будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 20, 2025
Человек дня

Мемория. Аркадий Драгомощенко

Мемория. Аркадий Драгомощенко
dragomoshenko1
Драгомощенко Аркадий. Источник: Александр Стрелец

3 февраля 1946 года родился Аркадий Драгомощенко, поэт и переводчик

 

Личное дело

Аркадий Трофимович Драгомощенко (1946-2012) родился в Потсдаме в семье лётчика-истребителя, героя Великой Отечественной войны. Затем семья переехала в Винницу, на родину его матери. Там, по окончании школы, Аркадий поступил на  филологический факультет Винницкого пединститута. Потом учился на театроведческом факультете Ленинградского института театра, музыки и кинематографии (ЛГИТМиК).

В 1973-74 годах заведовал литературной частью в Смоленском государственном театре. Потом перешел на ту же должность в петербургский молодежный театр «Игуана», работал обозревателем журнала «Петербург на Невском».

С 1974 года публиковался в самиздате. Почти десять лет – с 1974 по 1983 годы был членом редколлегии и соредактором ленинградского самиздатовского журнала «Часы».

С 1980 года в течение более 20 лет был членом жюри премии Андрея Белого.

В 1983–1985 годах работал соредактором ленинградского журнала «Предлог», Ленинград,

С 1990 по 2000 годы был редактором Петербургского отделения журнала «Комментарии» («Журнал современной литературы», Москва-Петербург). С 1999 - обозревателем «Русского журнала»,

Первый сборник стихотворений Драгомощенко «Небо соответствий» был официально издан в СССР только в 1990 году.

Преподавал в Петербургском, Калифорнийском (San-Diego) и Нью-Йоркском (State University of New York at Buffalo) университетах.

Вплоть до своей кончины вел семинар «Иные логики письма» на факультете свободных искусств и наук СПбГУ.

Аркадий Драгомощенко скончался после долгой болезни 12 сентября 2012 года.

 

Чем знаменит

Поэт, писатель, переводчик Аркадий Драгомощенко «был чрезвычайно значимой фигурой в ленинградском/петербургском культурном ландшафте». При его участии создавались все заметные ленинградские самиздатовские проекты: «Часы», «Предлог» и «Митин журнал».

«Можно было не читать его стихов и прозы, но не заметить его самого в этом довольно тесном мире галерей, литературных тусовок, культовых кофеен, интеллектуально-алкогольных прогулок по садам и паркам было невозможно. В шляпе и без, с трубкой или сигаретой, с бокалом, стаканом или просто бутылкой, в круглых очках, лысеющий, с удивленным, немного детским выражением лица, много говорящий и всегда окруженный внимательными слушателями, он был частью этого города настолько обязательной, что сегодня, прочитав, сколько на самом деле он преподавал в американских университетах, я была поражена — казалось, что он-то точно никуда надолго отсюда не уезжал», - писала о нем искусствовед и критик Кира Долинина.

Работы Драгомощенко издавались на нескольких языках, он получил широкое международное признание - особенно в США, где были издано неколько его поэтических сборников.

Драгомощенко написал восемь поэтических книг, три романа, книги эссе. Практически все исследователи его творчества отмечают стремление  «выйти за пределы языка», найти в нём нечто такое, что подарит читателю неповторимое ощущение открытия несбыточного и несвершённого в самых обыденных вещах и явлениях». Так, Марджори Перлофф (Marjorie Perloff) пишет: «Для Драгомощенко язык не является уже всегда усвоенным и присвоенным, предопределенным и предпосланным… Напротив, Драгомощенко настаивает на том, что „язык не может быть присвоен, поскольку он несвершаем“ и, вызывая в памяти слова Рембо „Je suis un autre“, добавляет афористическое: „поэзия — это всегда иное“».

Александр Скидан, в свою очередь,  определяет это как «тончайшая эрозия мысли, разъедающая синтаксис».

 

О чем надо знать

Аркадий Драгомощенко  известен не только собственными сочинениями, но и переводами американских поэтов второй половины XX века, в том числе Чарлза Олсона, Лин Хеджинян, Джона Эшбера, Майкла Палмера, а также работ других зарубежных писателей. Критики считают, что именно он открыл русскому читателю целый пласт современной американской поэзии - так называемую «Школу Языка» (Language School).

