18 июля 1883 года родился революционер, партийный и государственный деятель Лев Каменев.
Личное дело
Лев Борисович Каменев (Розенфельд, 1883 – 1936) родился в Москве в семье машиниста железной дороги. Позже его отец окончил Политехнический институт в Санкт-Петербурге и стал инженером.
В 1901 году Лев окончил 2-ю Тифлисскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В том же году стал членом РСДРП. Был арестован в марте 1902 года за участие в студенческой демонстрации и выслан в Тифлис. Осенью покинул Россию и в Швейцарии познакомился с Лениным и другими членами редакции «Искры». Вернувшись на родину, вел агитационную работу в Тифлисе и Москве. Летом 1904 года снова был выслан в Тифлис, там стал членом Кавказского союзного комитета РСДРП. Был делегатом III и V съездов РСДРП в Лондоне. На пятом съезде был выбран в Центральный комитет РСДРП. Одновременно вошел в состав Большевистского центра – отдельного органа фракции большевиков.
В апреле 1908 года Каменев был арестован в Петербурге. После освобождения вновь уехал в Женеву, где стал работать в редакции газеты «Пролетарий». Был делегатом Копенгагенского (1910) и Базельского (1912) международных социалистических конгрессов, написал книгу «Две партии», направленную против меньшевиков. Преподавал в партийной школе в Лонжюмо. В начале 1914 года был направлен Петербург для руководства газетой «Правда» и деятельностью большевистской фракции Государственной Думы (сам Каменев не был депутатом).
4 ноября 1914 года члены большевистской фракции и Каменев были арестованы в Озерках. Их судили по обвинению в государственной измене. На суде Каменев заявил о несогласии с ленинским лозунгом поражения в войне. Был приговорен к ссылке в Восточную Сибирь.
Вернулся в Петербург после Февральской революции, когда были освобождены политические заключенные. По возвращении был избран в исполком Петроградского совета рабочих и солдатских депутатов. Не согласился с «Апрельскими тезисами» Ленина, считая социалистическую революцию преждевременной. Когда Временное правительство издало указ об аресте лидеров большевистской партии, Каменев решил, что большевики должны в суде доказать абсурдность обвинений их в измене. Он добровольно сдался властям, но вскоре был освобожден из-за отсутствия оснований для обвинения.
При подготовке восстания оставался последовательным оппонентом Ленина. На заседании ЦК РСДРП(б) 10 октября и на расширенном заседании 16 октября 1917 года Лев Каменев вместе с Зиновьевым выступил против вооруженного восстания, сказав: «Мы недостаточно сильны, чтобы с уверенностью в победе идти на восстание, но мы достаточно сильны, чтобы не допустить крайних проявлений реакции. Здесь борются две тактики: тактика заговора и тактика веры в русскую революцию». После принятия ленинской резолюции Каменев подал заявление о выходе из ЦК. 18 октября опубликовал статью в газете «Новая жизнь», где заявлял, что вооруженное восстание «в настоящий момент и при данном соотношении общественных сил, независимо и за несколько дней до съезда Советов было бы недопустимым, гибельным для дела революции и пролетариата шагом». Ленин потребовал исключить Каменева из партии, но ЦК РКП(б) лишь удовлетворил заявление Каменева о выходе из ЦК.
25 октября на Втором Всероссийском съезде Советов РСД избран членом президиума и председателем съезда, а через два дня также избран председателем Всероссийского центрального исполнительного комитета (ВЦИК), фактически став первым главой советского государства. Каменев предложил пригласить в правительство представителей других социалистических партий, против чего возражал Ленин. В результате Каменев и другие пять членов комитета подали в отставку из-за несогласия с курсом, на котором категорически настаивал Ленин. 8 ноября Каменев был отстранен от поста председателя ВЦИК.
Участвовал в переговорах с немцами в Брест-Литовске. В январе 1918 года отправился во главе советской делегации в Англию. Должен был стать послом Советской России во Франции, но французские власти его не приняли. По возвращении вместе с другими членами делегации был арестован финским правительством на Аландских островах. Освобожден в обмен на арестованных в Петрограде финнов. В сентябре 1918 года стал членом президиума ВЦИК, а в октябре – председателем Моссовета.
С 1922 года Каменев был заместителем председателя Совета народных комиссаров и Совета труда и обороны. Некоторое время занимал одновременно должность наркома внутренней и внешней торговли. В апреле 1922 года предложил кандидатуру Сталина по должность генерального секретаря ЦК РКП(б).
