будущее есть!
  • После
  • Конспект
  • Документ недели
  • Бутовский полигон
  • Колонки
  • Pro Science
  • Все рубрики
    После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша
После Конспект Документ недели Бутовский полигон Колонки Pro Science Публичные лекции Медленное чтение Кино Афиша

Конспекты Полит.ру

Смотреть все
Алексей Макаркин — о выборах 1996 года
Апрель 26, 2024
Николай Эппле — о речи Пашиняна по случаю годовщины геноцида армян
Апрель 26, 2024
«Демография упала» — о демографической политике в России
Апрель 26, 2024
Артем Соколов — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024
Анатолий Несмиян — о технологическом будущем в военных действиях
Апрель 26, 2024

После

Смотреть все
«После» для майских
Май 7, 2024

Публичные лекции

Смотреть все
Всеволод Емелин в «Клубе»: мои первые книжки
Апрель 29, 2024
Вернуться к публикациям
Человек дня
Май 24, 2025
Человек дня

Мемория. Марк Шагал

Мемория. Марк Шагал
shagal1
Марк Захарович Шагал

6 июля 1887 года родился художник Марк Шагал.

Личное дело

Марк Захарович Шагал (1887 – 1985) родился в Витебске в семье приказчика, был старшим из девяти детей. Учился в хедере – еврейской религиозной начальной школе, затем в Первом Витебском четырехклассном училище. В 1906 году поступил в частную художественную школу Юделя Пэна. Одновременно работал ретушером в фотоателье. Через год он отправился в Санкт-Петербург  и поступил в Рисовальную школу Императорского общества поощрения художеств. Работал гувернером в семье адвоката и учеником в мастерской вывесок, благодаря чему получил удостоверение ремесленника, которое давало право на проживание в столице. В 1908 году Шагал перешел в художественную школу Елизаветы Званцевой, где учился у Льва Бакста и Мстислава Добужинского.

В 1910 году Шагал впервые участвовал в выставке студенческих работ в редакции журнала «Аполлон». В том же году, благодаря члену Государственной думы Максиму Винаверу, купившему у него картины и назначившему денежное содержание на период обучения, Шагал уехал в Париж. Он стал работать в знаменитом доме  La ruche («Улей»), где было 140 ателье-студий, которые за символическую плату сдавались начинающим художникам и литераторам. В 1911–1913 годах работы Шагала выставлялись в Осеннем салоне и Салоне Независимых в Париже, в галерее «Дер штурм» в Берлине. Также он участвовал в российских выставках: «Мир искусства», 1912, Санкт-Петербург; «Ослиный хвост», 1912, Москва; «Мишень», 1913, Москва. В 1914 году при содействии Аполлинера в галерее «Дер штурм» прошла первая персональная выставка Шагала. Летом 1914 года Марк Шагал приехал в Витебск, чтобы встретиться с родными. Из-за начавшейся первой мировой войны его возвращение в Европу отложилось на неопределенный срок. В 1915 году художник женился на Берте (Белле) Розенфельд, с которой познакомился еще в Петербурге. На следующий год у них родилась дочь Ида.

Вскоре Шагал был призван в армию и направлен в Петроград, где служил в Военно-промышленном комитете, избежав отправки на фронт. Занимался живописью, поддерживал отношения с жившими в Петрограде художниками и поэтами, участвовал в выставках («Бубновый валет», 1916, Москва; «Весенняя выставка современной русской живописи», 1916, Петербург; «Выставка Еврейского общества поощрения художеств», 1916, Москва, и другие). В 1917 году он вернулся в Витебск, где после революции стал комиссаром искусств губернского отдела Наробраза. В 1918 году разработал проект праздничного оформления улиц и площадей города к годовщине революции. В начале 1919 года организовал и возглавил Витебскую народную художественную школу. В 1920 году переехал в Москву, где художником работал в Еврейском камерном театре. В 1921 году Шагал преподавал живопись в еврейском сиротском доме-колонии беспризорников имени III Интернационала в подмосковной Малаховке. В 1919 году в Петрограде и в 1921 году в Москве состоялись персональные выставки Шагала.

