1 июля 1927 родился Лев Клейн, археолог, антрополог, филолог, историк науки.
Личное дело
Лев Самуилович Клейн (87 лет) родился в Витебске в семье врачей. В 16 лет ушёл на фронт вольнонаемным. В 1944 году на 3-м Белорусском фронте служил в военно-строительной части и прошёл с нею от Смоленска до Каунаса. После сильной контузии Клейна отправили на лечение в Рославль. Там же он поступил в железнодорожный техникум, где проучился год. После войны поселился в Гродно, где сдал экстерном экзамены на аттестат зрелости и поступил в Гродненский педагогический институт на факультет языка и литературы. Позднее перевелся в Ленинградский университет.
В студенческие годы Клейн выступал с опровержением «нового учения о языке» академика Марра, со времени обучения в аспирантуре — против антинорманизма.
Преподавал на кафедре археологии Ленинградского университета. Разрабатывал основы теоретической археологии. В 1981 г. , когда в Ленинграде прокатилась волна арестов интеллектуалов — профессоров, художников, был осужден по обвинению в мужеложестве. Провел 1,5 года в местах заключения, был лишен всех научных степеней. Свои тюремные впечатления Клейн описал под псевдонимом «Лев Самойлов» в журнале «Нева», а затем выпустил книгу «Перевернутый мир». После освобождения продолжил работу за границей, затем стал одним из основателей Европейского университета в Санкт-Петербурге. Профессор, доктор исторических наук.
Чем знаменит
Клейном было введено в научный оборот положение об эшелонированной археологии с чёткой последовательностью этапов исследования. Ему принадлежит и обобщение трёх основных типов исследовательской процедуры (планов исследования) — эмпирической, дедуктивной и проблемно-установочной. Эмпирическая начинает с фактов, дедуктивная — с гипотезы, проблемно-установочная ставит в начало постановку проблемы, которая равнозначна вееру гипотез. Эти разработки включены в обобщающую книгу 2001 года («Metaarchaeology») и 2004 года («Введение в теоретическую археологию»). Клейн создал теорию катакомбной культуры, внес большой вклад в теорию этногенеза, заложил основания культурологической критики антинорманизма, обосновал собственную культурную антропологию. Также Клейн работает в областях филологии и исторической мифологии.
О чем надо знать
Клейн начал разработку проблем этногенеза и культурных контактов славян в эпоху, когда официальная позиция склонилась к пропаганде автохтонности. Его исследования и педагогическая деятельность внесли вклад как в пропаганду археологических и культурологических знаний, так и в борьбу против деформации науки в угоду идеологии.
Прямая речь
«Полагаю, что ныне мы отшатнулись в прошлое, слишком многих идеологов влечет византийщина, средневековье, тогда как на Западе есть очень четкое деление: религия – одно, а наука – совершенно иное. Католические аббаты во Франции давно серьезно изучают эволюцию (аббат Брейль и др.), признают современную хронологию, шесть дней творения понимают сугубо фигурально, исследуют связь человека с приматами и Дарвина отнюдь не отрицают», - интервью порталу Антропогенез.ру
«Мне за восемьдесят, но я много работаю — делаю каждый год по несколько книг, по десятку статей, доклады и вот веду постоянную колонку в газете. Так что когда бы я ни умер, я умру преждевременно. У меня нет ни малейшей веры в «жизнь после смерти», в рай, ад и подобные сказки. Единственная реальная жизнь после смерти — в произведениях человека, в его детях и учениках. Вот и стараюсь, чтобы от меня осталось побольше». – Лев Клейн, «Лекарство от рака?»; авторская колонка, «Троицкий вариант» № 51 от 13 апреля 2010 года.
5 фактов о Льве Клейне
Лев Клейн. Антинорманизм как диагноз