будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 12, 2025
Человек дня

Мемория. Андрей Вознесенский

Мемория. Андрей Вознесенский
1
Андрей Вознесенский. Источник: Anastasiya Fedorenko / CC BY-SA 3.0

12 мая 1933 года родился поэт Андрей Вознесенский

 

Личное дело

Андрей Андреевич Вознесенский (1933–2010) родился в Москве в семье инженера-гидротехника, директора Гидропроекта, одного из строителей Братской ГЭС. Писать стихи начал еще в школе. В шестом классе послал подборку Борису Пастернаку, творчеством которого восхищался, и был приглашен в гости. Встреча положила начало тесному общению двух поэтов, которое продолжалось до самой смерти Пастернака.

В 1957-м Вознесенский окончил Московский архитектурный институт, а в следующем году начал публиковаться. Настоящим событием стала вышедшая в 1959-м поэма «Мастера». В 1960-м увидели свет сразу два сборника поэта: «Мозаика» вышла во Владимире, а «Парабола», в одночасье ставшая библиографической редкостью – в столичном «Советском писателе».

Поэзия Вознесенского с самого начала привлекла внимание не только читателей, но и властей, с которыми у него сложились и в дальнейшем сохранялись весьма неоднозначные отношения. Так, редактора «Мозаики» Капитолину Афанасьеву сняли с работы, а тираж сборника хотели уничтожить; в адрес начинающего автора раздавались почти роковые по тем временам обвинения в формализме. В 1963 году Вознесенский «удостоился» личной критики Никиты Хрущева на встрече с творческой интеллигенцией в Кремле. При этом поэт был «выездным», причем не только в страны соцлагеря: уже в 1961 году он посещает США, где быстро становится лицом современной советской поэзии и обзаводится многочисленными знакомствами. Встреча с одним из лидеров движения битников Аленом Гинзбергом вылилось в многолетнюю дружбу; в числе других американских знакомых Вознесенского – Артур Миллер, Боб Дилан и Мэрилин Монро. «Поэтическим отчетом» о визите за океан стала книга «40 лирических отступлений из поэмы "Треугольная груша"».

Затем сборники выходят регулярно: в 1964 – «Антимиры», в 1966 – «Ахиллесово сердце». Еще пять – «Тень звука», «Взгляд», «Выпусти птицу!», «Дубовый лист виолончельный», «Витражных дел мастер» и «Соблазн» – увидели свет в 70-е. Самыми известными поэмами стали «Оза» и «Лонжюмо». Последняя, посвященная жизни Владимира Ленина в эмиграции (со знаменитым финалом: «И Ленин отвечает. На все вопросы отвечает Ленин»), частью читателей была воспринята как антисоветская – как пояснил Вознесенский в позднейшем интервью, потому, что «тогда ведь Ленин был анти-Сталиным». «Подитог» был подведен в 1983–84 годах, когда «Художественная литература» выпустила собрание сочинений в трех томах – «три синих», как называл их сам поэт. В 2000–2006 «Вагриус» подготовил семитомник поэта.

О популярности на родине свидетельствовали не только большие тиражи и широкое распространение стихов в списках, но и регулярное появление песен на стихи Вознесенского – их кладут на музыку Давид Тухманов и Евгений Клячкин, Раймонд Паулс и Владимир Высоцкий. С именем последнего связан и успех спектакля «Антимиры» по стихам поэта, поставленного в 1965 году Театром на Таганке и ставшего громким событием театральной Москвы; в нем Высоцкий исполнял «Песню акына» («Ни славы и ни коровы…»). По-настоящему же всесоюзная «театральная» известность пришла после выхода в «Ленкоме» рок-оперы Алексея Рыбникова «Юнона и Авось» в 1981-м; запись была издана на двойной пластинке, а романс «Ты меня на рассвете разбудишь…» по стихотворению «Сага» стал одной из самых широко известных песен на стихи поэта. Главными же хитами стали «Миллион алых роз» на музыку Паулса в исполнении Аллы Пугачевой и «Первый лед» («Плачет девочка в автомате…»), положенный на музыку Оскаром Фельцманом и впервые исполненный Ниной Дордой. Впоследствии песню пели Юрий Антонов, «Веселые ребята» и Евгений Осин. 