В 1922 году Шагал с семьей отправился в Каунас, где прошла его выставка, затем в Берлин, а с 1923 года поселился в Париже. В 1931 году посетил Египет и Палестину. В 20-е – 30-е годы выставки картин Марка Шагала прошли в Берлине, Брюсселе, Париже, Нью-Йорке, Кельне, Амстердаме, Праге, Базеле и других городах. В 1937 году Шагал получил французское гражданство. После оккупации Франции Шагал с семьей уехал из Парижа на юг страны; в 1941 году по приглашению Музея современного искусства переехал в Нью-Йорк. Его выставки прошли в ряде городов США. Во Францию Шагал вернулся в 1948 году. В 1964 году Шагал расписал плафон парижской Гранд Опера. С 1966 года жил в доме-мастерской в городе Сен-Поль-де-Ванс на юге Франции. Умер Марк Шагал 28 марта 1985 года в Сен-Поль-де-Вансе.

 

Чем знаменит

Крупнейший художник эпохи европейского модерна XX века, писавшей в неповторимой, своеобразной манере. Его картины находятся в коллекция крупнейших музеев мира. Также, в особенности после Второй мировой войны, Шагал создал много монументальных работ, среди которых настенные росписи, витражи, шпалеры, скульптуры. Им созданы фрески для фойе театра «Уотергейт» в Лондоне, керамическое панно «Переход через Красное море» и витражи для церкви в Асси, витражи для соборов в Меце, Реймсе и Цюрихе, витражи «Двенадцать колен Израилевых» для синагоги медицинского центра «Хадасса» в Иерусалиме, плафон в парижской опере, мозаичные панно для здания ООН и «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке, мозаика «Четыре времени года» для здания банка в Чикаго.

 

О чем надо знать

 
Марк Шагал

Когда по приглашению президента Франции Шарля де Голля и министра культуры Андре Мальро Марк Шагал приступил к росписи плафона в зале парижской оперы во дворце Гарнье, это решение вызвала немало возражений. Многие были недовольны не только тем, что художнику-иммигранту поручили работу над одним из символов французской культуры, но и тем, что был выбран известный модернист, а не живописец, работающий в классической манере.

Общая площадь росписи составила 220 квадратных метров. Плафон был разделен художником на пять секторов: белый, синий, желтый, красный и зеленый, каждый из которых был расписан на тему классических опер или балетов. Там представлены «Пеллеас и Мелисента» Дебюсси, «Борис Годунов» Мусоргского; «Волшебная флейта» Моцарта, «Лебединое озеро» Чайковского; «Жизель» Адана, «Жар-птица» Стравинского; «Дафнис и Хлоя» Равеля, «Ромео и Джульетта» Берлиоза и «Тристан и Изольда» Вагнера. Вокруг люстры Шагал изобразил героев оперы Бизе «Кармен», а также персонажей опер Бетховена, Верди и Глюка. Также на плафоне изображены Триумфальная арка, Эйфелева башня, дворец Конкрод и само здание Оперы во дворце Гарнье. Свою работу Шагал назвал «цветное зеркало шелков и блеска драгоценностей». Парижский корреспондент New York Times писал: «На этот раз лучшие места в зале находились по центру. Сначала большая хрустальная люстра, висящая в центре потолка, была выключена... весь кордебалет вышел на сцену, после чего в честь Шагала оркестр исполнил “Симфонию Юпитера” Моцарта, любимого композитора Шагала. Во время двух последних тактов люстра зажглась, осветив работу художника во всей красе, под восторженные аплодисменты публики. После этого даже ярые противники среди комиссии замолчали...».

Прямая речь

«Однажды в пятом классе на уроке рисования зубрила с первой парты, который все время щипался, вдруг показал мне лист тонкой бумаги, на который он перерисовал картинку из "Нивы" -- "Курильщик". Вот это да! Я чуть не упал. Плохо помню, что и как, но когда я увидел рисунок, меня словно ошпарило: почему не я сделал его, а этот болван!? Во мне проснулся азарт.

Я ринулся в библиотеку, впился в толстенную "Ниву" и принялся копировать портрет композитора Рубинштейна -- мне приглянулся тонкий узор морщинок на его лице; изображение какой-то гречанки и вообще все картинки подряд, а кое-какие, кажется, придумывал сам.

Все эти работы я развесил дома в спальне. Мне был знаком уличный жаргон, известен обиходный лексикон. Но слово "художник" было таким диковинным, книжным, будто залетевшим из другого мира, -- может, оно мне и попадалось, но в нашем городке его никто и никогда не произносил. Это что-то такое далекое от нас! И сам я никогда бы на него не натолкнулся.

Но однажды ко мне пришел в гости приятель. Обозрев картинки на стенах, он воскликнул:

--  Слушай, да ты настоящий художник!

-- Художник? Кто, я -- художник? Да нет... Чтобы я... Он ушел, оставив меня в недоумении.

