23 сентября 1916 года родилась Анна Егорова, летчик-штурмовик, герой Великой Отечественной войны.
Личное дело
Анна Александровна Егорова (по мужу – Тимофеева, 1916-2009) родилась в деревне Володово (ныне в Тверской области) в семье крестьянина Александра Егорова. В семье было 8 детей и еще 8 умерли в детстве. Отец из-за нехватки средств вынужден был подрабатывать, занимаясь отхожим промыслом (сезонными работами). Участвовал в Первой мировой войне, воевал в гражданскую на стороне Советской власти. После того, как отец умер в 1925 году, детей растила одна мать.
Анна окончила семилетку в средней школы в селе Нове (в деревне Володово тогда школы не было). После школы уехала в Москву, к старшему брату.
Работала на Метрострое первой очереди. После учебы в ФЗУ «Стройуч», где Анна получила профессию арматурщицы, работала на станциях «Красные ворота», а следом — и на «Динамо», где трудилась чеканщицей, машинистом подъема, слесарем по ремонту отбойных молотков, перфораторов. Без отрыва от производства окончила рабфак, а затем планерную школу и аэроклуб.
В 1938 году была направлена в Ульяновскую школу летчиков Осоавиахима, но после ареста старшего брата, как родственник «врага народа» была отчислена, и уехала в Смоленск, устроилась работать на льнокомбинат, занималась в аэроклубе. Вновь получила направление в школу летчиков, на этот раз в Херсон. По ее окончанию в 1939 году была направлена в Калининский аэроклуб, где работала инструктором.
В начале войны Егорова была зачислена летчиком в 130-ю отдельную авиационную эскадрилью связи Южного фронта. На невооруженном самолете У-2 (По-2) совершила около 100 вылетов, осуществляя разведку, поиск в тылу врага окруженных частей и устанавливая с ними связь. В феврале 1942 года награждена орденом Боевого Красного Знамени.
В 1942 году Анна Егорова добилась перевода в штурмовую авиацию. Получила одну из самых грозных боевых машин Великой Отечественной: штурмовик Ил-2 - знаменитый «летающий танк», которые наши солдаты ласково называли «горбатый», а немцы – «черной смертью». Воевала в составе 1-го Белорусского фронта. За участие в прорыве «Голубой Линии» под Новороссийском представлена ко второму ордену Боевого Красного Знамени.
В августе 1944 года в воздушном бою штурмовик Егоровой был сбит. Анна была представлена к званию Героя Советского Союза посмертно. Однако в том бою погибла только воздушный стрелок Евдокия (Дуся) Назаркина. Сама же Анна Егорова, тяжело раненная и обожженная, без сознания попала в плен. Прошла несколько концлагерей. В январе 1945 была освобождена танкистами 5-й ударной армии из Кюстринского концлагеря «ЗЦ», где содержалась в отдельном, постоянно охраняемом карцере.
После войны медкомиссия не допустила ее к летной работе. Анна вернулась в Москву на Метрострой. Вышла замуж за Вячеслава Арсеньевича Тимофеева, бывшего командира 197 штурмовой авиационной дивизии.
Являлась членом Совета по взаимодействию с общественными объединениями ветеранов, офицеров запаса и в отставке при Президенте РФ. В мае 2006 года была удостоена почетного общественного титула «Национальный герой» и награждена орденом «За честь и доблесть» (всероссийская премия «Российский Национальный Олимп»). Член общества «Знание».
Скончалась в Москве 29 октября 2009 года.
Чем знаменита
Женщина летчик-штурмовик — редчайшее явление нашей военной истории. Всего в Советстком Союзе было лишь три летчицы, управлявших штурмовиками. Анна Егорова была штурманом полка и единственной в полку женщиной-пилотом. Вместе со стрелком Дусей Назаркиной они составили первый женский экипаж в штурмовой авиации.
Воевала над Таманском полуостровом, над Малой Землей, участвовала в освобождении Польши. Совершила 277 боевых вылетов, уничтожив множество танков, орудий, минометов, автомашин, барж, повозок с грузами и живой силы противника.
О чем надо знать
В лагере усилиями военнопленных удалось сохранить и партбилет, и награды Анны Егоровой (сама она была почти недееспособна). После освобождения из лагеря это сослужило ей плохую службу, поскольку вызвало подозрения у чекистов. В течение 10 дней она проходила проверку на допросах в отделение контрразведки «Смерш» 32-го стрелкового корпуса 5-й Ударной армии. Анна рассказывала о тех днях, что каждую ночь ей надо было подниматься на второй этаж, на допрос к майору Федорову, который кричал на нее, требуя признаться, «где взяла ордена и партбилет», «почему сдалась в плен» и так далее:
«Каждую ночь мне надо было подняться на второй этаж. А там: "Стоять! Б…! Стоять!"
А я — падаю.
"Как перешла к немцам? Откуда взяла ордена?" Сорвали награды…».
На десятый день допросов выяснилось, что Анну уже давно разыскивали товарищи по немецкому плену, но контрразведка не спешила ее отпускать, так как «уж очень подозрительно — в таком аду сохранить ордена и — больше того — партийный билет». Однако в итоге ее все-таки отпустили и даже предложили остаться работать в «Смерше», но она отказалась.
Прямая речь
«Для выполнения стрельбы на штурмовике устанавливался прицел-перекрестие; подвел самолет к земле поближе — и дави на гашетки. Трассы от пушек, пулеметов, эрэсов можно подправить небольшим движением рулей — и цель накрыта. Но вот для бомбометания прицела не было. Каждый летчик вырабатывал свой метод бомбометания. Бомбили как бы на глазок — «по лаптю» или «по сапогу», и шутники предлагали идеи: прицел Л-43 — лапоть сорок третьего размера, С-43 — сапог сорок третьего.
— А у Егоровой будет персональный прицел для бомбометания — ХС-38 — хромовый сапог тридцать восьмого размера! — смеялись пилоты». Анна Егорова «Держись, сестренка!».
«Нет, я бы, пожалуй не смогла быть механиком самолета. Не хватило бы сил ждать. Особенно в войну, когда проходят все сроки возвращения, когда надежда остается разве на чудо, а механик все ждет, все всматривается в небо, прислушивается, надеется...». Анна Егорова.
«В эскадрилье связи ко мне все — и пилоты, и механики — относились хорошо. Находились и "женихи", но я как-то ухитрялась разговаривать с ними не наедине, а среди людей — так было легче отбить "атаку", дать понять, что любви не получится. Трудновато, конечно, женщине одной среди мужского коллектива. Порой, так хотелось с кем-то просто поговорить по душам. Но все-то сдерживало, все усмиряло одно суровое слово — война...». Анна Егорова
5 фактов об Анне Егоровой
Ссылки
Тимофеева-Егорова Анна Александровна. «Я Береза, как слышите меня»
Тимофеева-Егорова Анна Александровна. «Держись, сестренка!»
Егорова, Анна Александровна на сайте «Герои Страны».
«В августе сорок четвертого» — Первый канал 22 февраля 2005, Вторник, 22:31 — Интервью с Героем Советского Союза Анной Александровной Тимофеевой-Егоровой