В поздние годы Андрей Вознесенский обратился к жанру визуальной поэзии. Рисовать поэт начал еще в школе и всегда стремился к синтезу искусств. В поздних выступлениях он соединял чтение стихов с музыкой и демонстрацией текстово-графических композиций, для которых придумал название «видеомы».

За четыре года до смерти Андрей Вознесенский перенес первый инсульт. От второго он так и не оправился – поэт скончался 1 июня 2010 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище.

 

Чем знаменит

 
Андрей Вознесенский. Фото Владимира Мержевича

Яркий представитель плеяды шестидесятников в советской поэзии, Вознесенский заметно выделялся среди ровесников и единомышленников поэтическим языком. Его лирику отличала экстравагантность сравнений, усложненность ритмической системы, активное использование звуковых эффектов и использование авторских неологизмов, явно унаследованные от футуристов первой трети XX века. Обильно используя в стихах реалии современности, Вознесенский в большей степени пытался через них понять место человека в мире, чем разрешить актуальные социальные вопросы.

 

О чем надо знать

В 1978 году вполне легально издававшийся Вознесенский принял участие в неподцензурном альманахе «Метрополь». Тем не менее у ряда чисто «самиздатских» авторов поэт вызывал резкое неприятие – были подозрения, что его безнаказанный эпатаж одобрен и санкционирован КГБ.

Женой и музой Вознесенского в 1964 году стала Зоя Богуславская – литературный  критик, писатель и драматург. Она работала редактором в издательстве «Советский писатель», читала лекции в Московском высшем театральном училище, заведовала отделом литературы в Комитете по Ленинским и Государственным премиям. На момент знакомства Богуславская была замужем, у нее был сын, но Вознесенского это не остановило. Когда она отправилась с сыном в путешествие по Волго-Балтийскому каналу, поэт буквально бомбардировал ее телеграммами, которые зачитывались из радиорубки на весь теплоход.

Богуславская стала инициатором и координатором премии «Триумф». В 2011 году был снят документальный фильм «Андрей и Зоя», работа над которым началась при жизни Андрея Вознесенского и была закончена уже после его смерти.

 

Прямая речь

О славе: «Шумная слава, все ее ругают, она якобы ужасно вредит, но по крайней мере в одном смысле она хорошо влияет на судьбу: когда на тебя устремлено много глаз, у тебя сильный стимул вести себя по-человечески. Больше шансов не сподличать. Соблазн – в хорошем смысле – сделать красивый жест, совершить приличный поступок: люди же смотрят! И враги тоже смотрят. Поэтому улыбайтесь. Пример нашего поколения тут довольно убедителен: среди тех, кого действительно знали, за кем следили, – никто не замечен в подлости. Ошибались все. Приличия помнили тоже все».

Об авангарде: «Ничего более живого в искусстве ХХ века не было, из русского и европейского футуризма выросло все великое, что этот век дал. Русская провинция продолжает давать прекрасные молодые имена, потому что футуристична по своей природе. Там без утопии не проживешь. Противопоставление авангарда и традиции, кстати, ложно – по крайней мере в России. Авангард с его максимализмом и есть русская традиция. "Слово о полку Игореве" как будто футуристы писали. Авангарднее русского фольклора вообще ничего нет – рэп шестнадцатого века».

О диссидентах: «Из [физиков] получилось почти все диссидентское движение… Диссидент чаще всего получается из элиты, из слоя верхнего, избалованного, где у него есть возможность всему научиться, где царят идеальные отношения, где нет иссушающей заботы о куске: всех этих принцев сталинской эпохи в тридцать седьмом осиротили, и получилось поколение диссидентов. А были еще советские принцы пятидесятых, ядерщики и прочие оборонщики, которые купались в государственной любви, которые были элитой в греческом смысле – культуру знали, за поэзией следили, жили пусть в закрытых, но теплицах… И потом они вдруг поняли, что служат дьяволу. Так и сформировалось это движение – физикам же больше присуща умственная дисциплина, гуманитарий разбросан, "пугливое воображенье"… Сахаров потому и стал его вождем, что – физик, другая организация ума и другая степень надежности. Потом по-разному у всех сложилось, кто-то уехал, кто-то разочаровался, но в общем я не видел в жизни лучшей среды».

