будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 19, 2025
Человек дня

Мемория. Федор Хитрук

Мемория. Федор Хитрук
hitruk1
Федор Савельевич Хитрук

1 мая 1917 года родился Федор Хитрук, мультипликатор, создатель «Винни-Пуха».

 

Личное дело

Федор Савельевич Хитрук (1917—2012) родился в Твери. Его отец Савелий Хитрук был участником революционных событий 1905 года, во время становления советской власти служил комиссаром по продовольствию, в 1931 году от «Станкоэкспорта» был откомандирован в Германию.

В 1931—1934 годах семья жила в Штутгарте, где Федор обучался в художественно-ремесленном училище. После возвращения в Москву учился в Художественном техникуме, в 1938 году окончил Институт повышения квалификации художников-графиков.

Увидев диснеевские мультфильмы на первом Московском международном кинофестивале, проходившем в 1935 году, полюбил анимацию. В 1937 году после нескольких попыток был принят на должность аниматора-стажера в студию «Союзмультфильм».

В 1941 году был мобилизован в Красную армию. После окончания курсов военных переводчиков работал в штабе 3-го Украинского фронта, затем командовал взводом радиоперехвата 17-й воздушной армии. После войны еще на два года остался военным переводчиком в Берлине.

В 1948—1983 годах был мультипликатором и режиссером на «Союзмультфильме». Дебютной режиссерской работой Хитрука стала «История одного преступления» (1962) — сатирическая комедия о шумных соседях. В 1960-х написал сценарии и режиссировал мультфильмы «Топтыжка» (1964), «Каникулы Бонифация» (1965), «Фильм, фильм, фильм» (1968) и другие, получившие призы на различных международных фестивалях. В 1956—1981 годах параллельно с основной работой преподавал на курсах художников-мультипликаторов при «Союзмультфильме».

В 1969—1972 годах создал трилогию о Винни-Пухе. В 1980-х годах был художественным руководителем студии «Мульттелефильм». В 1980—1988 годах также был вице-президентом Международной ассоциации анимационного кино (ASIFA). С 1995 года занимал пост почетного президента международного фестиваля анимации «Золотая рыбка».

В 1993 году вместе с режиссерами-аниматорами Эдуардом Назаровым, Юрием Норштейном и Андреем Хржановским основал студию «ШАР», которая занялась производством мультфильмов, а также подготовкой режиссеров и художников-мультипликаторов.

В 1980—2003 годах преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров, инициировал создание отделения по подготовке режиссеров мультипликации на этих курсах.

Хитрук был дважды женат. Его первая супруга Мария Мотрук была его постоянным соавтором — работала художником-аниматором и ассистентом на фильмах мужа.

Вторым браком был женат на Галине Хитрук. Сын режиссера от первого брака Андрей Хитрук (1944) — преподаватель фортепиано в Колледже имени Гнесиных, автор книги «11 взглядов на фортепианное искусство».

Федор Хитрук скончался 3 декабря 2012 года в Москве в возрасте 95 лет.

 

Чем знаменит

 
Федор Хитрук

В качестве аниматора создал около двухсот персонажей в 102 фильмах, среди которых Оле Лукойе, Снежная Королева и Красная Шапочка.

В 1976 году за создание мультфильмов о Винни-Пухе, а также лент «Фильм, фильм, фильм», «Дарю тебе звезду» и «Остров» Хитрук был удостоен Государственной премии СССР. В 1982 году во второй раз стал лауреатом этой премии за работу над фильмом «О спорт, ты — мир!».

В 1971 году получил Национальную премию ГДР за фильм «Юноша Фридрих Энгельс». Кроме того «История одного преступления» завоевала приз «Золотые ворота» международного кинофестиваля в Сан-Франциско, а «Топтыжка» получил «Бронзового льва Святого Марка» На Венецианском кинофестивале 1964 года.

В 1974 году «Остров» был удостоен «Золотой пальмовой ветви» Каннского фестиваля в номинации короткометражный фильм.

