будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 20, 2025
Человек дня

Мемория. Константин Мельников

Мемория. Константин Мельников
melnikov
Константин Степанович Мельников

3 августа 1890 года родился Константин Мельников, великий русский архитектор-авангардист.

Личное дело

Константин Степанович Мельников (1890-1974) родился в многодетной и патриархальной крестьянской семье. Его отец состоял на казенной службе на строительстве и ремонте в Петровской лесной и земледельческой академии, так что местом рождения Константина Мельникова стала «Соломенная сторожка» — глинобитный, крытый соломой барак, в котором проживали рабочие, обслуживавшие Новое шоссе (ныне — Тимирязевская улица). Позднее семья Мельниковых переехала в собственный дом в подмосковную деревню Лихоборы и занялась разведением коров. Первоначальное образование Константин  Мельников получил «классическое» - четыре класса церковно-приходской школы. При этом с детства проявлял способности и любовь к рисованию, так что после окончания школы родители отдали мальчика учеником в иконописную мастерскую. Константин, однако, так скучал по дому, что проучился там всего неделю.

Родители Мельникова через знакомую молочницу смогли устроить сына мальчиком в торговый дом «В. Залесский и В. Чаплин», одним из владельцев которого был выдающийся ученый и педагог инженер В. М. Чаплин. Он сразу отметил способности ребенка к рисованию, нанял для Константина учителя-художника и в 1904 году Мельников выдержал экзамен по художественным дисциплинам в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Однако из-за недостатка образования не смог сдать экзамен по русскому языку. После этого Чаплин фактически взял Мельникова в свою семью, где с ним занималась домашняя учительница, а жена Чаплина помогала Константину освоить элементарные манеры поведения в обществе. Это дало результаты – всего через год пятнадцатилетний Константин Мельников блестяще сдал вступительные экзамены и был зачислен в МУЖВЗ. В училище он провел в общей сложности 12 лет, получив сначала общее образование (1910), а затем став выпускником отделений живописи (1914) и архитектуры (1917). Его учителями, в частности, были художники Константин Коровин и Николай Клодт, скульптор Сергей Коненков, а на архитектурном отделении – Иван Жолтовский.

В качестве преддипломной практики Мельникову было поручено разработать фасады строившегося в ту пору первого в России автомобильного завода АМО (ЗИЛ). По завершению учебы, в 1918 году по приглашению Жолтовского Мельников в числе лучших выпускников МУЖВЗ устраивается в Архитектурно-планировочную мастерскую Строительного отдела Моссовета — первую государственную архитектурную артель советского времени, которой руководили Жолтовский и Щусев. В мастерской разрабатывались проекты по перепланировке и реконструкции Москвы — план «Новая Москва». В составе этого плана Мельников выполнил проект планировки Бутырского района (1918—1922) и, совместно с А. Л. Поляковым и И. И. Фидлером, проект планировки Ходынского поля (1922). Первые проекты архитектора были в стиле неоклассицизма, однако постепенно Мельников переносит центр архитектурного образа с ордерных деталей на общую объемно-пространственную композицию.

В сентябре 1919-го Константин Мельников и его жена Анна Гавриловна были арестованы и заключены в Бутырскую тюрьму, однако в начале 1920 года по ходатайству Московского Политического Красного Креста были освобождены.

В 1920 году Константин Мельников становится профессором архитектурного  факультета ВХУТЕМАСа и примерно тогда же резко порывает с традиционалистскими стилизациями.  Первым его  произведением в новом стиле стал деревянный павильон «Махорка» на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке 1923 года в Москве - концептуальное сооружение с консольными свесами, большими плоскостями рекламных плакатов, открытой винтовой лестницей и прозрачным остеклением, не имеющим в углах конструктивных опор — все это резко выделяло проект из многочисленных построек выставки.