Драгомощенко был автором и участником многих переводческих проектов, в их числе: «Бумажные тигры» (собрание эссе Элиота Уйнбергера), «Новая американская поэзия в русских переводах», «Земля морей».

 

Прямая речь

Вибрирующая настурция (погруженье
шмеля в недопитую оторопь крыльев) в
пряже намерений укрепляет края
(что-то происходит с глазами — не достигают ума)
 
материи в существительной косной ткани цветка, —
распускает округлые траурно в сумерках
(вскрику гортанных кустов в друзах осени их уподобим)
листья.
(знание, принадлежащее мне,
ее бережно впитывает, подключая
к неисчислимым сетям капилляров:
настурция — лишь отрезок нейронной струны).
 
Некоторые проедены гусеницей, тлей, лучами.
 
В подъезде сочится надпись:
«Убит Вольтер, срочно звони».
 
Сыр букв мел.

 

(Аркадий Драгомощенко)

 

О поэзии: «Поэзия, которая не стремится уничтожить себя в собственной служебной репликации и более того в себе самой, не может трогать ни читателя, ни критика, ни философа. Только в исчезновении собственного существа возникает возможность нового появления. Не рождение важно, — важна “смерть”. Рождение щупается руками».

О своем творчестве: «Идеальный читатель моих вещей - я сам, когда забываю, зачем и в силу каких там причин писал».

Александр Скидан об Аркадии Драгомощенко: «Он был человеком широ­кого — театрального — жеста, ему нравилось «играть на публику», и он умел это делать взаправду, взахлеб, зажигаясь от любой удачной шутки или неожи­данной мысли собеседника. Самые фантастические идеи сыпались из него как из рога изобилия».

Кира Долинина о Драгомощенко: «В историю новейшей литературы он вошел в первую очередь как поэт. И при всей своей сращенности с Ленинградом поэт совсем иной, чем главенствовала на берегах Невы, школы. В русском стихосложении это традиция метареализма. Мир как переплетение неявных связей, текст как вязь неочевидных слов, барочная усложненность и тотальный верлибр. Он говорил на русском способом, до сих пор на этом языке невиданном, но в иных культурах уже устоявшемся и классическом».

Вячеслав Курицын об Аркадии Драгомощенко: «Когда я сел составлять Список Ста, первая фамилия, которую я написал, была такая - Драгомощенко. И первое мое существо, напоминающее лису, было нарисовано в газете "Сегодня" к тексту, посвященному Драгомощенко - оригинал не сохранился, приблизительно воспроизвожу. На все это "первое" я упираю, разумеется, неспроста - Аркадий Трофимович для меня - эдакая изначальность литературной изысканности»

«Кажется, он основал союз песка и воды. Или воды и песка. Все куда-то уходит, а Драгомощенко рисует фигуры, лучше других понимая, насколько время безжалостно ко всякой фигуративности. Может, ему стоило родиться китайским поэтом - тем, что кораблики из стишков по ручью. Драгомощенко - тот самый Аркадий, который говорит красиво. Только красота не ускользающая, а уже ускользнувшая, если вообще когда-нибудь прискальзывавшая».

 

5 фактов об Аркадии Драгомощенко:

  • Драгомощенко стал первым лауреатом Премии Андрея Белого в области прозы (1978, за роман «Расположение среди домов и деревьев», опубликован отдельным приложением к журналу «Часы»).
  • Девять книг Драгомощенко были изданы в России, три – в США.
  • Лауреат премии электронного журнала POST MODERN CULTURE «Electronic text award» («for poetry from Phosphor»,1995 г.), Международной литературной премии «The Franc-tireur Silver Bullet» (2009 г.)
  • В последние дни болезни Аркадия Драгомощенко, его главный собеседник Александр Скидан вывешивал на своей странице в Facebook по одному стихотворению АТД в день. Сотни людей читали эти строки в первый раз или как в первый раз. Публикуемые не в сборнике, не в тесноте  других стихов, они оказались для многих откровением.
  • В 2014 году была учреждена поэтическая премия Аркадия Драгомощенко

 

Материалы об Аркадии Драгомощенко:

Аркадий Драгомощенко. Проект «Современная русская литература с Вячеславом Курицыным»

Иная логика письма. Кира Долинина.

Слепое пятно. Александр Скидан.

Статья об Аркадии Драгомощенко в Википедии

 

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).