29 декабря 1935 года родился Евгений Рейн, российский поэт и прозаик
Личное дело
Евгений Борисович Рейн (80 лет) родился в семье архитектора-харьковчанина Бориса Григорьевича Рейна и преподавательницы немецкого языка и литературы Марии Айзиковны Исааковны Зисканд, родом из Екатеринослава. Отец будущего поэта погиб на фронте под Нарвой в 1944 году.
В 1943 году Евгений с матерью возвратились из эвакуации в Москву, где жили родственники отца. Затем переехали в Ленинград. Здесь Рейн окончил в 1959 году знаменитый Технологический институт им. Ленсовета, в 1964-м – Высшие сценарные курсы. Работал в геологических партиях на Дальнем Востоке, на ленинградских заводах.
Образование сценариста дало Рейну дорогу «в телевизор» – ему принадлежит авторство более 20 документальных фильмов, самый известный из которых – «Чукоккала».
В 1960-е годы входил в круг поэтов, «приближенных» к Анне Ахматовой («ахматовские сироты» – Евгений Рейн, Иосиф Бродский, Дмитрий Бобышев, Анатолий Найман).
В 1971 году Рейн переезжает в Москву. Стихи его не печатаются, а распространяются в самиздате.
Первая книга Рейна «Против часовой стрелки» увидела свет в мичиганском издательстве «Энн Арбор» в том же 1979-м. Сборник «Имена мостов» увидел свет в СССР только в 1984 году с сильным цензурным вмешательством. Кроме того, Рейн переводил стихи поэтов народов СССР, английскую, индийскую и арабскую поэзию.
В 1987 году поэта приняли в Союз писателей СССР. С началом перестройки поэт стал активно печататься – в его активе не только поэзия, но и эссеистика, и книга мемуаров «Мне скучно без Довлатова».
Сейчас преподает на кафедре литературного творчества в Литературном институте имени А.М. Горького, там же ведет поэтический семинар. В 2004 году принял участие в Международных поэтических чтениях «Куала-Лумпур-2004» в Малайзии.
Чем знаменит
Близкий друг Бродского, волей биографических обстоятельств Рейн всегда оставался в его тени. При этом сам нобелевский лауреат называл его «самым значительным поэтом нашего поколения». Его стихи ценила Анна Ахматова, давшая ему, как и Бродскому, «путевку в жизнь», Борис Пастернак, Борис Слуцкий, Леонид Мартынов, Павел Антокольский, Арсений Тарковский и другие поэты старшего поколения. Критики отмечают «вещность» поэзии Рейна (по подсчетам Бродского, до 80% текста составляют существительные) и оригинальность ритмики с часто меняющимся размером.
О чем надо знать
В 1979-м Рейн принял участие в создании знаменитого неподцензурного альманаха «Метро́поль» – в нем он взял на себя составление поэтического раздела. Как и другие участники альманаха (в числе которых были Андрей Вознесенский, Владимир Высоцкий и многие другие знаменитые литераторы), подвергся преследованию, был лишен возможности работать, занимался документальным кино, лишь в 1982 году смог вернуться к литературной деятельности, главным образом переводческой.
Прямая речь
«Мост лейтенанта Шмидта»:
…И желтое небо заката
Тревожно, и так же почти
Неясным волненьем объята
Душа на обратном пути.
Но ведь неспроста, не впустую
Я с этим живу и умру;
Какую-то тайну простую
Я чувствую здесь на ветру.
Мелькают трамвайные числа
У площади на вираже.
Не знаю названья и смысла,
Но что-то понятно уже.
«Сорок пятый»:
Но, главное, но главное, но главное —
я был красноармейцами прикрыт.
И вот стою, на мне пальтишко справное,
уже полгода я одет и сыт.
Стою я в переулке Колокольниковом,
смотался я с уроков и смеюсь,
и говорю с румяным подполковником,
и он мне дарит пряжку «Gott mit uns».
«Утренний кофе на батумском морском вокзале»:
Минувшее, как ангел из-за тучи,
Нам знаки непонятные дарит,
Жалеет нас, а может, правде учит,
А может просто что-то говорит.
Но недоступно это, непонятно;
И, спотыкаясь, сетуя, спеша,
Не стоит поворачивать обратно —
Бесповоротно надо жить, душа.
* * *
Под северным небом яснее всего,
Что нету совсем ничего. Ничего.
Иосиф Бродский о Евгении Рейне: «Овидием он уже был, Катуллом – тоже. Трагический удел им – на бумаге и во плоти – надо надеяться, исчерпан. Что до Горация, то после Ахматовой на эти лавры претендовать у нас некому и нельзя. Но на новые вергилиевы эклоги или элегии Проперция сил у Рейна хватить может и должно. Человек, живущий в империи, тем более – в разваливающейся, не много потеряет, отождествив себя с теми, кто, в сходных обстоятельствах, две тысячи лет назад, не позволил себе впасть в зависимость от творящегося вокруг, и чья речь была тверда. Последнего, впрочем, Рейну, чей голос зазвучал и не пресекся в эпоху имперского окостенения, не занимать».
Александр Кушнер о Евгении Рейне: «Музыка, выводящая стихи в люди, — одно из главных достоинств этой поэзии. Несколько примитивная, общедоступная, даже навязчивая, — ну что ж! Кто сказал, что она должна быть обязательно строгой и скрытной, сдержанной и приструненной? И разве Блок не записывал в записные книжки слова романсов, как гимназист? У Рейна, как у Блока, эта музыка выходит в стихах на поверхность».
Михаил Дудин о Евгении Рейне:
«Поэту, русскому еврею,
Большой в Америке почет.
И Бродский бродит по Бродвею,
И Рейн – в Америку течет».
Вольфганг Казак о Евгении Рейне: «Его стихи определяет наглядность описания, они намеренно просты и четки».
5 фактов о Евгении Рейне
Материалы о Евгении Рейне
Евгений Рейн. Персональный сайт