясь в Сибирь только на время летних каникул.
Гимназию Алексей Баландин окончил в 1916 году с золотой медалью. В том же году поступил в Московский университет на медицинский факультет, но вскоре оставил учебу и переехал в Томск, где в 1917-1920 годах учился сперва также на медицинском, а затем на химическом факультете Томского университета. Но уровень преподавания естественных наук в Томском университете его не устроил и в декабре 1920 года Баландин перебрался в Петроград, став студентом четвертого курса химического отделения Петроградского университета. Одновременно начал работать научным сотрудником в Радиевом институте под руководством В.Г.Хлопина.
Весной 1921 года известный ученый, исследователь метеоритов Л.А.Кулик предложил Баландину принять участие в качестве химика-радиолога в метеоритной экспедиции Российской академии наук в Сибири. Молодой ученый охотно согласился поехать в родные края. По окончании работы в экспедиции Алексей Баландин заболел сыпным тифом и по выздоровлении решил обосноваться в Москве.
Поступил на химическое отделение 1-го Московского университета, которое окончил в 1923 году по специальности физическая химия. Дипломную работу выполнил под руководством Н.Д.Зелинского – автора классических исследований в области органического катализа. По его рекомендации Баландин после окончания университета был оставлен на кафедре органической и аналитической химии – сперва в качестве научного сотрудника, а затем аспиранта научно-исследовательского института химии при МГУ. После окончания аспирантуры в 1928 году был зачислен ассистентом, а с 1930 года – доцентом той же кафедры.
В 1929 году вышла в свет его работа "К теории гетерогенно-каталитических реакций. Модель дегидрогенизационного катализа", в которой были сформулированы основные положения предложенной им еще в 1927 году мультиплетной теории гетерогенного катализа.
В том же году Наркомпрос РСФСР предоставил Баландину годичную научную командировку в Германию и Францию для ознакомления с последними достижениями химической науки. Большую часть этой командировки он провел в Берлине, где работал в Физико-химическом институте под руководством его директора известного немецкого физико-химика М.Боденштейна. Живя в Германии, Баландин прннял участие в Бунзеновском физико-химическом съезде, посвященном спектроскопии и строению молекул, который проходил в Гейдельберге в конце мая 1930 года.
Затем Баландин поехал во Францию, где в Париже и Лилле он знакомился с химическими лабораториями и научными исследованиями французских ученых. В своем обстоятельном отчете о заграничной командировке ученый писал, что "свою работу за границей считаю плодотворной: в результате ее явились 4 печатные научные работы... Первое время своего пребывания я использовал для посещения ряда лекций, чтобы ознакомиться как с методом преподавания, так и для глубокого усвоения учений таких выдающихся специалистов, как Шредингер (волновая механика), Лауэ (рентгеновские спектры), Нернст, Эйнштейн и др. ... Столкновение с заграничной научной мыслью и, в частности, частые беседы с проф. Боденштейном о катализе породили у меня новые мысли".
Вернувшись из командировки в 1930 году, Баландин первым как в нашей стране, так и за рубежом начал читать в Московском университете специальный курс "Органический катализ", включавший физико-химические основы катализа, теорию, методы исследования и каталитический синтез органических веществ.
В январе 1934 года Баландин был утвержден в звании профессора по кафедре органической химии.
В марте того же года Президиум Академии наук СССР на своем заседании присудил ему ученую степень доктора химии за работы по катализу органических соединений без защиты диссертации.
В 1935 году Баландин организовал лабораторию органического катализа в Институте органической химии АН СССР, где проводил исследования, связанные с изучением механизма важнейших реакций органического катализа, развитием мультиплетной теории катализа и изучением каталитических превращений.
15 июня 1936 г. комиссия Президиума АН СССР присудила малую премию им. Д.И.Менделеева профессору Баландину за работы по катализу в области органической химии.
С 1 сентября 1939 года он утверждается руководителем группы кинетики контактных процессов в лаборатории органического катализа, задачей которой было изучение каталитических органических реакций превращения насыщенных углеводородов в реакционноспособные ненасыщенные соединения в целях использования природных и промышленных газов.
