7 сентября 1894 года родилась Елена Дьяконова (Гала), жена и муза Сальвадора Дали.
Личное дело
Елена Дмитриевна Дьяконова (Гала, 1894—1982) родилась в Казани в 1894 году. Ее отец - скромный чиновник Иван Дьяконов, скончался в 1905 году. Мать, Антонина Деулина, вторично вышла замуж за адвоката Димитрия Ильича Гомберга, которого Елена впоследствии называла своим отцом и взяла себе отчество по его имени. После 1905 года семья переехала в Москву. В столице Елена училась в женской гимназии М. Г. Брюхоненко. Там же обучались и сестры Цветаевы Анастасия и Марина.
В 1912 году была отправлена в Швейцарию, в санаторий Клавадель для лечения от туберкулеза. Там познакомилась с французским поэтом Эженом Гренделем, который позже взял себе псевдоним Поль Элюар, которого его отец, богатый торговец, отправил в тот же санаторий. Именно Элюар прозвал ее Gala — с ударением на последнем слоге. У них завязался страстный роман, однако отец Элюара был категорически против связи сына с девушкой из России. Елена вернулась на родину, однако их роман не прервался, а продолжился в письмах. Переписка продолжалась вплоть до 1916 года, когда Елена Дьяконова отправилась в Париж. В феврале 1917 года состоялась свадьба Гала и Элюара. Через год у них родилась дочь Сесиль. Гала быстро познакомилась с парижским бомондом и завела полезные связи в литературных и издательских кругах.
В 1921 году Элюар и Гала посетили в Кельне (Германия) художника Макса Эрнста, который был значимой фигурой в мировом авангарде XX века. С Элюаром у Эрнста завязалась крепкая дружба, а Гала ему позировала. Позже она стала его любовницей, оставаясь женой Элюара. В следующем году художник переехал в дом Элюара в Валь-д’Уазе (Франция). Любовный треугольник нисколько не скрывался и продержался несколько лет – вплоть до 1924 года.
В августе 1929 года Элюар с женой приехали в Испанию, в рыбацкую деревню Кадакес в гости к молодому испанскому художнику Сальвадору Дали (ему было 25 лет). Гала, которой к тому моменту было почти 36 лет, и 25-летний художник воспылали внезапной страстью друг к другу. В результате Поль Элюар вернулся домой уже без жены.
Гала и Дали официально зарегистрировали свой брак в 1932 году. Гала стала не только женой и музой художника, но и взяла в свои руки его финансовые дела и смогла заставить его творчество приносить доход.
В 1934 году чета Дали отправилась в США, где художника ждал сенсационный успех — страну охватила «сюрреалистическая лихорадка». В честь Дали устраивались сюрреалистические балы с маскарадами, на которых гости появлялись в костюмах, словно вдохновленных фантазией художника, — экстравагантных, провоцирующих, забавных. Вторая поездка в США в 1939 году еще более укрепила первоначальный успех. В Америке супруги прожили все военные и первые послевоенные годы. Дали с помощью Гала устраивает в Америке выставки, выступает с лекциями, пишет портреты богатых американцев, иллюстрирует книги, сочиняет сценарии, либретто и костюмы для балетных и оперных постановок, оформляет витрины роскошных магазинов на Пятой авеню в Нью-Йорке и павильонов международных ярмарок, сотрудничает с Альфредом Хичкоком и Уолтом Диснеем, пробует свои силы в фотографии и устраивает сюрреалистические балы. Когда в конце 40-х годов супруги с триумфом вернулись в Европу, у них уже была и слава, и деньги.
В браке Гала вела достаточно свободный образ жизни, имела любовников, утверждая, что «Сальвадору все равно, у каждого из нас своя жизнь». Когда интервью брали у Дали, он заявлял: «Я разрешаю Гала иметь столько любовников, сколько ей хочется. Я даже поощряю ее, потому что меня это возбуждает».
К концу жизни Гала несколько отдалилась от Дали. В 1968 году, когда ей было уже 74 года, художник купил для жены средневековый замок Пуболь. Там она провела последние годы жизни и была похоронена.
Чем знаменита
Гала была единственной женской моделью и главным сюжетом вдохновения Сальвадора Дали, который называл ее своей музой, не прекращал ее восхвалять и представлять как живой миф и современную икону. Она присутствует на его картинах и в аллегории сна, и в образах Богоматери или Елены Прекрасной. Градива, Галатея, мой талисман — такие прозвища давал живописец своей музе. Со своей стороны, Гала стала для него не только женой, но и матерью, арт-менеджером и лучшим другом. Не случайно с середины 30-х годов ХХ века свои полотна великий художник подписывал «Гала-Сальвадор Дали».
По воспоминаниям современников, Гала не была красива, но у нее была особая притягательность, которая отличает «роковую женщину», и безукоризненный стиль.
О чем надо знать
Пресса нередко представляла Гала воплощением зла. Ее упрекали в том, что она жестока, алчна и аморальна, а также в том, что она держала Дали под постоянным финансовым и творческим прессом. Однако многие признают, что без постоянного напора со стороны Гала слабовольный и плохо организованный Сальвадор Дали, возможно, так и не состоялся бы как фигура мирового масштаба, и что именно Гала сделала из нищего художника самого богатого и известного человека страны.
Гала искала ему богатых спонсоров, организовывала выставки, продавала его картины. Она была нянькой, секретарем, пресс-атташе и менеджером художника. «Никогда мы не сдавались перед неудачами, — отмечал Дали. — Мы выкручивались благодаря стратегической ловкости Гала. Мы никуда не ходили. Гала сама шила себе платья, а я работал в сто раз больше, чем любой посредственный художник». Когда не продавались картины, Гала заставляла Дали разрабатывать модели шляпок, пепельниц, оформлять витрины магазинов, создавать рекламу различных товаров.
Прямая речь
«Я никогда не буду просто домохозяйкой. Я буду много читать, очень много. Я буду делать все, что захочу, но при этом сохранять привлекательность женщины, которая себя не переутруждает. Я буду как кокотка сиять, пахнуть духами и всегда иметь ухоженные руки с наманикюренными ногтями», - Гала Дали.
«Я люблю Гала больше матери, больше отца, больше Пикассо и даже больше денег», - Сальвадор Дали.
«Семейная пара Гала — Дали в какой-то мере напоминала герцога и герцогиню Виндзорских. Беспомощный в житейском отношении, чрезвычайно чувственный художник был пленен жесткой, расчетливой и отчаянно стремящейся в верха хищницей, которую сюрреалисты окрестили Гала-Чума. О ней говорили также, что ее взгляд проникает сквозь стены банковских сейфов. Впрочем, для того чтобы выяснить состояние счета Дали, рентгеновские способности ей были не нужны: счет был общим. Она просто взяла беззащитного и, несомненно, одаренного Дали и превратила его в мультимиллионера и «звезду» мировой величины. Еще до бракосочетания в 1934 году Гала удалось добиться того, что их дом начали осаждать толпы богатых коллекционеров, страстно желавших приобрести реликвии, освященные гением Дали», - журналист Фрэнк Уитфорд в «Санди таймс».
7 фактов о Гала Дали
Материалы о Гала Дали