28 июня 1886 года родился Иван Матросов – изобретатель-самоучка, создатель «тормоза Матросова».
Личное дело
Иван Константинович Матросов (1886—1965) родился в семье сапожника в селе Малые Соли (Некрасовского района Ярославской области). В 1904–1916 годах работал в железнодорожном депо города Рыбинска, сначала слесарем, затем помощником машиниста и машинистом. Высшего образования изобретатель не имел - окончил только училище техников путей сообщения в Петрограде в 1923 году. Пять лет работал техником в управлении Северо-Западной железной дороги. В 1928 году пришел на Московский тормозной завод (ныне – ОАО МТЗ ТРАНСМАШ). Автор многочисленных изобретений тормозных устройств. Лауреат Сталинской премии 1941 года, орденов Ленина, Трудового Красного Знамени, Красной Звезды. Умер Иван Матросов в Москве 30 октября 1965 года.
Чем знаменит
Главным изобретением Ивана Матросова стал автоматический железнодорожный тормоз, совершивший переворот в истории советских железных дорог. В 1920-е годы на железнодорожном транспорте использовались воздушные тормоза конструкции Вестингауза, которые не обеспечивали плавности хода и стабильной длины тормозного пути. Причем тормозами Вестингауза оборудовались лишь пассажирские вагоны, а на грузовых вагонах были еще менее надежные ручные тормоза, обслуживали которых специальные «тормозильщики», ехавшие на площадках вагонов.
Тормозные системы, предложенные Матросовым и другими изобретателями, были испытаны в 1930 – 1931 годах, сначала на равнинной железной дороге на участке Москва – Савелово, затем в горных условиях на Сурамском и Джаджурском перевалах Северо-Кавказской железной дороги. Испытания показали, что тормоз Матросова способен не только значительно сократить длину тормозного пути, но и обеспечить плавное торможение. Он значительно превосходил системы, предложенные другими авторами, а также зарубежные конструкции. Особым достоинством тормоза Матросова была возможность двух режимов работы: для порожнего и груженого поезда.
К 1935 году тормозом Матросова были оснащены все грузовые поезда СССР. Его применение позволило за счет резкого сокращения тормозного пути значительно увеличить вес и длину составов. Должность «тормозильщика» ушла в прошлое, теперь торможением всех вагонов мог управлять машинист.
В дальнейшем Иван Матросов разработал модификации своей системы для поездов Московского метрополитена и для пассажирских поездов.
О чем надо знать
Заявку на изобретение системы автоматического торможения Иван Матросов отправил в Народный комиссариат путей сообщения еще в январе 1925 года, но долгое время не мог добиться не то, что внедрения, а даже испытания своего изобретения. Тогда он решил, что его идея не найдет применения в СССР и продал свое изобретение американской фирме «Френкель» за 250 тысяч долларов.
Это происшествие расследовала специальная комиссия Рабоче-крестьянской инспекции. Результаты расследования были опубликованы в «Известиях». Комиссия признала действия Матросова «неправильными», но основную вину за случившееся возлагала на работников НКПС. В документе говорилось: «комиссия постановила просить наркома путей сообщения наложить строгие взыскания на лиц, виновных в невнимательном отношении к изобретению тов. Матросова. При этом комиссия считает нужным обеспечить тов. Матросову (...) условия работы по совершенствованию его изобретения, при условии, что его дальнейшая работа в области тормозного дела будет направлена исключительно в интересах СССР». Только после этих событий были проведены испытания 1930 – 1931 годов и тормоз Матросова был внедрен на отечественных железных дорогах.
Прямая речь
Товарищи хозяйственники!
Ответьте на вопрос вы –
Что сделано, чтоб выросли
Казанцевы и Матросовы?
Вы
на ерунду
миллионы ухлопываете,
а на изобретателя
смотрите кривенько.
Миллионы
экономятся
на массовом опыте,
а вы
на опыт
жалеете гривенника.…
В. В. Маяковский.
5 фактов об Иване Матросове
Статья об Иване Матросове в русской Википедии
Отрывок из биографической книги «Матросов из Малых Солей»
История Московского тормозного завода