17 ноября 1896 года родился Лев Выготский, психолог.
Личное дело
Лев Семенович Выготский (при рождении – Лев Симхович Выгодский, 1896–1934), родился в Морше Могилевской губернии в еврейской семье. Отец его был купцом, мать – учительницей. Рос в Гомеле, где вскоре после его рождения отец занял должность в банке. Полученное дома у частного учителя начальное образование позволило Льву сдать экзамены сразу за 5 классов казенной гимназии; школьный курс он закончил в частной еврейской мужской гимназии.
В 1913 году Выготский поступил на медицинский факультет Московского университета, но вскоре перевелся на юридический. Его он тоже оставил, переведясь в 1917 году на историко-филологический факультет открытого для всех университета им. А.Л. Шанявского. В качестве дипломной работы выпускник представил двухсотстраничное исследование «Трагедия о Гамлете, принце Датском У. Шекспира». Обучение Выготский совмещал с работой техническим секретарем в еженедельнике «Новый путь», где также публиковал статьи на литературные темы.
После революции Выготский вместе с двоюродным братом преподавал литературу в трудовой школе, педагогическом техникуме и других учебных заведениях, в том числе на курсах для учителей и культработников. Параллельно заведовал театральным подотделом Гомельского отдела народного образования, затем художественным отделом при Губнаробразе. Вектор деятельности Выготского изменился в 1923 году, когда он возглавил группу студентов лаборатории Московского педологического института при Гомельском педагогическом техникуме. Результаты этой работы были им доложены в трех выступлениях на Всероссийском съезде по психоневрологии в Петрограде 6 января 1924 года.
В этом же году Выготский женится на Розе Смеховой и переезжает в Москву, где поступает в аспирантуру в Институт психологии и в нем же начинает работать. В 1925-м без защиты диссертации (по болезни) получает звание старшего научного сотрудника. Продолжая учебу (в 1931 Выготский поступил на медицинский факультет в Украинскую психоневрологическую академию в Харькове), он работает во множестве учреждений: институте экспериментальной психологии, Академии коммунистического воспитания имени Н.К. Крупской и других. С 1930 года Выготский возглавлял кафедру педологии трудного детства в Московском педагогическом государственном университете и кафедру общей и возрастной педологии во 2-м Московском государственном медицинском институте. Параллельно ученый работал в ряде правительственных, образовательных, медицинских и исследовательских организаций в Ленинграде, Харькове и Ташкенте.
Лев Выготский скончался 11 июня 1934 года от туберкулеза, которым страдал с 1919 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.
Чем знаменит
Выготскому принадлежит авторство революционной для его времени культурно-исторической теории развития психики. В соответствии с ней он предложил различать низшие и высшие психические функции и, соответственно, два плана поведения — натуральный (природный) и культурный (общественно-исторический).
Первый, по Выготскому, является результатом биологической эволюции животного мира, второй – следствием исторического развития общества. Если процессы первого плана не регулируются человеком, то высшими функциями он может сознательно управлять.
Особое внимание Выготский уделял отношению мысли и слова в сознании. Работа 1934 года «Мышление и речь» стала фундаментом для отечественной психолингвистики. В частности, Выготский указал, что из-за различного генезиса развития мышления и речи отношения между ними не являются постоянной величиной. Один из главных выводов ученого состоит в том, что уровень развития мышления зависит именно от формирования и развития речи.
Выготский также много занимался возрастной и педагогической психологией. Он показал, что своевременное развитие структур мозга необходимо, но недостаточно для развития у ребенка высших психических функций; главный же источник его развития – социальная среда. В развитии ребенка повторяются и существуют в диалектическом единстве два типа психического развития: биологический и исторический.
О чем надо знать
Несмотря на обширную научную деятельность, отношение к Выготскому было неоднозначным. При жизни его работы не допускались к публикации – «История развития высших психических функций» вышла только в 1960-м, диссертация «Психология искусства» также не увидела свет, несмотря на подписанный договор о ее издании. С начала 1930-х годов на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях.
Хотя за границей Выготский побывал всего единожды, в 1925-м году, его идеи успели привлечь внимание; в частности, с ним во время визита в Москву встречался один из основателей социальной психологии Курт Левин. В 1970-е годы труды Выготского вызвали интерес в США, где были переведены и легли в основу современной образовательной психологии в стране.
Прямая речь
Об искусстве: «Искусство – важнейшее средоточие всех биологических и социальных процессов личности в обществе, что оно есть способ уравновешивания человека с миром в самые критические и ответственные минуты жизни. <. . .> Искусство берет свой материал из жизни, но дает сверх этого материала нечто такое, что в свойствах самого материала еще не содержится».
О трагедии: «Трагедия есть буйство максимальной человеческой силы, поэтому она мажорна».
О материализме: «Быть в физиологии материалистом нетрудно – попробуйте-ка в психологии быть им».
О законе культурного развития: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва – между людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка, как категория интрапсихическая. Это относится одинаково к произвольному вниманию, к логической памяти, к образованию понятий, к развитию воли».
О соотношении педологии с другими науками: «Педология возникает на основе завоеваний анатомии, физиологии и психологии детского возраста… Но сами эти науки станут науками в истинном смысле слова только тогда, когда они будут опираться на исторически возникшую на их основе, но методологически являющуюся их основой – педологию».
4 факта о Льве Выготском
Материалы о Льве Выготском