будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июнь 25, 2025
Человек дня

Мемория. Авдотья Смирнова

Мемория. Авдотья Смирнова
171959
Авдотья Смирнова. Источник: youtube.com

29 июня 1969 года родилась Авдотья Смирнова, телеведущая, сценарист и режиссер.

 

Личное дело

Авдотья Смирнова (49 лет) родилась в Москве в артистической семье. Отец, Андрей Сергеевич Смирнов, - режиссер, снявший знаменитую картину «Белорусский вокзал». Мать - Наталья Владимировна Рудная – актриса театра и кино.

Дуня, как звали ее в семье, хотела после окончания школы поступить на сценарный факультет ВГИКа, но отец запретил. «Потому что у него были воззрения — когда-то совершенно мне чуждые, ныне мною разделяемые, — что не стоит идти в искусство по стопам родителей, то есть делая не сознательный выбор, а как бы из робости», - рассказывала она позднее. В итоге Смирнова поступила на филологический факультет МГУ, который так и не закончила. Перешла на театроведческий факультет ГИТИСа, но в итоге оставила и его, так и не получив законченного высшего образования.

В студенческие годы Авдотья увлеклась журналистикой. Некоторое время работала книжным обозревателем в журналах «Столица» и «Афиша». Потом - в 1987-1988 годах – была редактором в творческом объединении Сергея Соловьева «Круг» на киностудии «Мосфильм».

Первой картиной, на которой она работала, стала «Асса». «С "Ассы", как мы сейчас понимаем, началась новая эпоха в кинематографе, началась свобода в кино. Поэтому, конечно, эпоха была плодотворной. "Ассу" в свое время тусовка разругала. Я ее недавно пересмотрела — по-моему, отличное кино! Романтическое, полное надежд, взволнованное… — рассказывала Авдотья Смирнова. — Это был момент, когда появился и новый герой, и новый культурный контекст, и новая эстетика. И, самое главное, это был момент, когда отношения с властью начали плавно угасать».

После этого девушка решительно поменяла свою жизнь и, оставив институт, стала арт-менеджером и вокалисткой андеграундной панк-группы «Тупые».

В это время Авдотья часто наведывалась в Петербург, «потому что очень подружилась с Тимуром Новиковым и джентельменами из группы "Новые художники"». Дружила с Олегом Котельниковым, Вадимом Овчинниковым, Иваном Сотниковым и т. д. «Я стала часто ездить в Петербург, потом поняла, что вообще я хочу жить в Петербурге», - рассказывала она.

В 1989 году в 20 лет Авдотья Смирнова вышла замуж за петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова и переехала в Санкт-Петербург. В 1990 году у них родился сын Данила.

После рождения ребенка Смирнова долго сидела без работы, потом стала арт-менеджером культурного общества «А—Я», организовывала выставки современного изобразительного искусства, составляла коллекцию живописи банка «Петровский». Работала на телевидении, делала собственную программу.
Первый фильм по сценарию Авдотьи Смирновой вышел в 1991 году. Начало ее кинематографического пути положило знакомство с режиссером Алексеем Учителем. В соавторстве они написали сценарий к фильму Учителя «Последний герой», посвященному памяти лидера группы «Кино» Виктора Цоя.

В 1993 году была снята еще одна совместная с Алексеем Учителем документальная картина «Баттерфляй» - о театральном режиссере Романе Виктюке.

Сценарий следующего фильма «Красная Жизель» - о балерине Ольге Спесивцевой - задумывался тоже как  документальный. Однако записать интервью с балериной не успели, она скончалась в возрасте 96 лет. Тогда Смирнова и Учитель решили снять свой первый игровой фильм «Мания Жизели», который был завершен в 1995 году.

В том же в 1995 году Смирнова пришла работать в ИД «Коммерсант». Это, по ее собственным словам, была «настоящая соковыжималка». Год она проработала директором петербургского корпункта «Коммерсанта», потом ее позвали в Москву на должность выпускающего редактора.

В 1996 году Авдотья Смирнова и Аркадий Ипполитов разошлись.

В 1997 году Сергей Мостовщиков позвал Авдотью в журнал «Столица», где она проработала меньше года, поскольку в январе 1998-го его закрыли. После этого Смирнова стала фрилансером и больше никогда не работала в газете или в журнале.

Еще на съемках «Мании Жизели» у Авдотьи Смирновой возникла задумка сделать фильм о последней любви Ивана Бунина, которым всю жизнь увлекался ее отец Андрей Смирнов и на которого он был внешне похож.

По созданному Авдотьей  сценарию «Женское имя» Алексей Учитель снял фильм «Дневник его жены» (2000) с Андреем Смирновым в главной роли. За этот сценарий в 1997 году Смирнова получила приз «The Hartley-Merrill International Screening Competition» - сценарного конкурса, организованного Тедом Хартли совместно с Ассоциацией сценаристов Америки, Робертом Редфордом, Никитой Михалковым и Дэвидом Паттнэмом для поддержки сценаристов стран бывшего Советского Союза. Фильм, вышедший в 2000 году, получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и премию «Ника» за лучший игровой фильм, был номинирован на премию за лучший сценарий.

