29 июня 1969 года родилась Авдотья Смирнова, телеведущая, сценарист и режиссер.
Личное дело
Авдотья Смирнова (49 лет) родилась в Москве в артистической семье. Отец, Андрей Сергеевич Смирнов, - режиссер, снявший знаменитую картину «Белорусский вокзал». Мать - Наталья Владимировна Рудная – актриса театра и кино.
Дуня, как звали ее в семье, хотела после окончания школы поступить на сценарный факультет ВГИКа, но отец запретил. «Потому что у него были воззрения — когда-то совершенно мне чуждые, ныне мною разделяемые, — что не стоит идти в искусство по стопам родителей, то есть делая не сознательный выбор, а как бы из робости», - рассказывала она позднее. В итоге Смирнова поступила на филологический факультет МГУ, который так и не закончила. Перешла на театроведческий факультет ГИТИСа, но в итоге оставила и его, так и не получив законченного высшего образования.
В студенческие годы Авдотья увлеклась журналистикой. Некоторое время работала книжным обозревателем в журналах «Столица» и «Афиша». Потом - в 1987-1988 годах – была редактором в творческом объединении Сергея Соловьева «Круг» на киностудии «Мосфильм».
Первой картиной, на которой она работала, стала «Асса». «С "Ассы", как мы сейчас понимаем, началась новая эпоха в кинематографе, началась свобода в кино. Поэтому, конечно, эпоха была плодотворной. "Ассу" в свое время тусовка разругала. Я ее недавно пересмотрела — по-моему, отличное кино! Романтическое, полное надежд, взволнованное… — рассказывала Авдотья Смирнова. — Это был момент, когда появился и новый герой, и новый культурный контекст, и новая эстетика. И, самое главное, это был момент, когда отношения с властью начали плавно угасать».
После этого девушка решительно поменяла свою жизнь и, оставив институт, стала арт-менеджером и вокалисткой андеграундной панк-группы «Тупые».
В это время Авдотья часто наведывалась в Петербург, «потому что очень подружилась с Тимуром Новиковым и джентельменами из группы "Новые художники"». Дружила с Олегом Котельниковым, Вадимом Овчинниковым, Иваном Сотниковым и т. д. «Я стала часто ездить в Петербург, потом поняла, что вообще я хочу жить в Петербурге», - рассказывала она.
В 1989 году в 20 лет Авдотья Смирнова вышла замуж за петербургского искусствоведа Аркадия Ипполитова и переехала в Санкт-Петербург. В 1990 году у них родился сын Данила.
После рождения ребенка Смирнова долго сидела без работы, потом стала арт-менеджером культурного общества «А—Я», организовывала выставки современного изобразительного искусства, составляла коллекцию живописи банка «Петровский». Работала на телевидении, делала собственную программу.
Первый фильм по сценарию Авдотьи Смирновой вышел в 1991 году. Начало ее кинематографического пути положило знакомство с режиссером Алексеем Учителем. В соавторстве они написали сценарий к фильму Учителя «Последний герой», посвященному памяти лидера группы «Кино» Виктора Цоя.
В 1993 году была снята еще одна совместная с Алексеем Учителем документальная картина «Баттерфляй» - о театральном режиссере Романе Виктюке.
Сценарий следующего фильма «Красная Жизель» - о балерине Ольге Спесивцевой - задумывался тоже как документальный. Однако записать интервью с балериной не успели, она скончалась в возрасте 96 лет. Тогда Смирнова и Учитель решили снять свой первый игровой фильм «Мания Жизели», который был завершен в 1995 году.
В том же в 1995 году Смирнова пришла работать в ИД «Коммерсант». Это, по ее собственным словам, была «настоящая соковыжималка». Год она проработала директором петербургского корпункта «Коммерсанта», потом ее позвали в Москву на должность выпускающего редактора.
В 1996 году Авдотья Смирнова и Аркадий Ипполитов разошлись.
В 1997 году Сергей Мостовщиков позвал Авдотью в журнал «Столица», где она проработала меньше года, поскольку в январе 1998-го его закрыли. После этого Смирнова стала фрилансером и больше никогда не работала в газете или в журнале.
Еще на съемках «Мании Жизели» у Авдотьи Смирновой возникла задумка сделать фильм о последней любви Ивана Бунина, которым всю жизнь увлекался ее отец Андрей Смирнов и на которого он был внешне похож.
