будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Июль 19, 2025
Человек дня

Мемория. Илья Кабаков

Мемория. Илья Кабаков
kabakov1
Илья Иосифович Кабаков

30 сентября 1933 года родился Илья Кабаков, художник, один из лидеров московского концептуализма.

Личное дело

Илья Иосифович Кабаков (81 год) родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске. В 1941 году Илья с матерью были отправлены в эвакуацию в Самарканд. Там он в 1943 году поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, которая также была эвакуирована в этот город. В 1945 году переехал в подмосковный Загорск и был переведен в Московскую среднюю художественную школу (МСХШ), после ее окончания поступил в Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова на отделение графики.

Окончив институт в 1957 году, Илья Кабаков работал художником-иллюстратором. Одновременно занимался живописью, но не показывал своих работ в официальных выставках. Известны два альбома абстрактных рисунков Кабакова конца 1950-х выполненных цветными карандашами: «Начало» и «Четыре альбома». С 1968 года работал в мастерской другого известного представителя неофициального советского искусства Юло Соостера на Сретенском бульваре. Художники, объединившиеся вокруг нее: Соостер, Кабаков, Эрик Булатов, Александр Пивоваров, Владимир Янкилевский, Олег Васильев – стали впоследствии известны как «художники Сретенского бульвара». Участвовал в неофициальных выставках и экспозициях диссидентского советского искусства за границей (впервые – на выставке «Альтернативная действительность II» в итальянском городе Аквила). С начала 1980-х начал создавать крупные инсталляции. В 1983 году Галереей Дины Верни была проведена первая персональная выставка Кабакова в Европе. С 1988 года живет и работает за границей. Работы последних лет созданы в соавторстве с женой Эмилией Кабаковой.

Чем знаменит

 
Илья Кабаков

Наиболее знаменитый в мире представитель московского концептуализма и, возможно, самый известный российский художник вообще. Его выставки проходили во многих музеях Европы и Америки, с 2000-х годов – также и в России. Особо известные его инсталляции, такие как «Десять персонажей», «Человек, который улетел в космос из своей комнаты», «Коммунальная кухня», «Мы здесь живем», «Дворец проектов», «Корабль моей жизни», «Школа №6», «Большой архив». Ввел термин «тотальная инсталляция».

Картина Ильи Кабакова «Жук» была продана в Лондоне в феврале 2008 года на аукционе Phillips de Pur за 5,8 млн. долларов. Это рекордная сумма для произведения современного российского искусства. Написанная в 1982 году на фанере размером 2,3 на 1,5 метров картина изображает реалистичного майского хруща на листе березы. В нижней части расположено записанное в два столбца стихотворение:

Я в траве нашел жука.               Вырывается мой жук,

Черный жук, блестящий.            прыгает, стрекочет

Для коллекции моей                    Он в коллекцию мою

самый подходящий.                    попадать не хочет.

Второе место в списке самых дорогих произведений послевоенного российского искусства занимает также работа Ильи Кабакова – «Номер люкс», проданная за 4,1 млн. долларов на том же аукционе в 2006 году.

О чем надо знать

Трудно найти ребенка, выросшего в СССР в 1960-х – 1970-х годах, который не встречался бы в детстве с книгами, которые иллюстрировал Илья Кабаков. Таких книг более семидесяти. Также его рисунки помещались в журналах «Мурзилка», «Весёлые картинки», альманахах «Звездочка» и «Круглый год».

Прямая речь

«В художественной школе самым важным для нас считалось, есть ли у тебя чувство цвета. Лучше бы у меня не было ноги, чем не было чувства цвета. Не имеешь живописного дара (а было известно, что это и есть художественный талант) — не надо заниматься искусством. Эта врожденная способность к живописи была настолько важна, что я, помню, сомневаясь в этом своем качестве и страдая от этого, как от незаживающей раны, решился спросить у "специалиста" (в классе всегда есть ученики, чей живописный дар всем уже известен и признан), живописец ли я. Но как спросить прямо об этом у божества, у оракула? И я воспользовался посредником, чтобы он мимоходом, невзначай, спросил обо мне. Вечером он, покачав головой, передал мне ответ: "Не колорист"».      Илья Кабаков

«В течение ряда лет в работах Кабакова (отдельных, собранных в серии, выпущенных в виде тематических альбомов и развернутых в пространстве в виде инсталляций) происходит слияние надписи, сделанной старательным пером школьника, с простеньким рисунком, имитирующим диаграммы в учебниках. Повторяя язык и тон разнообразных справок, документов, доносов и записок, снабжая текст изображением, Кабаков фиксировал формы общения людей в России-СССР. С годами забавность исчезала и появлялся принципиально-новый объект, слепок и сгусток быта и духовного уровня несчастного homo soveticus. Эффект воздействия работ Кабакова достигался в первую очередь благодаря оригинальному синтезу разных по языку «воззваний» к зрителю — интеллектуальных, словесных, цвето-пластических и звуковых. Мечта художественного авангарда всего столетия осуществлялась по-новому: произведение выглядело как тождество жизни и искусства, было демонстрацией их взаиморастворения, причем в форме подчеркнуто сниженной». Нонна Степанян «Искусство России XX века»

4 факта об Илье Кабакове

  • Однажды, иллюстрируя детскую книгу о кораблях, Кабаков не стал сверяться со справочниками и нарисовал многочисленные парусники, как подсказывала ему фантазия. Редактор издательства пригласил для консультации старого моряка. О его реакции Кабаков рассказывал так: «Боцман схватился за голову и закричал: «Как, бом-брамсель на стаксель привязан? Выпустите меня! Где тут дверь?» Но книгу, разумеется, все равно приняли».
  • Художник написал книгу «60-70-е... Записки о неофициальной жизни в Москве..».
  • В двух картинах Ильи Кабакова за холстом были спрятаны электрические лампочки, дававшие эффект «мистического» света. Когда посетитель галереи нажимал кнопку на панели перед холстом, определенная точка холста начинала светиться.
  • Период своего творчества период между 1978 и 1983 годом Кабаков называет «ЖЭКовским». Важную роль в нем играет изображение быта коммунальных квартир.

 

Статья об Илье Кабакове в Википедии

Официальный сайт Ильи и Эмилии Кабаковых

Игуменов В. Кабаков как бренд

Некоторые иллюстрации Ильи Кабакова к детским книгам

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).