11 (24) марта 1907 года родилась Лидия Чуковская, писатель и диссидент.
Личное дело
Лидия Корнеевна Чуковская (урожденная Корнейчукова Лидия Николаевна) (1907 – 1996) родилась в Санкт-Петербурге в семье писателя и критика Корнея Чуковского и Марии Гольдфельд. Через пять лет после рождения дочери семья переселилась в Куоккалу, дачную местность Финляндии, где жили постоянно вплоть до 1917 года. К Корнею Чуковскому по воскресеньям приезжали из Петербурга художники, писатели, актеры, поэты, историки литературы и публицисты. Лидия успела познакомиться с Шаляпиным, Маяковским, Евреиновым, Леонидом Андреевым и Короленко.
После февральской революции семья переселилась в Петербург. Лидия сначала училась в частной женской гимназии Таганцевой, а позднее, когда в советских школах началось совместное обучение, ее перевели в 15-ю единую трудовую школу, то есть в бывшее (мужское) Тенишевское училище. Окончив его в 1924 году, она поступила на словесное отделение государственных курсов при Институте истории искусств и одновременно - на курсы стенографии.
В 1926 году Чуковская была арестована по обвинению в составлении антисоветской листовки и сослана на три года в Саратов. Благодаря хлопотам отца, в ссылке она провела всего одиннадцать месяцев, несмотря на то, что заняла принципиальную позицию в конфликте с властями: отказалась публично покаяться и держалась вместе с политическими ссыльными.
После окончания Ленинградского университета в 1928 году Чуковская несколько лет работала редактором в редакции детской литературы Госиздата, которую возглавлял Самуил Маршак. В 1937 году редакция ленинградского Детиздата была разгромлена и прекратила свое существование.
В 1929 году вышла замуж за историка литературы Цезаря Вольпе. В 1931 году у них родилась дочь Елена. В 1934 году брак распался. Вольпе погиб в 1941 году на Ленинградском фронте.
Второй муж Чуковской физик-теоретик Матвей Бронштейн был арестован в августе 1937 года. Семье сообщили о приговоре «десять лет без права переписки», что , фактически являлось официальным эвфемизмом расстрела. Чуковский, выяснявший судьбу зятя, узнал о его расстреле лишь в конце 1939 года – почти два года спустя. Лидия, находившаяся с дочерью в Крыму, избежала ареста, хотя документы для него были уже готовы.
Тогда же (1939–1940) была написана повесть «Софья Петровна» - книга о сталинском терроре, которую писательница считала своим главным произведением. Единственный экземпляр повести сохранили, с риском для жизни, ее друзья. В 1965 году повесть вышла в свет в Париже, в 1966-м - в США. Она переведена на многие языки мира, но в Советском Союзе ее не публиковали – в СССР книга смогла выйти только в 1988 году. Это единственное из известных на сей день прозаических литературных произведений, посвященных событиям 1937–1938 годов, которое написано непосредственно по следам событий.
После начала войны Лидия Чайковская была эвакуирована с дочерью и племянником в Чистополь, откуда перебралась в Ташкент, где во Дворце Пионеров вела литературный кружок и занималась редактированием, а также на общественных началах работала в Комиссии помощи эвакуированным детям.
После прорыва блокады летом 1944-го попыталась вернуться в Ленинград, однако квартира оказалась занята другими людьми. Когда Чуковская попробовала добиться справедливости, ей дали понять, что разрешения жить в Ленинграде она не получит.
Вернувшись в Москву, занималась разными видами редакторской и литературно-педагогической деятельности: несколько месяцев, когда главным редактором журнала «Новый Мир» был К. Симонов, заведовала отделом поэзии; в конце пятидесятых преподавала на Высших Литературных Курсах. В 1947 году, после многочисленных отказов, была принята в Союз Писателей.
Свой опыт редакционной работы 1940–1950-х годов Чуковская обобщила в книге «В лаборатории редактора», впервые увидевшей свет в 1960 году и вызвавшей широкий отклик литературной общественности из-за остроты поднятых вопросов.
С 1960-х годов присоединилась к диссидентскому движению – выступала в поддержку И. Бродского, А. Солженицына, А. Синявского и Ю. Даниэля, А. Сахарова и других. Была автором ряда открытых писем.
В январе 1974 года Чуковская была исключена из Союза писателей. Ей ставили в вину публикации книг и статей за границей, участие в радиопередачах Би-Би-Си, «Голоса Америки» и «Немецкой волны», а главное - статью «Гнев народа», в которой она открыто возмущалась организованной травлей Пастернака, Солженицына и Сахарова. Это решение было отменено только в феврале 1989 года.