Смирнова принимала участие в написании сценария вышедшего в 1999 году фильма «8 ½ $» Григория Константинопольского. Фильм был отмечен премией «Золотой овен» за лучший режиссерский дебют.

В 2002 году Авдотья дебютировала на телевидении в качестве соведущей писательницы Татьяны Толстой в программе «Школа злословия». Гостями передачи становились деятели шоу-бизнеса, науки и политики. Уже в 2003 году передача получила премию ТЭФИ как лучшее ток-шоу. Авдотья Смирнова вела ее совместно с Татьяной Толстой в течение 12 лет - вплоть до 2014 года.
В 2003 году по-прежнему в сотрудничестве с Алексеем Учителем по ее сценарию был снят фильм «Прогулка», получивший главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и номинированный на премию «Золотой орел» как лучший фильм года. Смирнова за лучший сценарий была номинирована на премии «Ника» и «Золотой орел».

В 2006 году Авдотья Смирнова дебютировала как режиссер. Сценарий для картины «Связь» она писала изначально для Алексея Учителя, однако тот был занят на другой картине и предложил ей самой снять фильм. За эту ленту Смирнова удостоилась премии кинофестиваля Кинотавр в номинации «Лучший дебют». По словам Дмитрия Быкова, в этом фильме «почти без политики и особых напоминаний о времени действия Смирновой удалось сказать о двухтысячных годах нечто более серьезное и внятное, чем большинству ее коллег».

В 2008 году по своему сценарию Авдотья Смирнова сняла мини-сериал «Отцы и дети», экранизацию одноименного романа Тургенева.

В 2011 вышел ее фильм «Два дня», сценарий для которого она изначально также готовила не для себя, а для режиссера Сергея Урсулюка. Помимо номинации на премию «Золотой орел», фильм был отмечен наградой «Жорж» с формулировкой «За укрепление веры в российское кино».

В 2012 года Авдотья Смирнова стала учредителем фонда «Выход», занимающегося содействием решению проблем аутизма в России.

В июне 2018 года Авдотья Смирнова привезла на кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи свою новую картину «История одного назначения». Действие ленты происходит в конце XIX века, в основе фильма — книга Павла Басинского. Одна из тем фильма — несправедливость российского суда того времени. В прокат картина выйдет в сентябре 2018 года.

 

 
Авдотья Смирнова
Ведяшкин Сергей/АГН "Москва"

Чем знаменита

Большинство россиян знает Авдотью Смирнову как соведущую популярного ток-шоу «Школа злословия», которое выходило на каналах «Культура» и НТВ в течение 12 лет: с 2002 по 2014 годы. Всего был снят 431 выпуск телепередачи, из них в телеэфире было показано  417.

Помимо этого Смирнова известна как сценарист нескольких фильмов, снятых совместно с Алексеем Учителем, а также как режиссер картин «Связь», «Отцы и дети», «Два дня», «Кококо».

 

О чем надо знать

В 1999 году Авдотья Смирнова вместе с Татьяной  Толстой и кинокритиком Александром Тимофеевским попали в штаб Сергея Кириенко во время его  кампании по выборам в мэры Москвы и выдвижения партии «Союз правых сил» (СПС) в Государственную Думу. Работали они в спичрайтинговой группе.

После этого в том же составе сотрудничали с Михаилом Маргеловым, который занимал пост пресс-секретаря избирательного блока «Медведь» («Единство») во время выборов в Госдуму РФ в 1999 году и был главным координатором группы, занимавшейся PR-поддержкой фракции «Единство».

В 2003 году Смирнова, Толстая и Тимофеевский были спичрайтерами у Анатолия Чубайса, с которым познакомились еще в 1999 году во время работы в штабе Кириенко.

В январе 2012 года Авдотья Смирнова вышла замуж за Чубайса. Она стала его третьей женой.

 

Прямая речь

Об отце: «В молодости мне очень мешало то, что за мной отец. Во-первых, как я уже сказала, он меня не пускал в кинематограф, и я пришла в него очень странным способом, начав писать про кино. Так что вначале очень мешало, потом в какой-то момент, видимо, помогало, хотя я этого не осознавала, а сейчас осознаю, что мне это очень помогает. Ведь из-за его же упрямства я не училась во ВГИКе, у меня не было мастера, не было студенческой профессиональной среды, и, в общем-то, эту среду заменил мне отец. Он и его друзья, разговоры, которые велись в доме, рассказы про его друга Илью Авербаха и т.п. Так что опыт его мне очень помогает. Что касается авторитета, имени, репутации, то, конечно, смешно мне в тридцать один год все ходить в дочках. Скоро буду выезжать на каталке, а про меня будут говорить: "Вот дочка режиссера Андрея Смирнова". Но поскольку так уж случилось, что мне теперь — стесняться его, что ли?».