И тут же я вспомнил, что действительно видел где-то в нашем городке большую,  как у лавочников, вывеску: "Школа живописи и рисунка художника Пэна". "Жребий брошен. Я должен поступить в эту школу и стать художником"».

Марк Шагал «Моя жизнь»

12 фактов о Марке Шагале

  • В 1933 году в Мангейме по приказу Геббельса было устроено публичное сожжение работ Шагала, а в 1937–1939 годах его картины экспонировались на выставках «Дегенеративное искусство» в Мюнхене, Берлине, Гамбурге и других городах Германии.
  • Образ Беллы встречается более чем в двух тысячах картин Марка Шагала.
  • Шагал создал иллюстрации к Библии, басням Лафонтена, «Мертвым душам» Гоголя, античному роману «Дафнис и Хлоя», собственной книге «Моя жизнь» и книге воспоминаний Беллы «Горящие свечи».
  • В 1942 году в Мехико Шагал оформил балет «Алеко» на музыку П. Чайковского, в 1945 — «Жар-птицу» И. Стравинского в «Метрополитен-опера» в Нью-Йорке.
  • На картине Марка Шагала «Серые дома, Витебск» (1917, музей Тиссен-Борнемиса в Мадриде) на бревенчатой стене дома можно прочитать слово «дурак».
  • В 1948 г. на 24-й Венецианской бьеннале Шагалу был присужден «Гран-при» за гравюру.
  • На протяжении всей жизни Шагал писал стихи, сначала на идише и на русском, а затем и на французском.
  • Уже в 1950-х коллекционеры охотились за рисунками Шагала. Ожидая заказ в ресторане, он часто рисовал на салфетках и скатертях, даже эти наброски потом продавались за сотни и даже тысячи франков.
  • Этикетка для вина Шато Мутон-Ротшильд урожая 1970 года создана по рисунку Марка Шагала.
  • В 1973 году по приглашению Министерства культуры Советского Союза Шагал посетил Ленинград и Москву. В Третьяковской галерее прошла выставка его работ.
  • Поэт Франческо Мальяччи создал текст знаменитой песни Volare («Лететь») под впечатлением от выставки картин Шагала.
  • Шагал стал героем комикса «Шагал в России» французского художника Жоанна Сфара (первая часть – 2010 год, вторая часть - 2011).

 

Материалы о Марке Шагале

Статья о Марке Шагале в русской Википедии

Марк Шагал «Моя жизнь»

Марк Шагал в энциклопедии «Кругосвет»

Сайт, посвященный Марку Шагалу

читайте также
Человек дня
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Человек дня
Человек дня: Нона Гаприндашвили
Май 3, 2024
ЗАГРУЗИТЬ ЕЩЕ

Бутовский полигон

Смотреть все
Начальник жандармов
Май 6, 2024

Человек дня

Смотреть все
Человек дня: Александр Белявский
Май 6, 2024
Публичные лекции

Лев Рубинштейн в «Клубе»

Pro Science

Мальчики поют для девочек

Колонки

«Год рождения»: обыкновенное чудо

Публичные лекции

Игорь Шумов в «Клубе»: миграция и литература

Pro Science

Инфракрасные полярные сияния на Уране

Страна

«Россия – административно-территориальный монстр» — лекция географа Бориса Родомана

Страна

Сколько субъектов нужно Федерации? Статья Бориса Родомана

Pro Science

Эксперименты империи. Адат, шариат и производство знаний в Казахской степи

О проекте Авторы Биографии
Свидетельство о регистрации средства массовой информации Эл. № 77-8425 от 1 декабря 2003 года. Выдано министерством Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовой информации.

© Полит.ру, 1998–2024.

Политика конфиденциальности
Политика в отношении обработки персональных данных ООО «ПОЛИТ.РУ»

В соответствии с подпунктом 2 статьи 3 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» ООО «ПОЛИТ.РУ» является оператором, т.е. юридическим лицом, самостоятельно организующим и (или) осуществляющим обработку персональных данных, а также определяющим цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

ООО «ПОЛИТ.РУ» осуществляет обработку персональных данных и использование cookie-файлов посетителей сайта https://polit.ru/

Мы обеспечиваем конфиденциальность персональных данных и применяем все необходимые организационные и технические меры по их защите.

Мы осуществляем обработку персональных данных с использованием средств автоматизации и без их использования, выполняя требования к автоматизированной и неавтоматизированной обработке персональных данных, предусмотренные Федеральным законом от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.

ООО «ПОЛИТ.РУ» не раскрывает третьим лицам и не распространяет персональные данные без согласия субъекта персональных данных (если иное не предусмотрено федеральным законом РФ).