Скончалась Лидия Чуковская в феврале 1996 года в Москве.
Чем знаменита
Наиболее известным произведением Лидии Чуковской являются «Записки об Анне Ахматовой», с которой она была близка с 1938 года. Они познакомились и подружились в длинных очередях у ворот ленинградской тюрьмы: у Ахматовой был арестован сын, а Лидии Чуковской долго не сообщали о расстреле мужа.
Чуковская была одним из «хранителей» стихов поэтессы, которые Ахматова, опасавшаяся репрессий, уничтожала после того, как давала прочесть доверенным друзьям. «Осенью 1938 года я начала часто встречаться с Анной Андреевной Ахматовой. Колеблясь между страхом обыска и необходимостью записывать каждое ее слово, я начала вести дневник наших встреч. Разговоры я записывала, стихи, творимые ею, запоминала наизусть (в том числе "Реквием")», - писала Лидия Чуковская в своей автобиографии.
В 1964 году по личной просьбе Анны Ахматовой Чуковская составила сборник ее стихов и поэм. В 1965-м, с большими цензурными изъятиями, сборник «Бег времени» вышел в свет и стал последним прижизненным.
После кончины Ахматовой, Чуковская начала приводить в порядок свои многолетние записи об общении с поэтессой, которые вела на протяжении многих лет и из которых в итоге и составились «Записки». Напечатать их на родине возможным не представлялось, поскольку в 1974 году она была исключена из Союза писателей СССР.
«Записки об Анне Ахматовой» вышли в Париже в издательстве «YMCA-Press»: том первый (охватывает период 1938—1941 годов) — в 1976 г., том второй (1952—1962) — в 1980 г. Впоследствии первый том был переработан автором по образцу второго и переиздан в «YMCA-Press» в 1984 году.
Только в 1989 году журнал «Нева» начал печатать первый том «Записок». В 1993 году журнал напечатал второй том, а затем выдвинул «Записки об Анне Ахматовой» на Государственную премию, которую Лидия Чуковская и получила летом 1995 года – всего за полгода до смерти.
«Записки» получили широкое признание среди литературных критиков и поклонников творчества Анны Ахматовой и считаются лучшим мемуарно-документальным трудом о великой поэтессе. Книга переведена на английский, французский, немецкий, итальянский, польский и голландский языки.
О чем надо знать
Помимо знаменитых «Записок об Анне Ахматовой» и повести «Софья Петровна», Лидия Чуковская – автор книг «История одного восстания» (1940; о Колиивщине), «Н.Н. Миклухо-Маклай» (1948), «Декабристы, исследователи Сибири» (1951), «Борис Житков» (1957). Кроме того, под псевдонимом Алексей Углов Чуковская опубликовала книги для детей «Ленинград – Одесса» (1928), «На Волге» (1931), «Повесть о Тарасе Шевченко» (1930).
Всю жизнь Чуковская писала стихи, из которых в итоге составила сборник «По эту сторону смерти» (1978). В 1989 году вышли мемуары «Памяти детства. Воспоминания о Корнее Чуковском» (1989).
Прямая речь
Об авторской песне: «Высоцкого Люша (дочь Елена – «Полит.ру») меня заставила послушать. Это совсем не стихи. Галич – поэт, этот же отнюдь. Этот – актер с головы до ног, и только. Темы Галича были мне родные, темы Высоцкого – отнюдь. И крик утомителен».
Об Анне Ахматовой: «Я пыталась также дать читателям посильное представление о той непосильной эпохе, сквозь которую она пронесла бездомность, болезнь, нищету, разлуку с сыном, постоянный ужас перед застенком: ужас за себя и за друзей. Пронесла с гордостью и величием».
Об аресте Солженицына в 1974 году: «Наступило пятое действие драмы.
Позор стране, которая допускает, чтобы оскорбляли ее величие и славу.
Беда стране, у которой вырывают язык.
Несчастье народу, который обманывают.
Благословение и поддержка человеку, который сейчас, разлученный с семьей и друзьями, оболганный перед своим народом, – вот сейчас, сию минуту – ведет поединок с беззаконным насилием».
Лев Копелев о книге «В лаборатории редактора»: «Когда пишешь теперь, чувствуешь за спиной Чуковскую, пишешь с оглядкой на нее. По публицистической страстности книг, подобной этой, после Горького мы не знаем. глубокая, ревнивая и мудрая любовь к родному языку и литературе, щедрый и разносторонний талант автора определили значительно более широкий диапазон этой книги».
5 фактов о Лидии Чуковской
Материалы о Лидии Чуковской
Сайт, посвященный Лидии Чуковской
Аркадий Мильчин. «В лаборатории редактора» Лидии Чуковской