О знакомстве с Анатолием Чубайсом: «В 1999 году я его увидела в первый раз живьем на совещании вместе с Егором Тимуровичем Гайдаром. Потом была избирательная кампания 2003 года. Это было время, когда у нас была политика, было невероятно интересно. Были драйв и кайф, при этом мы работали по 18-19 часов в сутки, иногда больше. <…> С политиками, в частности, с Чубайсом мы общались много, а по окончании той кампании продолжили общаться и дружить. Потом у нас завелась такая практика: мы всей своей троицей — я, Толстая и Тимофеевский — несколько раз в год встречались поболтать. Сейчас я понимаю, что нам троим страшно хотелось политинформации, а Чубайсу страшно хотелось наших культурных докладов. При этом никто не получал того, что хотел. Ну, вернее, мы-то получали, нас было трое и мы его мучили. Это, собственно, был развернутый ответ на ваш вопрос о длительности нашего знакомства. Мы знакомы очень давно».

О российском обществе (интервью ТАСС от 10 июня 2018 года): «Мы как общество не развились до того, чтобы понять: милосердие – это самая главная ценность, заповеданная нам Христом. Мы очень немилосердное общество. Мы общество жестокое, жесткое. Даже я бы сказала ожесточенное, особенно сейчас. Это не потому что "мы русские, в России всегда так". Все цивилизации, все этносы, все страны рано или поздно проходят эту развилку, эту стадию, когда общество научает само себя думать, что милосердие выше справедливости и что жестокость законов надо смягчать. И сердца надо смягчать, и нравы надо смягчать. Мы просто немного пробуксовываем, немножко застряли в этом».

О благотворительности (интервью Светлане Бондарчук, 07.06.2014): «Я считаю, что самое главное, что происходит сейчас в России, - это волонтерское движение. Начиная с московских пожаров, потом Крымск, поисковой отряд "Лиза Алерт", фонд Лизы Глинки, фонды "Вера", "Подари жизнь!", "Линия жизни", "Даунсайд ап", "Обнаженные сердца", фонд Кости Хабенского, фонд Ксюши Алферовой и Егора Бероева. Мы присутствуем при естественном зарождении гражданского общества. Когда люди, граждане, берут на себя обязательства и ответственность, которые никто не спускал сверху. В начале мая я была в Ереване, там Гор Нахапетян устраивал большую встречу для благотворительных фондов. Это было безумно интересно, и мы там все друг друга увидели, хотя все между собой связаны, знакомы хотя бы через одного. Ты знаешь, это может быть сейчас лучшая российская тусовка. Просто замечательные люди. И знаешь, что меня поразило? Есть некий стереотип в отношении людей, занимающихся благотворительностью: все представляют себе либо жуликов, либо невзрачных женщин с печалью в глазах и дрожащими голосами, которые будут рассказывать исключительно унылые истории. На самом деле это шайка хохочущих, веселых, жизнелюбивых женщин, которые полны энергии. Блистательные бабы».

 

8 фактов об Авдотье Смирновой

  • Авдотья является внучкой советского писателя Сергея Смирнова, автора романа «Брестская крепость».
  • У Авдотьи Смирновой есть родная сестра Александра и единокровные сестра Аглая и брат Алексей.
  • В детстве Авдотья, которую близкие называли Дуней, постоянно переживала из-за необычного имени. Сверстникам она часто представлялась как Кристина, Анжела или Джульетта.
  • Романтическая мелодрама Смирновой «Два дня» в прокате провалилась. Но через пару лет после выхода фильма Авдотье позвонили от сенатора Андрея Скоча, которому так понравился фильм, что он решил передать его создателям в подарок миллион долларов. Эти деньги Смирнова распределила между съемочной группой: «У нас в группе две матери-одиночки — Ксения Раппопорт и Анна Пармус, мы купили им по квартире в Питере. Оператор раздал часть долгов, звукорежиссер отремонтировал комнату в коммуналке, артист Муравич, который играет директора музея, построил веранду, досталось даже осветителям. Все мои друзья-киношники долго не могли поверить, что это правда».
  • В разные годы публиковалась в журналах «Афиша», «Сеанс», «Vogue», в газетах «Русский телеграф», «Московские новости» и других. В 2007 году вышел сборник «С мороза», который включает статьи и книжные рецензии, опубликованные в этих газетах и журналах с 1997 по 2003 год.
  • В 2008 году Смирнова была членом жюри шоу «СТС зажигает суперзвезду» на канале СТС.
  • Сын Авдотьи Смирновой и Аркадия Ипполитова Данила является чемпионом мира по пляжному футболу в составе сборной России (вратарь). В 2015 году завершил спортивную карьеру. Окончил Государственный университет кино и телевидения (продюсерская мастерская Сергея Сельянова).
  • Авдотья Смирнова была режиссером клипа группы «Ленинград» на песню «Похороны» (2014). Продюсером выступил ее сын Данила.

 

Материалы об Авдотье Смирновой

Биография Авдотьи Смирновой

Авдотья Смирнова в Энциклопедии отечественного кино.

Андрей и Дуня Смирновы: Отцы и дети. Дочки‒матери

Авдотья Смирнова: Я точно не демшиза

Авдотья Смирнова: То, что я вышла замуж за Чубайса - это чудо

Статья об Авдотье Смирновой в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).