Об оттепели: «Я думаю, ее бы никто не смог прикрыть, если бы она развивалась. Но она именно выдохлась, и это понимают немногие – было видно тогда, изнутри. Антисталинский посыл закончился довольно рано – все уже было сказано на ХХ съезде. Надо было идти дальше. Чтобы дальше идти, нужно было опираться на что-то более серьезное, чем социализм с человеческим лицом, – или на очень сильный, совершенно бесстрашный индивидуализм, или на религию».

Зоя Богуславская о браке с Андреем Вознесенским: «У Андрея были романы при мне, очень яркие влюбленности, но расставались мы за 40 лет только на полтора месяца».

Никита Хрущев – Андрею Вознесенскому (в Кремле, 1963 год): «Можете сказать, что теперь уже не оттепель и не заморозки – а морозы… Ишь ты какой Пастернак нашелся! Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке. Убирайтесь вон, господин Вознесенский, к своим хозяевам!» (Аплодисменты.)

Борис Пастернак – Андрею Вознесенскому: «Нынешнее [заболевание] совпало с Вашим вступлением в литературу, внезапным, стремительным, бурным. Я страшно рад, что до него дожил. Я всегда любил Вашу манеру видеть, думать, выражать себя. Но я не ждал, что ей удастся быть услышанной и признанной так скоро».

Николай Асеев об Андрее Вознесенском: «Если отыскивать черты родоначального поэтического свойства, то это больше всего напоминает стилистическую манеру Маяковского: тот же неуспокоенный, внетрадиционный стих, то же стремление выразить мысль своими средствами, не заимствуя их у других, свободное обращение со строкой в ее ритмическом и синтаксическом разнообразии».

Михаил Жванецкий о поэзии Андрея Вознесенского: «Вознесенский создал свой язык в поэзии, новую особую структуру языка, поэзия Вознесенского бессмертна, как бессмертно все великое и прекрасное, как бессмертен Петербург, как бессмертна Москва... Людей, которые строили Москву и Петербург, уже нет, а все, что они построили, есть – и дома, и мосты...»

Дмитрий Быков – Андрею Вознесенскому к 75-летию: «Не любя в кругу волкодавов рассуждать о добре и зле, переживши столько ударов (и буквальнейших в том числе), каждый день добывая с бою, как в Отечестве повелось, вы осмелились тут собою воплощать великий А Вось. В вечных поисках абсолюта продолжайте смущать умы. Будьте здравы. Пока вы тута – не свихнемся авось и мы».

9 фактов об Андрее Вознесенском

  • Одним из главных «трамплинов» для Вознесенского стал Политехнический музей, где проходили собиравшие полные залы поэтические вечера
  • Документальная съемка из Политехнического использована Марленом Хуциевым в фильме «Застава Ильича», а в ленте Владимира Меньшова «Москва слезам не верит» поэт читает свои стихи у памятника Маяковскому
  • На улице Горького в «Окнах сатиры» в 60-х годах была выставлена карикатура: рабочий, убирающий метлой «нечисть», в том числе Вознесенского со сборником «Треугольная груша»
  • «Антимиры» были не единственным «таганским» спектаклем по стихам Вознесенского: «Берегите ваши лица» был закрыт сразу после премьеры
  • Текст песни «Миллион алых роз» основан на предании о художнике Нико Пиросманишвили, изложенном Константином Паустовским в его воспоминаниях
  • Вознесенский удостоен орденов Трудового Красного Знамени, «За заслуги перед Отечеством» II и III степени, Государственной премии СССР
  • Вознесенский – автор архитектурной части монумента «Дружба навеки» (совместно с Ю.Н. Коноваловым), установленного на Тишинской площади в Москве в 1983 году в память двухсотлетия добровольного присоединения Грузии к России.
  • Поэт был почетным членом десяти академий мира
  • Вознесенский повлиял на решение о выпуске «Мелодией» первого диска группы «Аквариум» в 1987 году

 

Материалы об Андрее Вознесенском

Андрей Вознесенский. Официальный сайт

Чтобы помнили. Андрей Вознесенский

Статья об Андрее Вознесенском в Википедии

Андрей Вознесенский: «Поэт должен разделять иллюзии своего народа»

Андрей Вознесенский: «Я не тихушник и другим не советую»

Дмитрий Быков. Три четверти

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).