Этот принципиально новый подход к художественному образу выставочного павильона был  развит Мельниковым в принесшем ему мировую славу советском павильоне на Международной выставке декоративных и прикладных искусств в Париже 1925 года. Павильон представлял собой легкую каркасную двухэтажную постройку, большая часть площади наружных стен которой была остеклена. Прямоугольное здание перерезалось по диагонали ведущей на второй этаж открытой лестницей, на которой было сооружено оригинальное перекрытие в виде наклонных перекрещивающихся деревянных плит. Справа от лестницы была сооружена вышка-мачта, увенчанная серпом и молотом и буквами «СССР». Павильон имел оглушительный успех. В частности, знаменитый  Ле Корбюзье, по проекту которого на выставке был построен павильон «Эспри нуво», говорил, что советский павильон — единственный, на который стоит смотреть.

 
Константин Мельников

После парижского триумфа начался «золотой период» в творчестве архитектора. Он проектировал многочисленные клубы и другие общественные здания, жилые дома, крупные гаражи (Бахметьевский, Интуриста, Госплана) во многом определив облик Москвы 1920-х. Для всех построенных Мельниковым клубов были характерны гибкая система залов с возможностью объединения и разделения помещений мобильными перегородками и активное использование наружных лестниц, что позволяло сэкономить внутреннее пространство. Самой известной из таких построек является здание ДК «Каучук». Также по проекту Мельникова была сделана планировка партера ЦПКиО им. Горького от входа до Нескучного сада, в основном, сохранившаяся до наших дней.

С конца 1930-х годов Мельникову становится все труднее реализовывать новаторские идеи — его проекты подвергаются резкой критике за «формализм», а в советской архитектуре воцаряется «сталинский ампир». Архитектор, по сути, был отлучен от профессии - последняя постройка по его проекту датируется 1936 годом.

Весной 1949 года Мельников получил назначение на архитектурную кафедру Саратовского автодорожного института, где проработал в общей сложности около двух лет сначала старшим преподавателем, затем исполняющим обязанности профессора. В 1951 году он был переведен в Московский инженерно-строительный институт им. Куйбышева (МИСИ), где преподавал сначала на кафедре архитектуры, а затем начертательной геометрии и графики. В конце 1952 года Мельников был утвержден в звании профессора. В 1958 году он перешел во Всесоюзный заочный инженерно-строительный институт (ВЗИСИ), где проработал до последних дней, преподавая архитектурное проектирование, начертательную геометрию и графику.

В 1965 году Мельникову без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почетное звание заслуженного архитектора РСФСР. Умер Константин  Мельников 28 ноября 1974 года на 85-м году жизни. Похоронен на Введенском кладбище в Москве.

Чем знаменит

Константин Мельников получил мировое признание как великий русский архитектор современности – еще в «Махорке» он наметил архитектурно-конструктивные приемы, которые определили облик архитектуры XX века и которые до сих пор являются актуальными и активно применяются в современном строительстве.

В своих проектах архитектор выдвинул множество разнообразных новаторских конструктивных решений («живые стены», консольные выносы, кинетические сооружения, остроумные несущие конструкции и т. п.), часть которых была осуществлена на практике.

Несмотря на то, что творчество Мельникова нередко относят к конструктивизму или функционализму, сам он категорически возражал, когда его постройки относили к этим стилям. Для него одинаково важны и значимы были и функциональность, и форма.

О чем надо знать

Одним из самых известных творений зодчего, а по мнению некоторых исследователей— вершиной его творчества и шедевром русской архитектуры, стал построенный в 1927—1929 годах для себя и своей семьи новаторский дом-мастерская в Кривоарбатском переулке в Москве.

Дом представляет собой два вертикальных цилиндра разной высоты, но одинакового диаметра, врезанных друг в друга на треть радиуса и в плане напоминающих цифру «8». Окна в одном из цилиндров имеют необычную шестиугольную форму и похожи на соты. Наряду с оригинальными конструкциями и необычной пространственной организацией, Мельников при постройке дома  использовал и целый ряд художественных находок, экспериментируя с формой, пространством и освещением. Одноквартирный жилой особняк в центре Москвы — уникальный для советского времени пример такого рода постройки.