Под руководством Баландина уже к началу 1941 года были выполнены исследования, связанные с превращением бутана в бутилен и бутилена в бутадиен, который путем полимеризации превращают в синтетический каучук. Это открывало широкие возможности практического перевода промышленности СК с пищевого сырья на непищевое. В этой же лаборатории был разработан каталитический метод превращения этилбензола в стирол, который является важнейшей составной частью особо прочных синтетических каучуков.
В годы Великой Отечественной войны Баландин вместе с Институтом органической химии АН СССР был эвакуирован в Казань, где выполнил серию работ, имеющих важное практическое значение.
За цикл исследований, выполненных в 1943-1944 годах, он в 1946 году был удостоен Сталинской премии II степени. Также ему была присуждена премия им. С.В.Лебедева I степени за работы по каталитическому получению мономеров искусственного каучука.
30 сентября 1943 года Баландин был избран членом-корреспондентом АН СССР по Отделению химических наук, а 30 ноября 1946 года – академиком по тому же Отделению.
В 1948 году Баландин стал деканом химического факультета МГУ и тогда же вступил в ряды КПСС.
В 1954 году возглавил созданную в Институте органической химии АН СССР лабораторию им. Н.Д.Зелинского и до конца своих дней был ее бессменным руководителем.
Алексей Баландин умер в Москве 22 мая 1967 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.
Чем знаменит
В историю отечественной науки Алексей Баландин вошел как крупнейший ученый-химик, автор мультиплетной теории гетерогенного катализа, позволившей связать каталитическую активность вещества с его атомно-молекулярными характеристиками.
Развивая воззрения Д.И.Менделеева и Н.Д.Зелинского о катализе, Баландин высказал фундаментальное положение, что из атомно-молекулярных моделей вытекает необходимость существования структурного и энергетического соответствий между реагирующими молекулами и катализаторами: из-за малого радиуса действия валентно-химических сил в молекуле реагируют только атомы, непосредственно соприкасающиеся между собой и с катализатором.
По мультиплетной теории, молекулы исходного вещества должны так накладываться на поверхность катализатора, чтобы между атомами реагирующих молекул и атомами катализатора могли образоваться необходимые химические связи, результатом чего является возникновение промежуточного активного комплекса, превращающегося в конечные продукты.
Эта теория дала возможность осуществить многие реакции, важные для химической промышленности, и целенаправленно подбирать катализаторы для технически важных процессов.
Многочисленные работы Баландина (библиография его трудов насчитывает 1054 названия и 17 авторских свидетельств) принесли отечественной каталитической науке широкую международную известность и признание. Американский химик Ф.Г.Чьяпетта назвал Баландина «гигантом в области катализа».
Алексей Баландин создал в Московском университете первую в мире кафедру органического катализа и воспитал более трехсот химиков-каталитиков, многие из которых стали крупными учеными.
О чем надо знать
Алексей Баландин был дважды репрессирован.
16 июля 1936 года буквально через месяц после присуждения ему Менделеевской премии, Баландин был арестован. По сообщению Н.А. Баландиной, которая ознакомилась с делом отца в Центральном архиве ФСК РФ, в НКВД поступил донос о том, что в его лаборатории изготавливаются взрывчатые вещества для террористических актов против советского руководства. В марте 1937 года Баландин был сослан в Оренбург на 5 лет, где сперва работал в аналитической лаборатории завода Автотрактордеталь, а с марта 1938 по июль 1939 – преподавателем химии и физики в средней школе для взрослых.
Коллеги Баландина не побоялись выступить с заявлениями о его непричастности к каким-либо антисоветским действиям. За Баландина вступились академики Н.Д.Зелинский, А.Н.Бах, А.Н.Фрумкин, В.И.Вернадский и Н.С.Курнаков.
Академик А.Н.Бах свидетельствовал: «Я знаю проф. Баландина как талантливого научного работника больше 10 лет. Рядом работ по катализу в органической химии он в последние годы выдвинулся как специалист, приобретший известность не только в нашем Союзе, но и за границей.
