30 сентября 1933 года родился Илья Кабаков, художник, один из лидеров московского концептуализма.
Личное дело
Илья Иосифович Кабаков (81 год) родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1941 году Илья с матерью были отправлены в эвакуацию в Самарканд. Там он в 1943 году поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, которая также была эвакуирована в этот город. В 1945 году переехал в подмосковный Загорск и был переведен в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), после ее окончания поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова на отделение графики.
Окончив институт в 1957 году, Илья Кабаков работал художником-иллюстратором. Одновременно занимался живописью, но не показывал своих работ в официальных выставках. Известны два альбома абстрактных рисунков Кабакова конца 1950-х выполненных цветными карандашами: «Начало» и «Четыре альбома». С 1968 года работал в мастерской другого известного представителя неофициального советского искусства Юло Соостера на Сретенском бульваре. Художники, объединившиеся вокруг нее: Соостер, Кабаков, Эрик Булатов, Александр Пивоваров, Владимир Янкилевский, Олег Васильев – стали впоследствии известны как «художники Сретенского бульвара». Участвовал в неофициальных выставках и экспозициях диссидентского советского искусства за границей (впервые – на выставке «Альтернативная действительность II» в итальянском городе Аквила). С начала 1980-х начал создавать крупные инсталляции. В 1983 году Галереей Дины Верни была проведена первая персональная выставка Кабакова в Европе. С 1988 года живет и работает за границей. Работы последних лет созданы в соавторстве с женой Эмилией Кабаковой.
Чем знаменит
Наиболее знаменитый в мире представитель московского концептуализма и, возможно, самый известный российский художник вообще. Его выставки проходили во многих музеях Европы и Америки, с 2000-х годов – также и в России. Особо известные его инсталляции, такие как «Десять персонажей», «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», «Коммунальная кухня», «Мы здесь живем», «Дворец проектов», «Корабль моей жизни», «Школа №6», «Большой архив». Ввел термин «тотальная инсталляция».
Картина Ильи Кабакова «Жук» была продана в Лондоне в феврале 2008 года на аукционе Phillips de Pur за 5,8 млн. долларов. Это рекордная сумма для произведения современного российского искусства. Написанная в 1982 году на фанере размером 2,3 на 1,5 метров картина изображает реалистичного майского хруща на листе березы. В нижней части расположено записанное в два столбца стихотворение:
Я в траве нашел жука. Вырывается мой жук,
Черный жук, блестящий. прыгает, стрекочет
Для коллекции моей Он в коллекцию мою
самый подходящий. попадать не хочет.
Второе место в списке самых дорогих произведений послевоенного российского искусства занимает также работа Ильи Кабакова – «Номер люкс», проданная за 4,1 млн. долларов на том же аукционе в 2006 году.
О чем надо знать
Трудно найти ребенка, выросшего в СССР в 1960-х – 1970-х годах, который не встречался бы в детстве с книгами, которые иллюстрировал Илья Кабаков. Таких книг более семидесяти. Также его рисунки помещались в журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки», альманахах «Звездочка» и «Круглый год».
Прямая речь
«В художественной школе самым важным для нас считалось, есть ли у тебя чувство цвета. Лучше бы у меня не было ноги, чем не было чувства цвета. Не имеешь живописного дара (а было известно, что это и есть художественный талант) — не надо заниматься искусством. Эта врожденная способность к живописи была настолько важна, что я, помню, сомневаясь в этом своем качестве и страдая от этого, как от незаживающей раны, решился спросить у "специалиста" (в классе всегда есть ученики, чей живописный дар всем уже известен и признан), живописец ли я. Но как спросить прямо об этом у божества, у оракула? И я воспользовался посредником, чтобы он мимоходом, невзначай, спросил обо мне. Вечером он, покачав головой, передал мне ответ: "Не колорист"». Илья Кабаков
«В течение ряда лет в работах Кабакова (отдельных, собранных в серии, выпущенных в виде тематических альбомов и развернутых в пространстве в виде инсталляций) происходит слияние надписи, сделанной старательным пером школьника, с простеньким рисунком, имитирующим диаграммы в учебниках. Повторяя язык и тон разнообразных справок, документов, доносов и записок, снабжая текст изображением, Кабаков фиксировал формы общения людей в России-СССР. С годами забавность исчезала и появлялся принципиально-новый объект, слепок и сгусток быта и духовного уровня несчастного homo soveticus. Эффект воздействия работ Кабакова достигался в первую очередь благодаря оригинальному синтезу разных по языку «воззваний» к зрителю — интеллектуальных, словесных, цвето-пластических и звуковых. Мечта художественного авангарда всего столетия осуществлялась по-новому: произведение выглядело как тождество жизни и искусства, было демонстрацией их взаиморастворения, причем в форме подчеркнуто сниженной». Нонна Степанян «Искусство России XX века»
4 факта об Илье Кабакове
Статья об Илье Кабакове в Википедии
Официальный сайт Ильи и Эмилии Кабаковых
Игуменов В. Кабаков как бренд