 

О чем надо знать

Во время посещения студии Walt Disney Хитрук познакомился с Вольфгангом Райтерманном — режиссером американской экранизации сказки Алана Милна о Винни-Пухе. С его экранизацией Хитрук познакомился уже после съемок собственной истории. Райтерманн признался, что русский Винни-Пух нравится ему больше, чем собственный. «Мы приехали в Америку на студию "Дисней" показать тогдашнему ее главному режиссеру Вулли Райтерману наши картины… Так вот, мы показали невероятное количество фильмов, сидели, курили кубинские сигары, обсуждали. И тут Райтерман вдруг признается: "Знаешь, а ведь твой "Винни-Пух" нравится мне гораздо больше, чем собственный". С одной стороны, неловко хвастаться, но с другой — такой похвалой я до сих пор горжусь», — вспоминал Хитрук.

Последняя работа режиссера — картина-притча «Лев и бык» — была снята в 1983 году. После смерти супруги и соавтора Марии Мотрук (1916—1984) мультфильмов он больше не снимал.

 

Прямая речь:

О философии Вини-Пуха: «Вини-Пуха я рассматривал, как философа, придерживающегося формальной логики. Например. Это "жжж" неспроста. Само дерево жужжать не может. Первый тезис. Зачем тебе жужжать, если ты не пчела? Второй тезис. А зачем на свете пчелы? Для того, чтобы делать мед. Так, ступенька за ступенькой, он приходил к истине. А зачем на свете мед? Чтобы я его ел».

О том, почему «Винни-Пух» не попал на международные фестивали: «Его бы арестовали, потому что мы, конечно же, не купили лицензию. Мы наплевали на авторские права. Мы по наивности своей детской вообще не знали, что такое авторское право».

О войне и мультипликации (по материалам «Российской Газеты»): «Ну да, я ветеран Великой Отечественной войны, снял "Каникулы Бонифация". Это очень понятно. После войны, этой мясорубки, люди хотели простой, веселой истории».

О свободе самовыражения в СССР: «Нам, аниматорам, легче изобразить человеческие чувства и человеческие отношения через опосредованный образ. Поэтому и главные герои в основном животные. Лобовой подход лишил бы нас самого главного — самостоятельности языка. Главный редактор Госкино все пальчиком грозил: "Имейте в виду, вы разговариваете на эзоповым языке, но мы вас все равно раскусим"».

О становлении советской анимации: «Ничто не происходит без целенаправленной работы. Для "Союзмультфильма" отбирали лучшие кадры, о художниках заботились. Создали сносные условия, чтобы потом успешно продавать мультфильмы. Ну и потом нас не особенно трогала цензура. Скажем, просили изменить слишком пессимистичный финал, но это так, по мелочи. В целом мракобесия не было, мы были относительно свободны. И мы постоянно учились — западные мультфильмы смотрели в промышленных количествах».

 

4 факта о Федоре Хитруке:

  • Первым впечатлением Хитрука на «Союзмультфильме» было разочарование: «Все было совсем не так, как я ожидал. Я-то думал, что на студии окажусь в царстве софитов и юпитеров, что тут будут бродить богемные женщины и серьезные мужчины в очках и разноцветных свитерах. А обстановка на студии была больше похожа на ту, что царит в обычной конторе. Наша 41-я комната напоминала канцелярию. Это потом я понял, что на всех анимационных студиях все примерно одинаково, но тогда разочарован был ужасно».
  • Благодаря режиссеру в телепрограмме появился специальный раздел: «Мультфильмы для взрослых». Первым в серии взрослых анимационных историй стала «История одного преступления».
  • Самая автобиографичная работа Хитрука — «Фильм, фильм, фильм», посвященная всем невзгодам, которые перенес автор, связавшись с кино. «Я не знал, чем кончится фильм. Кошмары снились», — вспоминал он.
  • По словам Ии Саввиной, когда она создавала образ Пятачка, то немного пародировала Беллу Ахмадуллину в ее роли в фильме «Живет такой парень».

 

Материалы о Федоре Хитруке:

Статья о Федоре Хитруке в Википедии

Биографическая справка РИА Новости

Справка о мультипликаторе на РБК

Интервью Хитрука «Комсомольской правде»

Интервью Хитрука «Газете»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).