С 1924 года вместе с Зиновьевым стал одним из лидеров так называемой «новой оппозиции». После того, как на XIV съезде «новая оппозиция» была разгромлена, в своем противостоянии Сталину объединился с Львом Троцким. В декабре 1925 года на пленуме ЦК, состоявшемся непосредственно после съезда, Каменев впервые с 1919 года был избран не членом Политбюро ЦК ВКП(б), а лишь кандидатом в члены.
В 1926 году он был окончательно исключен из Политбюро, лишился постов в СНК и СТО СССР и с ноября был назначен полпредом в Италии.
В апреле 1927 года Каменев был выведен из Президиума ЦИК СССР, а в октябре 1927 года — из ЦК ВКП(б). В декабре 1927 года на XV съезде ВКП(б) Каменев был исключён из партии, после чего выступил с заявлением о признании ошибок.
В 1928 году был восстановлен в партии. После этого занимал менее значительные посты председателя Научно-технического управления ВСНХ СССР (1928–1929) и председателя Главного концессионного комитета при СНК СССР (1929–1932). В октябре 1932 года был вновь исключен из ВКП(б) и отправлен в ссылку в Минусинск. На следующий год ему было разрешено вернуться в Москву, он был опять восстановлен в партии и стал директором Института мировой литературы, Института русской литературы и издательства Academia. На XVII съезде ВКП(б) Каменев выступил с покаянной речью.
В январе 1935 Лев Каменев был арестован по делу «Московского центра» и приговорен к пяти годам заключения. На следующий год получил еще десять лет по делу «Кремлевской библиотеки и комендатуры Кремля», обвинялся в подготовке убийства Сталина. В августе 1936 года стал одним из основных обвиняемых по делу «Объединенного троцкистско-зиновьевского центра».
24 августа 1936 года Лев Каменев был приговорен к смертной казни. Расстрелян на следующий день после вынесения приговора.
Чем знаменит
Старый большевик, один из ближайших соратников Ленина, не боявшийся спорить с ним по многим принципиальным вопросам. Хотя Ленин, известный как жесткий полемист, критиковал своего оппонента, не стесняясь в эпитетах, и, случалось, даже требовал его исключения из партии, он признавал ценность твердой позиции Каменева. Когда на Седьмой Всероссийской конференции РСДРП(б) в апреле 1917 года при новых выборах в ЦК партии часть делегатов возражала против избрания Каменева, возмущаясь его расхождениями с Лениным, сам Ленин сказал: «Присутствие товарища Каменева очень важно, так как дискуссии, которые веду с ним, очень ценны. Убедив его, этим самым преодолеваешь те трудности, которые возникают в массах».
О чем надо знать
После начала тяжелой болезни Ленина и до 1925 года Каменев вместе со Сталиным и Зиновьевым был одним из главных вождей партии. Их называли «ленинское ядро». При этом Каменев и Зиновьев не расценивали Сталина как серьезного соперника. Основным соперником всей «тройки» на тот момент был Лев Троцкий. Но со временем Сталин сумел получить значительное влияние, и нейтрализовать не только Троцкого, но и своих союзников. Каменев и Зиновьев попытались бороться с ним, но остались в меньшинстве.
Во времена «новой оппозиции» они возражали против НЭПа, утверждая, что он ведет к появлению значительных капиталистических элементов в экономике СССР, а также может способствовать «термидору» – внутреннему перерождению большевистской власти в диктатуру. Также они требовали восстановления внутрипартийной демократии, возможности свободно отстаивать свои взгляды и проведения открытой партийной дискуссии по спорным вопросам.
Существенную поддержку Зиновьев и Каменев имели среди партийных работников Ленинграда. Но на XIV съезде ВКП(б) (18–31 декабря 1925 года) оппозицию поддерживала ленинградская делегация. Каменев в докладе сказал: «Я пришел к убеждению, что товарищ Сталин не может выполнять роли объединителя большевистского штаба. Мы против теории единоличия, против того, чтобы создавать вождя!». Но большинство делегатов их не поддержало. После разгрома на XIV съезде Каменев и Зиновьев попытались объединиться с Троцким против Сталина, но уже к началу 1929 года оппозиционные движения в партии были почти полностью подавлены.
Прямая речь
«28 (15) октября я разговаривал в одном из коридоров Смольного с Каменевым, невысоким человеком с рыжеватой острой бородкой и оживленной жестикуляцией. Он был не вполне уверен, что на съезд соберется достаточно делегатов. "Если съезд состоится, — говорил он, — то он будет представлять основные настроения народа. Если большинство, как я полагаю, достанется большевикам, то мы потребуем, чтобы Временное правительство ушло в отставку и передало всю власть Советам…"»
Джон Рид «Десять дней, которые потрясли мир»
«Ильич принимал участие в заседании ЦК на квартире Сухановой, где была принята резолюция о вооруженном восстании. Десять человек, членов ЦК (Ленин, Свердлов, Сталин, Дзержинский, Троцкий, Урицкий, Коллонтай, Бубнов, Сокольников, Ломов), голосовали за вооруженное восстание. Зиновьев и Каменев — против».