По созданному Авдотьей сценарию «Женское имя» Алексей Учитель снял фильм «Дневник его жены» (2000) с Андреем Смирновым в главной роли. За этот сценарий в 1997 году Смирнова получила приз «The Hartley-Merrill International Screening Competition» - сценарного конкурса, организованного Тедом Хартли совместно с Ассоциацией сценаристов Америки, Робертом Редфордом, Никитой Михалковым и Дэвидом Паттнэмом для поддержки сценаристов стран бывшего Советского Союза. Фильм, вышедший в 2000 году, получил Гран-при кинофестиваля «Кинотавр» и премию «Ника» за лучший игровой фильм, был номинирован на премию за лучший сценарий.
Смирнова принимала участие в написании сценария вышедшего в 1999 году фильма «8 ½ $» Григория Константинопольского. Фильм был отмечен премией «Золотой овен» за лучший режиссерский дебют.
В 2002 году Авдотья дебютировала на телевидении в качестве соведущей писательницы Татьяны Толстой в программе «Школа злословия». Гостями передачи становились деятели шоу-бизнеса, науки и политики. Уже в 2003 году передача получила премию ТЭФИ как лучшее ток-шоу. Авдотья Смирнова вела ее совместно с Татьяной Толстой в течение 12 лет - вплоть до 2014 года.
В 2003 году по-прежнему в сотрудничестве с Алексеем Учителем по ее сценарию был снят фильм «Прогулка», получивший главный приз кинофестиваля «Окно в Европу» в Выборге и номинированный на премию «Золотой орел» как лучший фильм года. Смирнова за лучший сценарий была номинирована на премии «Ника» и «Золотой орел».
В 2006 году Авдотья Смирнова дебютировала как режиссер. Сценарий для картины «Связь» она писала изначально для Алексея Учителя, однако тот был занят на другой картине и предложил ей самой снять фильм. За эту ленту Смирнова удостоилась премии кинофестиваля Кинотавр в номинации «Лучший дебют». По словам Дмитрия Быкова, в этом фильме «почти без политики и особых напоминаний о времени действия Смирновой удалось сказать о двухтысячных годах нечто более серьезное и внятное, чем большинству ее коллег».
В 2008 году по своему сценарию Авдотья Смирнова сняла мини-сериал «Отцы и дети», экранизацию одноименного романа Тургенева.
В 2011 вышел ее фильм «Два дня», сценарий для которого она изначально также готовила не для себя, а для режиссера Сергея Урсулюка. Помимо номинации на премию «Золотой орел», фильм был отмечен наградой «Жорж» с формулировкой «За укрепление веры в российское кино».
В 2012 года Авдотья Смирнова стала учредителем фонда «Выход», занимающегося содействием решению проблем аутизма в России.
В июне 2018 года Авдотья Смирнова привезла на кинофестиваль «Кинотавр» в Сочи свою новую картину «История одного назначения». Действие ленты происходит в конце XIX века, в основе фильма — книга Павла Басинского. Одна из тем фильма — несправедливость российского суда того времени. В прокат картина выйдет в сентябре 2018 года.
Чем знаменита
Большинство россиян знает Авдотью Смирнову как соведущую популярного ток-шоу «Школа злословия», которое выходило на каналах «Культура» и НТВ в течение 12 лет: с 2002 по 2014 годы. Всего был снят 431 выпуск телепередачи, из них в телеэфире было показано 417.
Помимо этого Смирнова известна как сценарист нескольких фильмов, снятых совместно с Алексеем Учителем, а также как режиссер картин «Связь», «Отцы и дети», «Два дня», «Кококо».
О чем надо знать
В 1999 году Авдотья Смирнова вместе с Татьяной Толстой и кинокритиком Александром Тимофеевским попали в штаб Сергея Кириенко во время его кампании по выборам в мэры Москвы и выдвижения партии «Союз правых сил» (СПС) в Государственную Думу. Работали они в спичрайтинговой группе.
После этого в том же составе сотрудничали с Михаилом Маргеловым, который занимал пост пресс-секретаря избирательного блока «Медведь» («Единство») во время выборов в Госдуму РФ в 1999 году и был главным координатором группы, занимавшейся PR-поддержкой фракции «Единство».
В 2003 году Смирнова, Толстая и Тимофеевский были спичрайтерами у Анатолия Чубайса, с которым познакомились еще в 1999 году во время работы в штабе Кириенко.