За все время моего знакомства с Баландиным я от него не слышал ничего, что могло бы дать повод усомниться в его лояльности по отношению к советской власти. Скорее, я о нем вынес впечатление как о сознательном стороннике нового строя».
«Я глубоко уверен в полной невозможности того, чтобы А.А.Баландин был бы причастен к каким-либо антисоветским действиям или хотя бы настроениям», - писал член Президиума Академии наук А.Фрумкин.
В апреле 1938 г. В.М.Молотов получил письмо, подписанное Н.Д.Зелинским, В.И.Вернадским и Н.С.Курнаковым. Крупнейшие мэтры отечественной науки обращались с просьбой освободить А.А.Баландина из заключения.
Письмо осталось без ответа, но, видимо. Молотов доложил Сталину о нем. И, вероятно, мнение маститых ученых заставило пересмотреть дело Баландина. Через год он был освобожден и реабилитирован.
Думалось, что кошмар, связанный с арестом, больше никогда больше не повторится, но Баландина не минула послевоенная волна репрессий. В ночь на 1 апреля 1949 года уже в статусе действительного члена Академии наук СССР он был вновь арестован.
И хотя при обыске ничего, подтверждающего донос, обнаружено не было, а обвинения Баландин не признал и не подписал, он был осужден по 58-й статье на 10 лет и по этапу направлен на север. В Норильске лауреат Сталинской премии жил в бараке вместе с уголовниками.
Арест главы научной школы сильно ударил по многим его ученикам и сотрудникам. Поступило распоряжение прекратить исследования по мультиплетной теории. На работы ее основателя нельзя было ссылаться. Преданные Баландину сотрудники были уволены из Московского университета.
Ученица Баландина, доктор химических наук А.А.Толстопятова вспоминает о 1951 г.: «Однажды на вечере, посвященном защите кандидатской диссертации, один из моих дипломников (Бельский) произнес тост "за здоровье академика А.А.Баландина". После этого вечера была создана комиссия, которой было поручено разобраться в случившемся. В результате студент Бельский был исключен из университета, а я уволена».
В Норильске Баландин пробыл четыре года и три месяца. Первое время его под конвоем вместе с уголовниками водили на черные работы. Но в начале 1951 года главный инженер Норильского горно-металлургического комбината привлек ученого к работе в опытном металлургическом цехе, в лаборатории которого он изучал кинетику восстановления оксидов никеля с целью получения активного никелевого порошка. В июне 1953 года в Управление комбината пришла правительственная телеграмма с указанием немедленно отправить академика Баландина в Москву.
Домой Алексей Александрович вернулся из заключения уже сильно больным человеком.
22 марта 1990 года общее собрание Академии наук СССР приняло постановление о подтверждении восстановления в членах Академии наук СССР репрессированных ученых, восстановленных ранее в составе Академии наук СССР постановлениями и распоряжениями Президиума АН СССР. В составе действительных членов АН СССР был восстановлен и академик Алексей Баландин.
Прямая речь
Профессор А.П.Руденко о Баландине: «Все его мысли были отданы только науке. Он думал, писал, читал везде и всюду при любой возможности (в кабинете, дома, на даче, в отпуске, в больнице) и даже в совершенно немыслимых для научной работы условиях. Удовлетворение потребности научного творчества было главным стремлением, подчинявшим всю его деятельность. Поэтому ни частые тяжелые болезни, ни несправедливости и несчастья жизни не сломили творческого духа, веры в правильность и актуальность избранного им пути».
Из письма академика Н.Д.Зелинского в квалификационную комиссию АН СССР: «Профессор А.А.Баландин опубликовал ряд исследований по катализу органических соединений, имеющих высокую теоретическую ценность. Он, несомненно, достоин ученой степени доктора химии без защиты диссертации».
4 факта об Алексее Баландине
Материалы об Алексее Баландине
Ю. И. Соловьев. Алексей Александрович Баландин
Профиль Алексея Александровича Баландина на официальном сайте РАН