Надежда Крупская
«Марксистом Лев Борисович был очень грамотным, а по характеру человеком мягким и не властолюбивым. Ленина его постоянный оппонент не раздражал, напротив, он считал его полезным: на каменевской критике, как на бруске, Ильич мог оттачивать свой дискуссионный клинок. Только однажды, когда накануне Октября Каменев в газете Максима Горького «Новая жизнь» от своего имени и имени Григория Зиновьева изложил доводы против восстания, Ленин сильно осерчал, расценив этот поступок как предательство, и потребовал его исключения из партии. Вождя, однако, товарищи не поддержали (были и такие времена), да скоро он и сам остыл. Тем более какое уж там предательство, если в статье говорилось, что решения по поводу восстания в партии нет, идет лишь дискуссия».
Петр Романов
«Товарищи, я высказал свое глубокое сожаление о тех ошибках, которые я делал. (Голос: "Надо не только высказать, но и оправдать себя на деле"). Я хочу сказать с этой трибуны, что я считаю того Каменева, который с 1925 по 1933 г. боролся с партией и с ее руководством, политическим трупом, что я хочу идти вперед, не таща за собою по библейскому (простите) выражению эту старую шкуру. (Смех.)
Товарищи, позвольте мне в заключение присоединиться к тому возгласу, который перекатывается по всей стране, который неоднократно раздавался и здесь, присоединиться как человеку, который только благодаря внимательному и истинно товарищескому отношению Центрального комитета и его руководителя может вновь находиться в этих рядах. Этот возглас, к которому я прошу позволения присоединиться, очень прост: Да здравствует наша социалистическая страна! Да здравствует наша партия! Да здравствует наш, наш вождь и командир товарищ Сталин! (Аплодисменты)».
Речь Льва Каменева на XVII съезде ВКП(б)
«В мрачном подполье Троцкий, Зиновьев и Каменев бросают подлый призыв: убрать, убить! Начинает работать подпольная машина, оттачиваются ножи, заряжаются револьверы, снаряжаются бомбы, пишутся и фабрикуются фальшивые документы, завязываются тайные связи с германской политической полицией, расставляются посты, тренируются в стрельбе, наконец, стреляют и убивают.
Вот в чем главное! Контрреволюционеры не только мечтают о терроре, не только строят планы террористического заговора или террористического покушения, не только подготовляются к этим злодейским преступлениям, но осуществляют их, стреляют и убивают!
Главное в этом процессе — в том, что они претворили свою контрреволюционную мысль в контрреволюционное дело, свою контрреволюционную теорию в контрреволюционную террористическую практику: они не только говорят о стрельбе, но они стреляют, стреляют и убивают!»
Из речи А. Я. Вышинского на процессе по делу «троцкистско-зиновьевского террористического центра» в августе 1936 года
«На свое несчастье, Лев Борисович Каменев находится на поводу у Зиновьева, который увлекает его и затягивает во все политические комбинации. Сам по себе он не властолюбивый, добродушный и довольно "буржуазного" склада человек. Правда, он старый большевик, но не трус, идет на риски революционного подполья, не раз арестовывается; во время войны в ссылке; освобождается лишь революцией. Здесь он попадает в орбиту Зиновьева и теперь всегда идет за ним, в частности, против ленинского плана захвата власти; потом предлагает создание коалиционного правительства с другими партиями и подает в отставку; но скоро он опять же вслед за Зиновьевым появляется на поверхности, возглавляя Московский Совет, а потом становится чрезвычайно полезным для Ленина его заместителем по всем хозяйственным делам. А с болезнью Ленина он и фактически руководит всей хозяйственной жизнью. Но Зиновьев втягивает его в тройку, и три года он во всем практическом руководстве заменяет Ленина: председательствует на Политбюро, председательствует в Совнаркоме и в Совете Труда и Обороны».
Бажанов Б. «Воспоминания бывшего секретаря Сталина»
Восемь фактов о Льве Каменеве
Материалы о Льве Каменеве
Статья о Льве Каменеве в русской Википедии
Лев Каменев в проекте «Хронос»
Работы Льва Каменева в электронной библиотеке Максима Мошкова
Петр Романов «Лев Каменев. Главный спорщик РСДРП(б)»