В январе 2012 года Авдотья Смирнова вышла замуж за Чубайса. Она стала его третьей женой.
Прямая речь
Об отце: «В молодости мне очень мешало то, что за мной отец. Во-первых, как я уже сказала, он меня не пускал в кинематограф, и я пришла в него очень странным способом, начав писать про кино. Так что вначале очень мешало, потом в какой-то момент, видимо, помогало, хотя я этого не осознавала, а сейчас осознаю, что мне это очень помогает. Ведь из-за его же упрямства я не училась во ВГИКе, у меня не было мастера, не было студенческой профессиональной среды, и, в общем-то, эту среду заменил мне отец. Он и его друзья, разговоры, которые велись в доме, рассказы про его друга Илью Авербаха и т.п. Так что опыт его мне очень помогает. Что касается авторитета, имени, репутации, то, конечно, смешно мне в тридцать один год все ходить в дочках. Скоро буду выезжать на каталке, а про меня будут говорить: "Вот дочка режиссера Андрея Смирнова". Но поскольку так уж случилось, что мне теперь — стесняться его, что ли?».
О знакомстве с Анатолием Чубайсом: «В 1999 году я его увидела в первый раз живьем на совещании вместе с Егором Тимуровичем Гайдаром. Потом была избирательная кампания 2003 года. Это было время, когда у нас была политика, было невероятно интересно. Были драйв и кайф, при этом мы работали по 18-19 часов в сутки, иногда больше. <…> С политиками, в частности, с Чубайсом мы общались много, а по окончании той кампании продолжили общаться и дружить. Потом у нас завелась такая практика: мы всей своей троицей — я, Толстая и Тимофеевский — несколько раз в год встречались поболтать. Сейчас я понимаю, что нам троим страшно хотелось политинформации, а Чубайсу страшно хотелось наших культурных докладов. При этом никто не получал того, что хотел. Ну, вернее, мы-то получали, нас было трое и мы его мучили. Это, собственно, был развернутый ответ на ваш вопрос о длительности нашего знакомства. Мы знакомы очень давно».
О российском обществе (интервью ТАСС от 10 июня 2018 года): «Мы как общество не развились до того, чтобы понять: милосердие – это самая главная ценность, заповеданная нам Христом. Мы очень немилосердное общество. Мы общество жестокое, жесткое. Даже я бы сказала ожесточенное, особенно сейчас. Это не потому что "мы русские, в России всегда так". Все цивилизации, все этносы, все страны рано или поздно проходят эту развилку, эту стадию, когда общество научает само себя думать, что милосердие выше справедливости и что жестокость законов надо смягчать. И сердца надо смягчать, и нравы надо смягчать. Мы просто немного пробуксовываем, немножко застряли в этом».
О благотворительности (интервью Светлане Бондарчук, 07.06.2014): «Я считаю, что самое главное, что происходит сейчас в России, - это волонтерское движение. Начиная с московских пожаров, потом Крымск, поисковой отряд "Лиза Алерт", фонд Лизы Глинки, фонды "Вера", "Подари жизнь!", "Линия жизни", "Даунсайд ап", "Обнаженные сердца", фонд Кости Хабенского, фонд Ксюши Алферовой и Егора Бероева. Мы присутствуем при естественном зарождении гражданского общества. Когда люди, граждане, берут на себя обязательства и ответственность, которые никто не спускал сверху. В начале мая я была в Ереване, там Гор Нахапетян устраивал большую встречу для благотворительных фондов. Это было безумно интересно, и мы там все друг друга увидели, хотя все между собой связаны, знакомы хотя бы через одного. Ты знаешь, это может быть сейчас лучшая российская тусовка. Просто замечательные люди. И знаешь, что меня поразило? Есть некий стереотип в отношении людей, занимающихся благотворительностью: все представляют себе либо жуликов, либо невзрачных женщин с печалью в глазах и дрожащими голосами, которые будут рассказывать исключительно унылые истории. На самом деле это шайка хохочущих, веселых, жизнелюбивых женщин, которые полны энергии. Блистательные бабы».
8 фактов об Авдотье Смирновой
Материалы об Авдотье Смирновой
Авдотья Смирнова в Энциклопедии отечественного кино.
Андрей и Дуня Смирновы: Отцы и дети. Дочки‒матери
Авдотья Смирнова: Я точно не демшиза
Авдотья Смирнова: То, что я вышла замуж за Чубайса - это чудо