7 августа 1859 года родился Федор Шехтель, выдающийся архитектор, «отец» русского модерна
Личное дело
Федор Осипович Шехтель (1859-1926) родился в Санкт-Петербурге. При рождении он получил имя Франц Альберт, а Федором Осиповичем стал лишь в 1915 году, приняв православие. Его предками были немцы, переселившиеся в Россию в XVIII веке. В 1866 году Шехтели переехали в Саратов. После смерти отца и дяди когда-то преуспевавшая купеческая семья разорилась. Шехтель учился в Саратовской мужской гимназии, наибольшие успехи показывая в чистописании, рисовании и черчении. В 1873 году поступил в четырехклассное училище при Тираспольской римско-католической гимназии и закончил его в 1875 году. В этот же год они с матерью перебрались в Москву.
После переезда в Москву Шехтель работал в мастерской архитектора Александра Каминского, с которым, в частности, подготовил конкурсный проект здания Исторического музея. В 1875 году поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, но через три года был отчислен за плохую посещаемость. Работал иллюстратором в журналах, рисовал театральные афиши, позднее был театральным художником.
С 1880-х годов начал работать как архитектор. Строил частные дома, загородные усадьбы, позднее и общественные здания, храмы. В 1893 году судьба улыбнулась Шехтелю: его, «бездипломника», пригласил построить дом Савва Морозов. Особняк З. Г. Морозовой архитектор выполнил в стиле «английской готики», при этом отошёл от распространённой в то время фронтально-фасадной композиции городских построек, поставив здание посреди участка с отступом от красной линии улицы и придал одинаковую художественную выразительность не только главному, но и всем остальным фасадам. К работе над этим проектом Шехтель первым из архитекторов привлек к оформлению интерьеров начинающего художника Михаила Врубеля.
В 1895 году Федор Шехтель был принят в Московское архитектурное общество, в 1898 году стал преподавать в Строгановском училище.
После постройки особняка Морозовой Шехтель становится популярным и востребованным архитектором и получает официальное право самостоятельной работы. После этого он строит еще несколько особняков в стиле английской готики.
Однако, хотя именно «готические» особняки принесли Шехтелю известность и вызвали появление большого количества последователей и подражателей, в 1990-м году в его творчестве происходит резкий перелом от готики к модерну. Построенный им в этом стиле особняк купца Рябушинского на Малой Никитской стал символом московского модерна и визитной карточкой самого Шехтеля.
На Всемирной выставке в Париже 1900 года Шехтель был награжден серебряной медалью. Построил ряд российских павильонов в неорусском стиле на международной выставке в Глазго (1901). Вскоре после этого получил звание академика архитектуры. В 1902 году занимался перестройкой здания МХАТа в Камергерском переулке. Архитектором были выполнены проект фасада с надписью нового названия театра «МХАТ», серия эскизов для обновления его эмблемы, дизайна билетов и афиш и даже униформы служащих. В память о Чехове Шехтель в 1910 году создал проекты библиотеки и музея писателя в Таганроге.
С 1901 года Шехтель являлся членом, а с 1906 по 1922 годы - бессменным председателем Московского архитектурного общества (МАО). Был почетным членом Общества британских архитекторов, архитектурных обществ Рима, Вены, Глазго, Мюнхена, Берлина, Парижа.
После революции Шехтель практически остался без работы и средств к существованию. Ему пришлось продать свой особняк на Большой Садовой, чтобы как-то содержать семью. Зарабатывал чтением лекций, в 1918 году получил должность профессора во ВХУТЕМАСе. Однако в качестве архитектора оказался не востребован. Несмотря на то, что Шехтель подготовил целый ряд архитектурных проектов, построен из них был только один - павильон Туркестана на Первой Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке (1923). Шехтель работал в художественно-производственной комиссии Научно-технического отдела Высшего Совета народного хозяйства, архитектурно–техническом совете Главного комитета государственных сооружений. В 1925 году из-за болезни вынужден был оставить работу. Последние годы жил в крайней нужде. Благодаря Луначарскому, архитектор получал пенсию в 75 рублей, которой, однако, не хватало на содержание семьи, так что ему пришлось распродавать предметы искусства из своей коллекции. «Я строил всем Морозовым, Рябушинским, фон Дервизам и остался нищим», - писал Шехтель Ивану Сытину.