После смерти Константина Мельникова его дом был неофициально превращен в сравнительно закрытый музей, хозяином и хранителем которого вплоть до 2006 года являлся сын архитектора - художник Виктор Мельников. В настоящее время в доме проживает дочь Виктора Екатерина Каринская.

Наследницы архитектора, Елена Мельникова и Екатерина Каринская, долгое время судились из-за прав собственности на свою часть дома (50 %). Еще 50 % принадлежит государству. Между тем, памятник находится в аварийном состоянии, поскольку несущие элементы конструкции - деревянные межэтажные перекрытия и перегородки - не менялись с 1929 года.  Однако, из-за сложного статуса здания, в нем долгое время не удавалось провести необходимый ремонт.

В декабре 2013 года Минкультуры РФ согласилось выделить средства на реставрацию памятника, а марте 2014-го Дом Мельникова получил статус объекта культурного наследия федерального значения. После реставрации здесь будет создан музей Константина и Виктора Мельниковых. Реставрационные работы пройдут под контролем Государственного Музея архитектуры имени Щусева, филиалом которого станет новый музей.

Прямая речь

«В наш век появления Конструктивизма, Рационализма, Функционализма и архитектуры не стало. Что касается меня, я знал другое, и это другое — не один конструктивизм. Любую догму в своем творчестве я считал врагом, однако конструктивисты все в целом не достигли той остроты конструктивных возможностей, которые предвосхитил я на 100 лет» - Константин Степанович Мельников: Архитектура моей жизни. Творческая концепция. Творческая практика.

«Можно с полной уверенностью сказать, что в XX в. не было другого архитектора, который создал бы столько принципиально новых проектов и такого уровня новизны, что их оригинальность не только сильно оторвала их от работ других мастеров, но и столь же сильно отличала и от работ самого их автора» - Хан-Магомедов С.О. Архитектура советского авангарда.

7 фактов о Константине  Мельникове

  • По воспоминаниям самого Мельникова, во время учебы архитектура навевала на него скуку, и на архитектурное отделение он поступил исключительно по настоянию своего учителя В. М. Чаплина.
  • Мельников стал победителем конкурса на проектирование саркофага для Мавзолея В. И. Ленина.  Он намеренно отказался в своем проекте от формы гроба. Саркофаг, предложенный Мельниковым, был необычной геометрической формы и полностью выполнен из стекла. До эвакуации в Тюмень тело В. И. Ленина находилось в этом саркофаге. Дальнейшая его судьба неизвестна. Создание Мельниковым саркофага для тела Ленина рассматривается многими как своеобразная «охранная грамота» архитектора в его дальнейшей деятельности.
  • Единственный издававшийся в 1920—1930-е годы архитектурный журнал «Современная архитектура», редактором которого был конструктивист М. Я. Гинзбург, ни разу за время своего существования не упомянул ни имени Мельникова, ни единой его постройки.
  • В 1965 году Мельникову без защиты диссертации была присвоена ученая степень доктора архитектуры, а в 1972 году — почетное звание заслуженного архитектора РСФСР.
  • Всего по проектам Мельникова было построено 27 архитектурных сооружений. К настоящему времени полностью или частично сохранилось лишь 16 его работ. Творческое наследие архитектора включает в себя также более 70 нереализованных проектов.
  • По результатам опроса членов Российской академии архитектуры и строительных наук (2001 г.), Константин  Мельников занял первое место среди выдающихся отечественных архитекторов XX века и третье — в мировом списке.
  • К столетнему юбилею архитектора - через 15 лет после его смерти - ЮНЕСКО объявило 1990 год годом Константина Мельникова.

 

 Материалы о Константине Мельникове

Творчество Константина Мельникова

Некоторые проекты К. С. Мельникова

Он не каялся никогда – статья о Константине Мельникове в журнале «Коммерсантъ Власть»

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).