будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 16, 2025
Человек дня

Мемория. Борис Кустодиев

Мемория. Борис Кустодиев
kustodiev600-450
Борис Кустодиев. автопортрет. Источник: wikiart.org

7 марта 1878 года родился художник Борис Кустодиев 

Личное дело

Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) родился в Астрахани в семье преподавателя семинарии. Отец имел звание профессора философии и истории литературы, а будущим священникам преподавал логику. Учился Борис в церковноприходской школе, потом в гимназии. Живописью стал заниматься сравнительно поздно — в 15 лет. Частные уроки брал у Павла Власова, выпускника Петербургской Академии художеств. В это же учебное заведение поступил и сам в 1896 году. Со второго курса учился у Ильи Репина.

Известность к молодому портретисту пришла еще до окончания курса — он участвовал в международных выставках в Петербурге и Мюнхене. В конкурсной работе Кустодиев обратился к жанровой живописи — результатом стало полотно «На базаре», за которое в 1903 году Кустодиев получил золотую медаль.

Кроме того, ему было дано право на годичную поездку по России и за границу. В декабре 1903 года вместе с женой и сыном Кустодиев посетил Францию, Германию, Италию и  Испанию. Вернувшись в Россию, работал в Костромской губернии над сериями картин «Ярмарки» и «Деревенские праздники».

 
         Борис Кустодиев, автопортрет

В 1904 году стал членом-учредителем «Нового общества художников». Живо откликнулся на революцию 1905 года: в 1905—1907 годах работал карикатуристом в сатирическом журнале «Жупел», после его закрытия — в журналах «Адская почта» и «Искры». Перу Кустодиева принадлежит ряд острых карикатур на крупных царских сановников.

В 1907 году вступил в Союз русских художников, в 1909 — в Академию художеств. Тогда же Кустодиеву было предложено заменить Серова на посту преподавателя портретно-жанрового класса Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Однако художник не хотел переезжать в Москву из столицы, а кроме того опасался, что эта деятельность отнимет много времени от личной работы. Поэтому предложение он отклонил.

В это же время у Кустодиева появились первые признаки опухоли спинного мозга. Художник перенес несколько операций, которые принесли только временное облегчение. Последние 15 лет жизни был прикован к инвалидному креслу.

Кустодиев принял Октябрьскую революцию и активно сотрудничал с новой властью. Так, он участвовал в оформлении Петрограда к первой годовщине Октябрьской революции. Революционная тематика заняла заметное место в его творчестве («Большевик», «Праздник в честь 2-го конгресса Коминтерна на площади Урицкого»). А в 1923 году он вступил в Ассоциацию художников революционной России.  

Кустодиев скончался в Ленинграде 26 мая 1927 года от воспаления легких; похоронен в Александро-Невской лавре. 

Чем знаменит

Борис Кустодиев необычайно быстро прославился как портретист. Как отмечают исследователи, ему принадлежит создание нового жанра — портрета-картины, в котором модель связана воедино с окружающим ее пейзажем или интерьером. Художнику удавалось одновременно отобразить и обобщенный образ человека, и его яркую индивидуальность; самые яркие примеры — «Автопортрет» 1912 года и портрет Федора Шаляпина 1922-го. 

О чем надо знать

Интересы Кустодиева не ограничились портретом. Более того: едва ли не самые известные его произведения «Купчиха за чаем» и «Русская Венера» — канонические образцы жанровой живописи. В зрелый период творчества Кустодиев изучал русскую парсуну XVI—XVIII веков, лубочную живопись, вывески провинциальных лавочек и трактиров, народные промыслы. Все это нашло отражение в творчестве: работы носят явный отпечаток иронической стилизации, местами художник оказывается близок к примитивизму.

Эта особенность стиля Кустодиева проявилась и в театральных декорациях. Наиболее известными стали спектакли, поставленные уже после революции — опера «Царская невеста» и «Блоха» Евгения Замятина (по «Левше» Николая Лескова).  

Помимо живописи, Кустодиев активно занимался книжной графикой, в том числе в технике литографии и гравюры на линолеуме. Ему принадлежат иллюстрации к «Мертвым душам», «Коляске» и «Шинели» Гоголя, лермонтовской «Песне про купца Калашникова», произведениям Толстого, Лескова и Некрасова. 

Прямая речь

Борис Кустодиев о своем творчестве: «Не знаю, удалось ли мне сделать и выразить в моих вещах то, что я хотел, любовь к жизни, радость и бодрость, любовь к своему русскому — это было всегда единственным "сюжетом" моих картин».

Александр Бенуа о живописи Бориса Кустодиева: «Настоящий Кустодиев — это русская ярмарка, пестрядина, "глазастые" ситцы, варварская "драка красок", русский посад и русское село, с их гармониками, пряниками, расфуфыренными девками и лихими парнями… Я утверждаю, что это его настоящая сфера, его настоящая радость… Когда же он пишет модных дам и почтенных граждан, это совсем другое — скучноватый, вялый, часто даже безвкусный. И мне кажется, не в сюжете дело, а в подходе к нему».

Илья Репин о Борисе Кустодиеве: «На Кустодиева я возлагаю большие надежды. Он художник даровитый, любящий искусство, вдумчивый, серьезный; внимательно изучающий природу».

Режиссер «Блохи» Алексей Дикий о декорациях Кустодиева: «Это было так ярко, так точно, что моя роль в качестве режиссера, принимающего эскизы, свелась к нулю — мне нечего было исправлять или отвергать. Как будто он, Кустодиев, побывал в моем сердце, подслушал мои мысли, одними со мной глазами читал лесковский рассказ, одинаково видел его в сценической форме. Никогда у меня не было такого полного, такого вдохновляющего единомыслия с художником, как при работе над спектаклем "Блоха". Я познал весь смысл этого содружества, когда на сцене стали балаганные, яркие декорации Кустодиева, появились сделанные по его эскизам бутафория и реквизит. Художник повел за собою весь спектакль, взял как бы первую партию в оркестре, послушно и чутко зазвучавшем в унисон». 

6 фактов о Борисе Кустодиеве

  • Учась у Репина, Кустодиев участвовал в работе над его картиной «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года»
  • Из-за болезни в последние годы Кустодиев работал лежа
  • Даже в инвалидном кресле Кустодиев посещал театры, а также совершал дальние поездки по стране
  • Кустодиеву принадлежат несколько портретов Ленина, предназначенных для массового тиражирования, и иллюстрации к нескольким книгам о нем: «Детям о Ленине», «Ленин и юные ленинцы», «Один день с Лениным»
  • В Астрахани стоит памятник художнику и расположен его дом-музей
  • Именем Кустодиева названа улица в Выборгском районе Санкт-Петербурга 

Материалы о Борисе Кустодиеве

Биография Бориса Кустодиева на сайте «Хронос»

Сайт о жизни и творчестве Бориса Кустодиева

Русские художники. Борис Кустодиев

Статья о Борисе Кустодиеве в Википедии

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).