Умер Федор Шехтель в Москве 7 июля 1926 года. Похоронен в Москве на Ваганьковском кладбище.
Чем знаменит
Один из крупнейших российских зодчих рубежа XIX—XX столетий. Признанный лидер русского модерна - последнего архитектурного стиля дореволюционной Москвы, во многом определившего ее облик.
Шехтель создал более 200 архитектурных проектов, более 80 построенных им зданий сохранились. Среди самых известных проектов Федора Шехтеля - особняк Морозовой на Спиридоновке (1893), здание Ярославского вокзала (1902), особняк Рябушинского на Малой Никитской (1900), собственный особняк в Ермолаевском переулке (1896), особняк Дерожинской в Кропоткинском переулке (1901), дом Московского общества страхования от огня и гостиница «Боярский двор» на Старой площади (1901), здание Художественного театра (1902), банк Рябушинских на Биржевой площади (1903–1904), типография «Утро России» в Большом Путинковском переулке (1907), кинотеатр «Художественный» на Арбатской площади (1912).
О чем надо знать
Гораздо менее известно творчество Федора Шехтеля в качестве театрального и книжного художника. Он долгое время сотрудничал с театральным антрепренером Михаилом Лентовским, оформляя спектакли, создавая костюмы, проектируя театральные здания и макеты декораций к массовым гуляниям. Среди театральных работ Шехтеля есть и декорации к постановке в Большом театре «Волшебной флейты» Моцарта. Большой успех принесли Шехтелю костюмы для аллегорического шествия «Весна-Красна», проведенного Лентовским в рамках празднования коронации Александра III в 1883 году. Эскизы к шествию были изданы в виде отдельного альбома, оформленного самим Шехтелем.
Среди работ Шехтеля-иллюстратора – обложки книг «Записки охотника» Тургенева и «Пестрые рассказы» Чехова.
Прямая речь
«Едва ли есть сказка более волшебная, чем сказка о трех сестрах: Архитектуре, Живописи и Скульптуре. С тех пор как существует наш мир, мы не перестаем зачаровываться этой постоянной сказкой, в которой в неменьшей степени участвуют музыка, поэзия и остальные музы. К жизни нас приковывают лишь стимулы труда, любви и искусства (в них весь смысл жизни), без них мы бы не знали, зачем нас создал творец, и благодаря лишь им мы находим в себе силу переносить все горести и лишения нашего существования (в противном случае наша жизнь была бы бессмысленной). По праву архитектуру считают старшей из этих волшебниц-сестер: когда народились живопись и скульптура — архитектура уже существовала» - Ф. О. Шехтель (из лекции, прочитанной 15 апреля 1919 г. в архитектурном отделе Первых свободных государственных художественных мастерских)
«Можно без преувеличения сказать, что в лице Шехтеля русский модернизм нашёл едва ли не единственного яркого и действительно одарённого зодчего. <…> Влияние Щехтеля на русскую архитектуру было бесспорно значительным и отход современного строительства от идей и форм "модерна" не обесценил того большого вклада, который внес в нашу строительную культуру этот крупный зодчий, отличавшийся неизменно смелой самостоятельностью своих исканий и замыслов» - Д. Е. Аркин
«Я гулял по улицам Москвы, еще сохранявшей следы гражданской войны... и с огромным любопытством обнаруживал здания в стиле модерн, причем их было гораздо больше, чем в Париже... На старой Никитской, которая тогда уже называлась улицей Герцена, по-прежнему можно видеть особняк Рябушинского, построенный Шехтелем в 1900 году, с его решетками, балконами, с его идущим по верху мозаичным цветочным фризом, принадлежащим Врубелю. Тому же зодчему принадлежит монументальное здание Ярославского вокзала, в котором... ясно обнаруживаются русские национальные истоки... Лишь значительно позже мне удалось увидеть интерьеры зданий модерна, и я нашел там удивительные камины, металлическое литье, лестничные перила, люстры, перед которыми бледнели изделия западных мастеров» - Луи Арагон
9 фактов о Федоре Шехтеле
Статья о Федоре Шехтеле в Википедии
Список проектов и построек Ф. О. Шехтеля
Библиография работ о Ф. О. Шехтеле
Кириченко Е. И. и др. Архитектурное наследие Федора Шехтеля в Москве
Особняк Морозовой на Спиридоновке
Группа в социальной сети «Вконтакте», посвященная Ф. О. Шехтелю